3 глава

Псалом 3: Этюд преображения чувств

Если мы подвержены резким перепадам настроения, нас может утешить тот факт, что этим же страдал и Давид! В этом псалме он испытывает всю гамму чувств, от мрачного отчаяния до спокойной и радостной уверенности.

3:1-3 Вначале Давид трепещет при одной мысли о своих врагах. Их огромное число вселяет в его сердце ужас. Что может один против такого множества? Он также уязвлен их злобными насмешками. Они твердят, будто бы его грех лишил его всякой надежды спасения в Боге.

Стих 3 заканчивается загадочным словом «селах», которое в Синодальном переводе отсутствует. Поскольку это первый из семидесяти одного случая, когда данное слово встречается в Псалтири, мы остановимся для более подробного обсуждения. К сожалению, наши комментарии будут не столько разъяснениями, сколько признанием в невежестве! Простая истина состоит в том, что мы не знаем значения этого слова. Все, что нам остается – перечислить некоторые предложенные варианты его истолкования и предоставить читателю самому решать, какой из них больше похож на правду.

Слово селах может быть указанием усиливать звучность голоса или музыкального сопровождения, то есть, петь и играть все громче. Крещендо!

Оно может обозначать интонационную остановку, паузу, как бы подсказывая: «остановись и задумайся над этим».

«В Септуагинте оно переведено словом diapsalmos, которое означает либо повышение громкости, форте, либо, что вероятней, музыкальную интерлюдию».

Некоторые считают, что это указание сделать повтор, как наше da capo, «с начала».

Оно может отмечать конец строфы (музыкального периода). Оно может даже указывать на необходимость склониться в поклоне – в знак почтения, благоговения. 3:4 Настрой псалма меняется со стиха 4. Давид отрывает взгляд от своих врагов и обращает его на Господа, благодаря чему для него открывается совсем иная панорама. К Давиду приходит понимание того, что Иегова – его щит, его слава, Тот, Кто возносит голову его. Господь, щит для Давида, полностью ограждает его от всякого вражеского нападения. Как источник славы для Давида, Господь поддерживает его честь и достоинство, отражая попытки посрамить его, делая неуязвимым для клеветы и поношений, которыми со всех сторон осыпают Давида. Господь возносит голову Давида, вселяя в него мужество и возвеличивая его.

3:5 Вдохновленный пониманием этих великих истин о Боге, Давид обращается к своему Господу с молитвой и сразу обретает уверенность, что все его мольбы услышаны и не останутся без ответа. Бог отвечает со святой горы Своей, то есть с того места, где находится Иерусалимский храм, места, где Он обитает среди Своего народа.

3:6, 7 Уверившись в покровительстве Иеговы, псалмопевец ложится и засыпает. Это сладчайший сон, дар Божий тем, кто всецело вверяет себя Богу в самых тревожных жизненных перипетиях. Давид  пробуждается  от мирного ночного сна с ясным осознанием того, что только Господь может успокоить сердце человека, измученного страхами и дурными предчувствиями. Теперь у Давида есть силы бесстрашно противостоять неприятелю, пусть даже Давида окружает тьма (десятки тысяч) врагов!

3:8 Но это не значит, что в молитве больше нет необходимости. Благодать, которая поддерживала нас вчера вечером, на сегодняшнее утро не распространяется. Мы ежедневно нуждаемся в новом пополнении Божией благодати. Поэтому Давид по-прежнему обращается к Господу с мольбой о своем спасении, веря, что Бог поразит в ланиту всех врагов его, сокрушит их зубы.

3:9 По убеждению Давида, Иегова – единственный, Кто может спасти человека; только от Господа спасение. И Давид молится, чтобы Бог сохранил Свое благословение над народом Своим, продолжая избавлять его от бедствий.

Возможно, взволнованные чувства этого Божиего человека покажутся нам понятней, если мы еще раз взглянем на заголовок псалма:

«Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего». Во главе врагов Давида стоял его собственный сын! И то уже было бы горестно, если бы противниками были иноземные захватчики, но когда их предводителем выступает мятежный сын Давида, это лишь усугубляет скорбную муку несчастного отца.