77 глава

Псалом 77: Историческая притча

«Божий путь – в благодати, пусть Израиля – в грехе», – так сформулировал Беллет главную мысль этого псалма. Это одна из великих песен об истории Израиля. Ее задача – научить нас учиться на ошибках прошлого, чтобы никогда не повторять их.

Призыв учиться на примере истории (77:1-4)

Автор псалма призывает свой народ (и всех нас) слушать внимательно, потому что собирается произнести притчу, то есть рассказ его будет иметь более глубокое значение, помимо того, что заметно с первого взгляда. Вспоминая разные главы истории своего народа, Асаф извлекает из них скрытые уроки, которые называет «гаданиями из древности». Наши родители рассказывают нам о прошлых событиях, и мы обязаны передать следующему роду все, что знаем о деяниях Господа, о том, как Он вел Свой народ в благодати и наставлял его.

Намерения Бога, когда Он дал в благодати Свой закон (77:5-8)

Асаф начинает свою притчу-учение с учреждения закона. Бог дал Израилю закон, сказав, что он должен преданно передаваться следующим родам. У Бога было в связи с этим четыре желания: Чтобы народ возлагал надежду

на Него, Чтобы они не забывали Его

славные дела, Чтобы они слушались Его, Чтобы они учились на ошибках прошлого и не повторяли прегрешений своих отцов.

Непокорность, бунт и неблагодарность народа (77:9-11)

Но что произошло? Под командованием колена Ефрема израильтяне изменили Господу. Вооруженные луками, они обратились назад в день брани. Возможно, речь идет о трусости, проявленной в Кадес-Варни, когда народ поверил рассказу пессимистично настроенных лазутчиков. Или же имеется в виду неспособность полностью изгнать из земли хананеян. Скорее всего, это общее описание характерного для их поведения. Они неоднократно и сознательно преступали закон Божий. Они, как обычно, забыли все потрясающие чудеса, которые Он явил им ради их же блага.

Народ забыл о своем освобождении из Египта (77:12-14)

Они забыли Египет – и свое чудесное избавление от принудительного рабского труда на полях Цоана (Таниса). Как могли они забыть переход через Чермное море – когда воды расступились и замерли по обе стороны, чтобы они могли пройти посуху? Чудесное облако славы вело их днем, а свет огня – ночью.

Народ забыл, как Бог чудесным образом давал им воду в пустыне (77:15,16)

Они быстро забыли о том, как Бог давал им воду в изобилии, как из великой бездны, расколов камень в пустыне – и вода устремлялась наружу сильным потоком. Реки в пустыне – это чудо, но у них была короткая память.

Народ нахально требовал хлеба и мяса (77:17-22)

Они начали ссориться с Господом из-за продуктов питания. Недовольные и ворчливые, они предъявляли Всевышнему все новые требования. Они оскорбляли Бога, говоря, что Он увел их в пустыню, чтобы уморить голодом. Они сомневались в Его способности позаботиться о них. Неохотно признавая, что Он дал им воды, они сомневались, что Он захочет или сможет дать им хлеб и мясо. Недоверие народа рассердило Господа. Он воспламенился гневом, потому что люди не веровали в Его спасительную силу. Огонь гнева Его разгорелся против Израиля.

Бог в благодати Своей послал манну (77:23-25)

Они хотели хлеба. Но в пустыне не было продуктовых магазинов. Там не из чего было делать хлеб. Поэтому Бог отверз двери неба, Своей небесной житницы, и излил на землю бесконечные запасы манны. Манна была лучше, чем хлеб; это был хлеб небесный, хлеб ангельский.

Бог в Своей благодати послал перепелов (77:26-31)

Им хотелось также мяса. Но где взять мяса в пустыне для такого количества народа? Бог решил эту проблему, вызвав восточный ветер, который принес множество перепелов прямо в стан израильтян. Разумеется, эти птицы не жили в пустыне; их принесло издалека. Но Бог снабдил ими людей в избытке.

Пока люди насыщались, на них обрушился гнев Божий. Бог послал чуму, убившую лучших израильтян.

