39 глава

Псалом 39: Спасен!

Знакомое многим изречение «жертвы и приношения Ты не восхотел» (ст. 7-9) указывает на мессианскую природу этого псалма; оно приводится как слова Господа Иисуса в Евр. 10:5. Однако данный псалом порождает затруднение, обусловленное тем, что в его первой части речь идет о Воскресении, тогда как заключительная часть, судя по всему, возвращается к страданиям на кресте. Объяснить такой переход нелегко. Некоторые полагают, что в первых стихах Спаситель предвосхищает Свое воскресение и говорит о нем так, как если бы оно уже произошло. Другие понимают завершающую страстотерпную молитву псалма как молитву верного остатка Израиля во время Великой скорби. В нашем анализе мы будем весь псалом соотносить с Господом Иисусом – сначала применительно к Его воскресению, а потом применительно к Его крестным мукам. Если такое нарушение хронологического порядка смущает нашу западную рассудочность, пусть нас утешит осознание того факта, что на Востоке подобную временную упорядоченность зачастую не считают чем-то существенным.

39:1, 2 Это слова из уст Мессии Иисуса. Он твердо уповал на Своего Господа в том, что Господь услышит Его молитву и избавит Его от смерти. Даже наш благословенный Господь не всегда получал незамедлительный ответ на Свои молитвы. Но Он понимал, что задержка не обязательно означает отказ. Бог отвечает на молитвы в то время, которое лучше всего подходит для осуществления Его замысла о наших жизнях.

Не слишком скоро к нам приходит помощь Божья,

иначе б мы не знали Благословенья доверять Ему во тьме;

Но не настолько поздно, чтобы мы страдали бы от тщетных упований.

39:3 Спаситель сравнивает величие Своего воскресения из мертвых с выходом из страшного рва и из тинистого болота. Кто в силах описать, что означает для Подателя жизни выйти из гроба Победителем греха, сатаны, смерти и могилы – живым вовеки!

Хотя спасение Христа было событием уникальным, в каком-то смысле все мы способны ощутить величие Бога, вытаскивающего нас из канав и колдобин на нашем жизненном пути. Как все мы знаем, в жизни хватает разных глубоких ям. Необращенному человеку, который Святым Духом осознал свою греховность, предстоит выбираться из особенно страшного рва. Вероотступник тоже попадает в коварную топь. Существуют болота болезни, страданий и скорбей. Очень часто, когда мы нуждаемся в наставлении, мы словно бы бродим по дну темницы. И, разумеется, иногда мы тонем в трясине утрат, одиночества и уныния. Бывают незабываемые моменты, когда мы молимся и взываем, и стонем, но ничего словно бы не происходит. Мы должны научиться на примере нашего Спасителя терпеливо ждать ответа от Господа. В Его времена и сроки, на Его путях мы получим Его помощь, Он извлечет нас изо рва, поставит на камне ноги наши и утвердит наши стопы.

39:4 Подчеркнем, что Бог есть также источник нашей хвалы, а не только ее объект. Он вкладывает в уста наши новую песнь – это песнь хвалы Богу нашему.

Наше спасение побуждает нас не только воздавать хвалу Богу, но и свидетельствовать для других людей: «увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа». Как ни в каком другом случае, это верно по отношению к воскресению Господа Иисуса. Задумаемся о нескончаемой череде пилигримов веры, которых обратило к Богу живому чудо опустевшего гроба!

39:5 Думая о тех, кто вкусил и убедился, как благ Господь, воскресший Искупитель провозглашает одну из величайших, одну из фундаментальнейших истин духовной жизни: «блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою…» Подлинное счастье и полнота жизни приходят только через веру в Бога. Иначе и быть не могло. Мы так созданы, что можем понять свое предназначение только тогда, когда признаем Бога нашим Господом и Наставником. Об этом хорошо сказал Паскаль: «В человеческом сердце есть пустота, сформированная Богом». Августин писал так: «Ты сотворил нас, Господь, для Себя, и наше сердце не найдет покоя, пока не успокоится в Тебе!»

Блаженный человек не только обращается к истинному Богу; он отвращается от гордых людей и последователей ложных богов. Его не вводят в заблуждение две величайших иллюзии в жизни – представления о том, будто бы достижения гордого человека имеют значение, и что ложные боги меркантильности, гедонизма и сексуальной распущенности способны принести удовлетворение человеческому сердцу. Блаженного человека больше волнует Божье одобрение, а не людское, он понимает, что всю полноту счастья можно обрести только в приобщении к Богу – а не в обществе тех, кто поклоняется идолам в языческих капищах.

39:6 Сказанное приводит Мессию к мысли о том, как бесчисленны милости Божьи. О чудесах и помышлениях Его, направленных на благо Его народа, невозможно говорить в терминах количественно исчислимого. Ибо кто способен описать со всеми бесконечными подробностями устройство сотворенной Им природы? Кто в силах полностью перечислить хотя бы самые примечательные случаи Его провиденциального вмешательства? Кто может постигнуть беспредельность Его духовных благословений – а это избрание, предназначение, оправдание, искупление, умиротворение, помилование, прощение, спасение, рождение свыше, наполнение Духом, запечатление Духом, залог Духа, помазание, освящение, богосыновство, наследование, прославление – «хотел бы я проповедывать и говорить, но они превышают число».

Когда все милости Твои, мой Боже,

Моя спасенная душа обозревает,

То с трепетом любви и изумленья дрожью

Господню славу воспевает.

Джозеф Аддисон.

