24 глава

24:1, 2 Неразумно ревновать успеху злых людей или желать общения с ними. Они обладают способностью тянуть окружающих вниз, заставляя их опускаться на их уровень. Какой же это уровень? Их разум постоянно замышляет насилие, и их речь сосредоточена на злом.

24:3, 4 Дом может символизировать жизнь человека. Прекрасная, величественная жизнь строится не нечестием, а благочестивой мудростью. Нечестие разрушает жизнь, а разум придает ей прочность и целостность. Нечестие опустошает ее, а истинное познание (рус. – «умение») наполняет ее всякой драгоценной и прекрасной обстановкой.

24:5, 6 Мудрый человек может обладать большей силой, чем сильный человек, а человек думающий – могущественнее мускулистого гиганта. Война может вестись посредством мудрых советников, и чем больше таких советников, тем лучше.

24:7 Мудрость кажется навеки недоступной для глупца. Он никогда не сможет говорить с авторитетом, как это делают старейшины у ворот города.

24:8, 9 Тот, кто использует данные ему Богом возможности для изобретения новых форм зла, зарабатывает себе прозвище «злоумышленника». Помысел глупости – грех, и высокомерный кощунник, зачерствелый в своем нечестии, зарабатывает презрение и омерзение у окружающих.

24:10 Одно из испытаний истинной сущности человека заключается в том, как он ведет себя под давлением. Если он сдается, когда жизнь становится слишком неуютной, он не обладает необходимыми качествами.

Христос, коль шаг мой покачнется,

И к отступленью помыслы взметнут,

Если пустыня или тернии пробудят жалобы,

Господь, Ты ноги Свои покажи.

В крови, со шрамами гвоздей Твои мне ноги покажи.

О мой Иисус, Ты ноги покажи Свои.

О Бог, осмелюсь ль я тогда показывать Тебе

Мои стопы и мои руки?

Эми Кармайкл

24:11, 12 Когда невинные люди уводятся в газовые камеры, печи, и истребляются многочисленными другими методами, – когда нерожденные младенцы уничтожаются в клиниках при абортах, – непростительно стоять рядом и быть свидетелем этого, и не попытаться спасти их. И также бесполезно ссылаться на незнание. Как сказал Данте, «Самые жаркие места в аду сохраняются для тех, кто в период великого морального кризиса сохраняет нейтралитет».

Затрагивает ли это нас, верующих, которым вверена Благая Весть спасения? Мужчины и женщины погибают без Христа. Иисус сказал: «Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Ин. 4:35). Осмелимся ли мы сохранять нейтралитет?

Смотри, как удлинились тени вокруг нас,

Уж скоро дню конец, закат.

Как можем мы оставить их, потерянных и одиноких?

Христос грядет – зови их всех войти!

Анна Шиптон

24:13, 14 Мед здесь используется как символ мудрости. И первое, и второе полезно и сладко на вкус. Таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел ее, то есть будущность, и надежда твоя не потеряна. Иначе говоря, человеку, который обрел мудрость, гарантировано светлое будущее и осуществление всех его надежд.

24:15, 16 Бессовестный человек предостерегается от попыток лишить праведника его дома. Возможно второй оказался под воздействием временных трудностей, и нечестивый готов вцепиться когтями в его имущество.

Праведник может впасть в трудности или неприятности семь раз, но раз за разом снова будет вставать на ноги. Нечестивый может при первой же неудаче впасть в погибель.

24:17, 18 Человек доброго характера никогда не должен радоваться, когда его врага настигают неприятности, или наслаждаться его падением. Если Господь видит человека, скрывающего в своем сердце злорадствующий, мстительный дух, Он посчитает это злорадство более достойным наказания, чем вину его противника.

24:19, 20 Писание вновь предостерегает нас не расстраиваться, видя кажущийся успех злодеев, и не завидовать нечестивым. На этот раз в качестве причины указывается на то, что нечестивым приготовлено весьма неблагоприятное будущее. Им не приходится ждать ничего хорошего. Вместо этого, свет их жизни угаснет.

24:21, 22 Эта притча прививает почтение и уважение к Господу, а также к царю как к Его представителю. Она предостерегает от соучастия тем, кто намеревается изменить установленные Богом власти или свергнуть правительство. Оба вида мятежа принесут внезапную, непредсказуемую погибель виновным в них.

Божье Слово учит христианина повиноваться человеческому правлению до тех пор, пока это не заставляет его идти на компромисс с верностью Господу. Если правительство приказывает ему неповиноваться Господу, тогда он должен отказаться исполнять эти указания и смиренно понести последствия этого. Ни при каких обстоятельствах христианин не должен присоединяться к заговору свержения действующей власти.

Б. Дальнейшие слова мудрых (24:23-34)

24:23-26 Здесь начинается новая подборка высказываний, принадлежавших мудрым, которая продолжается до стиха 34.

Омерзительно выказывать лицеприятие, или лицемерие, когда производится суд между правильным и неправильным. Судья, размывающий границы моральных разделений, оправдывая виновного, будет проклят людьми и осужден народами. С другой стороны, судьи, обличающие грех, будут вознаграждены Богом и благословляемы людьми. Выносящие честные и справедливые приговоры заслужат поцелуй одобрения от народа.

24:27 Так же, как, прежде, чем построить дом, человек должен расчистить деревья и обработать землю, также, прежде, чем заводить семью, он должен сначала привести в порядок свою жизнь. Таким образом, эта притча может служить предостережением от слишком поспешного вступления в брак и принятия на себя ответственности, которую он возлагает на человека, прежде, чем тот готов к этому в духовном, эмоциональном и материальном отношении.

24:28, 29 Не при каких обстоятельствах никто не должен выдвигать ложное свидетельство против своего ближнего, или распространять лживые слухи о нем. Даже если этот ближний действительно совершил все эти вещи, нет никакого оправдания тому, чтобы воздавать злом за зло.

24:30-34 Автор проходил мимо виноградника ленивого человека и увидел, что все заросло терном и сорняками. Повсюду разрослась жгучая крапива. Каменная ограда обрушилась и лежит в руинах. Все это – наглядный урок для нас. Когда человек постоянно просит еще немного поспать, «еще 5 минуток», вы можете быть уверены, что бедность одолеет его, как разбойник на большой дороге, как вооруженный грабитель.

Когда мы уступаем лености в духовных вопросах, наша жизнь (виноградник) оказывается зараженной делами плоти (тернами и крапивой). Она больше не приносит плод для Бога. Наша духовная защита (ограда) оказывается сломленной, и сатана легко захватывает власть. Следствием нашего охлаждения и отступления от Бога становится обнищание души.