85 глава

Псалом 85: Молитва с обоснованием

Одна из примечательных особенностей этого псалма состоит в том, что Давид объясняет причину всего, о чем говорит, будь то просьбы или восхваления. Мы можем проследить за ходом его рассуждений.

ПРОСЬБА

85:1 Об аудиенции у Господа.

85:2а О защите (Обратите внимание на слово «раб» в ст. 4 и 16).

85:2б О временном спасении.

85:3 О благодати.

85:4 О радости и ликовании.

85:6 Об аудиенции Господа.

85:7 О помощи в день скорби.

ОБЪЯСНЕНИЕ

Беспомощность и нужда автора псалма.

Его положение святого.

Ясных причин не приводится, но обоснование подразумевается в словах: «Ты, Господи».

Давид упорно молился каждый день.

Он уповает на Господа и никого другого.

Благость, готовность прощать и милость Господа изливаются на всех призывающих Его.

Бог слышит и ответит на молитву.

В следующих стихах автор псалма переходит к восхвалению.

85:8 Несравненная Личность и дела Господа.

85:9 Его достоинство, перед которым должны преклоняться все народы. (Это произойдет в период тысячелетнего царства.)

85:14-16 В остальных стихах описывается неизбежная опасность, подстерегающая автора псалма. Скопище высокомерных, мятежных людей сговорилось и ищут души его. Эти люди не думают о Боге. Но Давид знает Господа, и в этот критический момент утешает себя знанием о том, что Бог – щедрый и благосердный, долготерпеливый, многомилостивый и истинный. Поэтому он уверенно просит Господа призреть на него с состраданием, укрепить и спасти его – сына рабы Божьей. Некоторые комментаторы считают, что «сын рабы Твоей» – это образное выражение, означающее «принадлежащий Тебе», как было с сыновьями женщин-рабынь. Те же, кто воспринимает этот псалом как мессианский, считают это указанием на деву Марию.

85:17 Наконец, автор псалма просит Господа дать ему какое-нибудь определенное знамение Своего расположения. Враги поймут, что были неправы, когда увидят, как Бог помог Давиду и утешил его.

Мы упоминали в самом начале, что этот псалом примечателен тем, что в нем приводятся обоснования большей части молитв и восхвалений. Следует упомянуть еще две его уникальных особенности. Во-первых, Давид часто цитирует другие Писания; его молитва и восхваление – это практически подборка библейских стихов. Во-вторых, Божье имя «Адонай» встречается в нем семь раз (оно переводится как «Господь» в ст. 3, 4, 5, 8, 9, 12 и 15). Богобоязненные иудеи часто предпочитали это имя имени Иегова. Древние хранители священных текстов 134 раза меняли имя Иегова на Адонай, когда читали тексты вслух, потому что испытывали чрезвычайное почтение к неизреченному имени «Иегова».

По поводу единения наших сердец в страхе Божьем (ст. 11б) Ф. У. Грант пишет:

«Этого в самом деле недостает Божьему народу. Мы не так уж часто в своей жизни откровенно грешим, но сколько времени у нас уходит на мелкие отклонения, мешающие свидетельству о Боге! Немногие могут сказать вслед за апостолом, что, «забывая заднее, простираются вперед». Мы находимся в пути… но останавливаемся половить бабочек среди цветов и не продвигаемся вперед. Должно быть, сатана удивляется, видя, как мы отказываемся от «царств мира сего и их славы»… но при этом размениваемся на бесчисленные пустяки, делаем неуверенные шажки, как дети, вызывающие нашу улыбку. Если мы внимательно изучим свою жизнь… , то увидим, сколько бесполезных беспокойств, придуманных обязанностей, «невинных» развлечений постоянно отвлекают нас от единственной цели, которая может принести нам пользу! Немногие осмелятся таким образом взглянуть на ненаписанную историю своей каждодневной жизни!»