39:7 Как мы уже говорили, стихи 7-9 свидетельствуют о существенно мессианской природе данного псалма. Из Евр. 10:5-9 мы узнаем, что эти слова были сказаны Сыном Божиим, когда Он пришел в этот мир. По сути дела, речь идет о том, что уже тогда, когда Бог установил для народа Израиля жертвы и приношения, они вовсе не соответствовали Его конечной цели. Они применялись в качестве прототипов, прообразов того лучшего, что появится впоследствии. Как временная замена, они сыграли свою роль. Но Бог никогда не был по-настоящему удовлетворен ими; они не были для Него достаточно совершенны, так как не обеспечивали окончательного решения проблемы греха. Понимая, что всесожжение и жертва за грех изначально не могут дать желаемого, Бог открыл поэтому уши Своему возлюбленному Сыну. Это выражение означает просто, что Спаситель был готов к тому, чтобы слушать и выполнять волю Своего Отца. Именно так, с добровольной готовностью к послушанию, Христос и вошел в этот мир.

В примечании к переводу ЛБ дан другой вариант фразы «Ты открыл мне уши» – «Ты пронзил (проколол) мне уши». Некоторые толкователи полагают, что это ссылка на еврейского раба в Исх. 21:5, 6. Если раб не хотел на седьмой год получать свободу, ему прокалывали шилом ухо у дверного косяка, и тогда считалось, что он должен остаться у своего хозяина навеки. Христос, как исполнение прототипа, в Своем воплощении добровольно стал рабом (Флп. 2:7) и продолжит служение Своему народу, когда придет снова (Лк. 12:37).

При цитировании в Евр. 10:5 фраза «Ты открыл мне уши» изменена так: «Ты… тело уготовал Мне». Что касается авторитетности такой замены, то у Святого духа, которым сначала были вдохновлены эти слова в Псалме 39, бесспорно, есть право пояснить их при повторе в новозаветном тексте. В буквальном переводе древнееврейское выражение «раскрыть ухо», возможно, следует понимать как фигуру речи, в которой часть (в данном случае ухо) подразумевает целое (в данном случае тело; эта фигура называется синекдохой). Новый Завет расширяет и проясняет его смысл по отношению к Воплощению.

39:8, 9 Когда Христос стал Человеком, это было не смиренным подчинением, а радостным устремлением сердца.

При этом Он сказал: «вот, иду; в свитке книжном написано о мне: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце». От начала до конца Ветхого Завета предсказывалось не только то, что Христос придет в этот мир, но и то, что Он придет со стремлением охотно и ревностно исполнять волю Божию. Он не просто сознавал волю Божию разумом – она была запечатлена в самом Его сердце.

39:10, 11 Эти стихи описывают Его земное служение. Он возвещал правду о спасении в собрании великом, то есть в доме Израиля. Он не утаил ничего из того, что Бог предначертал Ему провозгласить. Он не умалчивал великие истины о спасающей Божией помощи, о Его вечной верности и неизменной любви.

39:12 Оставшиеся стихи псалма (1218), как мы понимаем, возвращают нас к распятию. Мы слышим, как Спаситель взывает к Богу самым пронзительным и мучительным стоном. Этот призыв тесно связан со словами предыдущего стиха 11. Связь здесь такая: «Я сказал людям о Твоем спасении, о Твоей верности и Твоей неизменной любви. Теперь, чтобы не опроверглось Мое свидетельство – не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня. Да охраняют они Меня непрестанно!».

39:13 Непосредственной причиной Его отчаянного призыва стали постигшие Его гибельные муки Голгофы. Эти беды неисчислимые были связаны с неисчислимыми грехами причинно-следственной связью. Но когда Он говорит: «беззакония мои…», мы обязательно должны помнить, что это, по сути дела, были наши беззакония – те грехи, за которые Он взялся заплатить ужасную цену. Страдания Его были столь велики, что сердце Его не выдерживало. Кто из нас в состоянии представить себе всю мучительность той агонии, которую Он претерпевал, чтобы мы могли быть прощены и помилованы!

39:14 Оказавшись на этой роковой грани, Христос стучит в небесные врата с мольбой о помощи – о немедленной помощи. Он как бы взывает: «поспеши, Господи, избавить меня, [избавить немедленно!]«. Такие просьбы безотказны. Они подвигают божественное Всемогущество к действию.

39:15, 16 По поводу Своих врагов Он просит, чтобы их наказание соответствовало их преступлениям. За их покушения на Его жизнь они должны быть посрамлены и пристыжены. Он молится, чтобы желающие Ему зла получили отпор и были преданы посмеянию. Злорадствующих по поводу Его несчастий Он хотел бы видеть пришедшими в смятение из-за их собственного унижения. Если кто-нибудь возразит мне, что подобные чувства не сочетаются с образом Бога любви, я только напомню, что человек, отвергая эту любовь, сознательно выбирает наказание самому себе.

39:17 В отношении друзей Бога Христос молится о том, чтобы они всегда могли радоваться в Господе. Пусть все ищущие Бога радуются и веселятся в Нем, и любящие спасение Божие говорят непрестанно: «велик Господь!»

39:18 О Себе Христос говорит, что силы Его иссякли, что Он – в отчаянной нужде. Но утешает Его то упование, что Господь думает о Нем. Как сказал кто-то, «Нищета и нужда – не препятствие для помыслов Божиих».

Что касается Самого Бога, Он – помощь и избавитель для Своего возлюбленного Сына. В финальном аккорде молитвы Господь Иисус взывает: «Боже мой! не замедли». И Бог не замедлит с ответом. Уже на третий день Отец, склонившись, спасет Его из страшного рва, как мы видели в первой части псалма.

Мы, таким образом, убеждаемся, что в этом псалме сначала появляется ответ на молитву, и только потом сама молитва. Это яркая иллюстрация к обетованию: «Прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу» (Ис. 65:24).