Народ продолжил грешить; Бог по-прежнему был милостив (77:32-39)

При всем этом, при всех этих доказательствах любви Бога, сердца людей оставались неверными. Что бы ни делал Бог, все им не нравилось. Несмотря на Его чудеса, они все время роптали. Поэтому время от времени Иегова насылал на народ смерть и погибель. На какое-то время это сдерживало оставшихся в живых; они обращались к Господу, раскаивались в своих грехах и искренне стремились к Нему. Они понимали, что Он был для них убежищем, что Он избавил их от ужасов египетского плена. Но скоро они снова начинали лгать Богу: вели благочестивые речи, но поступали совсем по-другому. Они были дерзки и непокорны.

Господь проявлял огромное терпение и сдерживал Себя. Благодаря Своему предельному милосердию, Он прощал их постоянное отступничество и не подвергал несчастьям, которые они заслужили. Он помнил, что они плоть; сегодня здесь, а завтра их уже не будет.

Непокорность, провокации и неблагодарность народа (77:40, 41)

Автор псалма заново повторяет всю печальную историю (ст. 40-58). Если нам, читателям, надоело это повторение, то представьте, как же это раздражало Господа!

Постоянный бунт народа в пустыне гневил Его до глубины души. Снова и снова они испытывали Его и причиняли боль Святому Израиля.

Народ забыл об избавлении из Египта (77:42-53)

77:42 Они не помнили, как Он использовал Свое могущество ради них и спас их от угнетения. Избавление из Египта было величайшим проявлением могущества Бога в истории человечества. Но они восприняли его как само собой разумеющееся.

77:43 В стихах 43-53 снова упоминается Египет, на этот раз речь идет о шести казнях, в следующем порядке: Первая казнь – реки превратились в

кровь (ст. 44) Четвертая казнь – мухи (ст. 45а) Вторая казнь – жабы (ст. 45б) Восьмая казнь – саранча (ст. 46) Седьмая казнь – град (ст. 47, 48) Десятая казнь – смерть первенцев (ст. 49-51)

77:44 Бог превратил реки в кровь, чтобы египтяне не могли пить из них. Нил, считавшийся священной рекой, был осквернен. Источники же израильтян остались нетронутыми.

77:45 Он послал на них рои насекомых, наполнивших дома египтян. Они поклонялись веельзевулу, «князю мух», а теперь этот бог обратился против них, чтобы их поглотить. Интересно, что мух не было в земле Гесем, где жили израильтяне.

Бог послал на Египет жаб. Египтяне поклонялись жабам как символу плодородия, а теперь жабы губили их, мешая нормальному течению жизни. Опять же, эта казнь коснулась только египтян; евреи были защищены рукой Бога.

77:46 Бог послал саранчу, которая покрыла землю Египта. Предполагалось, что бог Серапис защищает людей от этих прожорливых насекомых. Но Серапис был бессилен. Урожай был погублен, саранча сожрала земные произрастания. Израильтяне в это время не видели ни гусениц, ни саранчи.

77:47, 48 Седьмая казнь была связана с градом, льдом и огненными молниями. Они вызвали великий переполох среди людей, поразили скот, стада, виноградники, сикоморы. Но и эта казнь постигла только египтян. «…Только в земле Гесем, где жили сыны Израилевы, не было града» (Исх. 9:26).

77:49 Последним ударом Бога была смерть первенцев. Автор псалма говорит о проявлении Божьего гнева, негодования, ярости и бедствия, а также о том, что это было дело злых ангелов. В некоторых текстах Писания Сам Господь предстает перед нами как проходящий через Египетскую землю, чтобы поразить первенцев (Исх. 11:4; 12:12, 23, 29), но в Исходе 12:23 упоминается ангел-губитель, который действовал от Его имени. Автор этого псалма предполагает, что это был отряд ангелов-губителей.

77:50-53 Он уравнял стезю гневу Своему, чтобы гнев Его мог проявляться без ограничений. Все первенцы египтян были поражены неизвестной язвой или мором. Лучшие представители египетского народа умерли в тот день. Но дома израильтян были защищены от напасти кровью пасхального агнца, и ни один еврейский мальчик не погиб.

Все казни были такими избирательными, что их невозможно объяснить природными причинами. Как могли иудеи прекратить благодарить Бога за свое чудесное избавление?

Он вывел их из Египта, как стадо овец, и вел пустынею. «Он вел их в безопасности, им нечего было бояться, а море поглотило их врагов» (Желино). Это было чудесной демонстрацией Его любви и могущества!

