2 глава

Б. Пути мудрости (Гл. 2)

Во второй главе Соломон убеждает своего сына ходить путями мудрости. Первые четыре стиха содержат условия того, как человек может принять познание Бога: он должен быть ревностен и искренен, ища Бога всем своим сердцем. Остальные стихи главы обещают, что мудрость и проницательность будут даны тому, кто их ищет. Двадцать два стиха соответствуют двадцати двум буквам еврейского алфавита.

2:1 Прежде всего, отец призывает сына прислушаться к его наставлениям и сохранить в своем сердце его заповеди. Притчи были предназначены для того, чтобы, запомнив их наизусть, человек всегда имел их «при себе».

2:2 Необходимым условием являются открытое ухо и открытое сердце, или ум. Сын должен уметь внимательно слушать, а не предаваться безостановочным разговорам. Наставление заключается не в том, чтобы он мог «выговориться» и обсудить все свои проблемы, как учит этому современная психология; наоборот, он должен научиться прислушиваться к мудрым советам окружающих.

2:3, 4 Если его намерения действительно серьезны, то пусть он призывает знания и ревностно взывает к разуму. Серьезность и искренность намерений чрезвычайно важны. Согласно закону жизни, мы находим то, что ищем.

Нам необходимо иметь такое же стремление и побуждение, как у людей, добывающих серебро или разыскивающих скрытые сокровища. Трагедия же заключается в том, что люди часто выказывают большее рвение в поисках материальных сокровищ, нежели в стремлении к духовным богатствам.

2:5 Но те, кто ищут, обязательно находят. Те, кто ревностно стремится к правильным взаимоотношениям с Господом, и старается по-настоящему познать Бога, не будут разочарованы. Именно поэтому один из отцов ранней церкви сказал, что человек, ищущий Бога, уже нашел Его. Христос являет Отца всякому, верующему в Него. Познать Христа означает познать Бога.

2:6 После того, как мы обрели спасение по вере во Христа, мы можем принимать божественную мудрость от Господа. Он учит нас тому, как правильно мыслить, как оценивать, как различать истину и заблуждение, и как развивать в себе божественную проницательность.

2:7 «Господь сохраняет для праведных мудрость» (англ.) Он дарует праведным богатства мудрости и разумения, и становится защитным щитом для ходящих непорочно.

2:8 Он охраняет пути тех, кто живет чистой, благочестивой жизнью. Его святые избегают боли и горечи, которые оставляет на их пути грех. «Избранные друзья Бога в безопасности и невредимы на всех путях своих» (Нокс).

2:9 Этот стих параллелен стиху 5. В оригинале оба стиха начинаются словом «тогда» и перечисляют преимущества искреннего стремления к познанию Бога.

Человек, страстно желающий знать и исполнять волю Бога, познает, как жить в праведности, поступать справедливо, как вести себя честно, – то есть, как избирать правильный путь и «всякую стезю добрую» (англ.).

2:10 Причина этому в том, что мудрость берет контроль над умом или сердцем человека, и знание того, что истинно, становится приятным, а не отвратительным. Для истинного верующего Божьи заповеди не утомительны, иго Христа благо и бремя Его легко.

2:11 Рассудительность, или способность принимать мудрые решения, спасает человека от многих неприятностей. Рассудительность помогает нам избежать связей с нечестивыми людьми. Никто из нас не осознает до конца скольких духовных, нравственных и физических опасностей нам удается избежать ежедневно. Христианин наслаждается хорошо защищенной жизнью, избегая тления, царствующего в этом мире посредством похоти.

2:12 Мы спасаемся от партнерства со злыми людьми (ст. 12-15) и от объятий развращенной женщины (ст. 16-19).

Прежде всего, мы спасаемся от мира людей, отвергающих Бога, искажающих факты и истину. Словам их нельзя доверять.

2:13-15 Это люди, которые оставляют хорошо освещенные пути праведности, скрываясь в темных аллеях преступлений и бесчестности.

Словно дикари, они радуются, делая зло, и им доставляет наслаждение и восхищение видеть, как их грех разрушает все вокруг.

Они ходят кривыми путями, и их поведение хитро и коварно.

2:16 Мудрость спасает не только от общения с подобными людьми, но и от когтей развращенной женщины. В этом образе мы можем видеть настоящую прелюбодейку, или считать ее символом лжерелигии или развращенного мира.

Ее орудие – лесть: «Тебя не ценят дома так, как должны бы. Ты такой привлекательный, такой талантливый. В тебе скрывается такой огромный потенциал. Тебе необходима любовь и сочувственное понимание, и я смогу дать все это тебе».

2:17 Она неверна руководителю юности своей, т.е. своему мужу. Она забыла завет Бога своего, те брачные обеты, которые она произнесла перед Богом. Либо под «заветом Бога» могут подразумеваться Десять Заповедей и, конкретно, седьмая заповедь, запрещающая прелюбодеяние.

2:18 Первую часть стиха 18 можно перевести как «ибо дом ее ведет к смерти» или «она погружается в глубины смерти, которая есть дом ее» (возможное толкование согласно Английскому Исправленному Переводу (ИВ). Параллельная ей вторая часть стиха подтверждает первое истолкование: дом ее ведет к смерти, и поэтому те, кто входят в него, скатываются к могиле. Ее стези ведут к мертвецам, и поэтому те, кто последуют за ней, вскоре окажутся в обители усопших духов. Поскольку каждый человек однажды умрет, вероятнее всего, под смертью здесь подразумевается нечто большее, нежели общая участь всех смертных. Должно быть это моральная смерть, ведущая к смерти вечной.

2:19 Как только человек оказывается уловленным ею, избежать этой участи становится практически невозможно. Стих, как кажется, отвергает всякую надежду на возвращение. Но многие утверждения Библии должны толковаться как общие правила, в которых возможны исключения. Это касается и данного стиха. Когда человек погружается в ее секреты, ему становится чрезвычайно трудно возвратится на истинный путь.

2:20 Сопоставьте стих 20 со стихом 11. Мудрость не только охраняет от нечестивых мужей и развращенных женщин, но, более того, призывает к дружбе с добрыми и праведными.

2:21, 22 Согласно закону Моисееву благочестивые люди – праведные и непорочные – будут вознаграждены безопасной обителью в земле Ханаанской. Когда мы открываем Новый Завет, эти материальные, земные благословения уступают место духовным, небесным благословениям. Однако тот факт, что праведность и благопристойность обретают вознаграждение как в этой жизни, так и в грядущей, остается неизменным.

Ровно настолько же истинно и то, что беззаконные будут истреблены с земли благословений. Для вероломных нет вечного наследия.