89 глава

IV. КНИГА 4 (ПСАЛМЫ 89 – 105)

Псалом 89: Похоронный звон

Позвольте мне воспользоваться силой воображения, чтобы объяснить вам этот псалом. Действие происходит в Синайской пустыне. Прошли годы с тех пор, как лазутчики вернулись в Кадес-Варни со своим плохим отчетом. Народ так и продолжает бродить по пустыне, никуда не приходя. Это бесполезное движение.

Каждое утро в шатер Моисея приходит вестник со свежими новостями о погибших. Это новости о смертях, смертях, смертях и снова смертях. Самые распространенные новости – это некрологи, и пустыня кажется все увеличивающимся кладбищем. Каждый раз, когда народ снимается с лагеря, позади остаются свежие могилы.

В тот день Моисей, человек Божий, почувствовал, что силы его иссякли. Изнемогая от скорби по растущему числу погибших, он вернулся в свой шатер, пал ниц на землю и излил свою душу в молитве к Богу.

89:1, 2 Сначала, посреди бренности и временности существования, он находит утешение в вечности Господа. Все остальное уходит и исчезает, но Бог неизменен, Он – дом и прибежище для

Своего народа. От вечности до вечности, Он есть Бог, «бесконечный, вечный и неизменный в Своем бытии, мудрости, силе, святости, справедливости, благости и истине».

89:3, 4 Безвременности Бога резко противопоставляется краткость человеческой жизни. Кажется, что Бог постоянно издает указ: «Возвратитесь в прах!» – и нескончаемая очередь людей постоянно движется к могиле. Для Того, Кто вечен, изначальная продолжительность человеческой жизни – около тысячи лет – не более, чем день вчерашний или стража в ночи.

89:5, 6 Даже Моисею человеческая жизнь кажется недолговечной, как сон. Ты спишь, ты видишь сон, ты просыпаешься и не осознаешь, что время летит. Иначе говоря, жизнь как трава – свежая и зеленая утром, но увядшая и иссохшая вечером. Сперджен сказал, что она «посеяна, взросла, провеяна, обмолочена, и ее больше нет».

89:7-10 Смерть – следствие грехопадения, и Моисей понимает, что происходящее в пустыне случается по воле Божьей. Все воины, которым было больше двадцати лет в момент исхода из Египта, умрут и не увидят Ханаана. Звук погребального колокола – знак недовольства Бога Его народом, который встал на сторону неверующих лазутчиков и не пошел в Ханаан, как призывали Иисус Навин и Халев. Их беззакония и тайные грехи Ему известны, они постоянно печалят и раздражают Его. В результате израильтяне живут под тенью мрачной тучи Его гнева, на них обрушиваются бурные воды Его гнева. Некоторые живут отведенный им срок – семьдесят лет, а некоторые и восемьдесят. Но даже в таком случае их жизнь была тяжелой. Одна болезнь следовала за другой. Малейший труд был для них тяжек. А вскоре сердца их остановились, и они покинули этот мир.

89:11, 12 Человек Бога страшится Божьего гнева и ярости. Кто, спрашивает он, может достаточно почитать Его, думая о безбрежности Его гнева? Мысль о нем побуждает нас ценить каждый день своей жизни и повиноваться Ему всегда, чтобы это принесло вечную пользу.

89:13, 14 Моисей молится о том, чтобы Господь обратился к Своему народу с милостью. Неужели Его гнев будет пылать вечно? Неужели Он не умилосердится и не насытит их рано милостью Своей, чтобы они прожили оставшиеся дни спокойно и счастливо?

89:15, 16 Далее Моисей молится о том, чтобы впереди Израиль ждали многие годы радости – и было их не меньше, чем лет бедствия, которые они видели. Они уже видели, как Его могущество проявилось в делах суда; теперь он просит, чтобы Господь показал другую сторону Своего характера и совершил дела благодати.

89:17 Наконец, ходатай просит Господа благосклонно взглянуть на Свой избранный народ на земле и сделать все его дела плодотворными: «в деле рук наших споспешествуй нам».

Традиционно Псалом 89 часто читают на христианских похоронах. И не случайно, потому что он напоминает нам о краткости жизни и о том, что не нужно тратить время зря. Но псалму этому недостает уверенности и спокойствия, которое обрели верующие в новозаветную эпоху. Христос принес нам «жизнь и бессмертие через Благую Весть». Мы знаем, что смерть для нас – приобретение; она позволит нам освободиться от тела и оказаться дома, с Господом. Поэтому мрачное настроение Псалма 89 вытесняется радостным и победным упованием верующего в Христа. Смерть утратила свое жало, могила потерпела поражение. Верующий может петь:

Смерть побеждена! Скажи это радостно, будь полон веры;

Где сейчас победа, которой хвалилась могила?

Иисус жив! Твои врата больше не будут безрадостными;

Иисус жив, Он могуч и силен, Он спасает нас.

Фанни Дж. Кросби