Народ забыл о доброте Бога, приведшего их в землю обетованную (77:54, 55)

Он привел их в область святую Свою, на гору, которую приобрела для них десница Его. Конечно, земля эта была в то время населена язычниками-идолопоклонниками, так что Он прогнал от лица их народы и разделил землю между коленами Израилевыми. Ни один пастух не заботился о своих овцах так, как Иегова заботился о Своем народе!

Предательство и идолопоклонство народа (77:56-58)

Были ли они благодарны? Нет! В период судей они искушали Бога, восставали против Него, забывали о Его заповедях. Как отцы их, сыновья оказывались неверующими и неверными, подобно плохому луку, на который не может положиться лучник. Они огорчали Господа, строя на холмах святилища, и возбуждали Его ревность истуканами своими.

Божий гнев против Израиля (77:59-67)

77:59, 60 Автор псалма поэтически описывает, как Бог отреагировал на их черную неблагодарность и обрушился на них в гневе. Это не было сюрпризом для Иеговы; скорее последней соломинкой в долгой череде непослушания. Но на этот раз Он решил наказать Израиль, в особенности северные колена, которые были зачинщиками бунтарств, провоцируя на них всех остальных. Он оставил Силом, где находилась скиния – то место земли, которое раньше Он выбрал, чтобы жить среди Своего народа.

77:61-64 На этот раз Бог позволил, чтобы Его сила, то есть ковчег завета, попала в плен к филистимлянам. Покрытый золотом символ Его славы оказался в руках врага (1 Цар. 4:11а). Много израильтян было убито; в битве пало 30000 пехотинцев (1 Цар. 4:10). Война унесла много юношей, не слышно больше было брачных песен, и для девиц не звучали свадебные колокольчики. Священники, павшие от меча, – это Офни и Финеес, грешные сыновья Илия (1 Цар. 4:11б). Их вдовы не оплакивали их смерть, вероятно, потому, что захват ковчега филистимлянами был еще большим горем. Они понимали, что слава покинула Израиль (1 Цар. 4:19-22).

77:65, 66 Казалось, что какое-то время Иегову не волновало положение Его народа. Но потом Он воспрянул, воспылав гневом, восклицая, как бы исполин, побежденный вином. И филистимлян ждало поражение! Он поразил врагов прямо в тыл, когда они бросились в бегство – они потерпели постыдное поражение (1 Цар. 7:10, 11; 13:3, 4; 14:23).

77:67 Но Бог твердо решил отвергнуть шатер Иосифов и колена Ефремовы. Здесь Ефрем и Иосиф обозначают десять северных колен. Когда Рувим пренебрег своим первородством, Иосиф унаследовал двойную долю территории через своих сыновей, Ефрема и Манассию.

Бог избрал Иуду, гору Сион и Давида (77:68-72)

77:68, 69 Но Ефрем был вождем бунтовщиков; поэтому Бог отнял власть у него и передал эту честь Иуде. Он избрал гору Сион на территории Иуды для строительства святилища Своего – высокого, как небеса, и непоколебимого, как земля.

77:70, 71 Именно из колена Иуды Бог избрал Давида, раба Своего. Этот пастух, ставший царем, воспитывался в дворах овчих, среди доящих, он учился духовной истине у природы. Потом Иегова привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля. И Давид справился с этой задачей.

77:72 И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их.

Псалом завершается на этой мирной, пасторальной ноте. Но, прежде чем перейти к следующему псалму, мы должны запомнить: история Израиля отражает нашу с вами историю. Мы даже более виноваты, чем они, потому что нам дано больше привилегий. Живя во всем сиянии любви, явленной на Голгофе, почему мы жалуемся, бунтуем, сомневаемся в Господе, забываем благодарить Его? Он не осуждает нас, тем не менее, мы бесчисленное количество раз искушали Святого Израилева. Мы огорчали Его тысячами ошибок. Мы роптали и ворчали, несмотря на бесчисленные благословения.

Терпение Бога не безгранично. Наступит время, когда Он позволит нам вкусить всю горечь нашего отступничества. Если мы пренебрегаем Его благодатью, мы ощутим на себе Его суд.

Если мы отказываемся служить Ему преданно и верно, Он найдет Себе других слуг. Мы утратим благословение и никогда больше не найдем такого хорошего Господина.