37 глава

2. Бог сокрушает Ассирию (Гл. 37)

37:1-4 Услышав сказанное Рабсаком, царь Езекия погрузился в уныние. Он пошел в храм, послав при этом сказать Исаие: «Младенцы дошли до утробы матерней, а силы нет родить». По мнению Дж. Александра, эта метафора «выражает ужасную боль, надвигающуюся опасность, критическое состояние, полнейшую беспомощность и зависимость от других». С робостью, которая превышает веру, Езекия предполагает, что может, Иегова услышал глумление Рабсака и накажет ассирийца.

37:5-7 Господь через Исаию убеждает царя, что не стоит бояться ассирийцев. Господь пошлет духа (видимо, духа беспокойства) на Сеннахириба, и, услышав весть, он возвратится в свою землю, где будет убит.

37:8-13 Когда Рабсак покидает Иерусалим, чтобы присоединиться к Сен-нахирибу, он узнает, что последний отошел от Лахиса воевать против Ливны – километров в пятнадцати на северо-запад. Оставшаяся часть войска, конечно же, держала Иерусалим в осаде. Но когда до Сеннахириба дошел слух, что Тир-гак, царь Ефиопский, вышел сразиться с ним, Сеннахириб отступил, отправив к Езекии посланцев с богохульным письмом, содержание которого во многом схоже со словами Рабсака. Перечисляя свои победы, Сеннахириб утверждает, что надежда на Иегову бесполезна.

37:14-20 Езекия поступил мудро: отнес послание в храм и развернул его пред лицом Господним. В своей краткой, но полной веры молитве, он просит Бога спасти Иудею от ассирийского царя, чтобы узнали «все царства земли, что Ты, Господи, Бог один».

37:21-29 Господь дает ответ через Исаию. Пророк использует поэтичные образы: девственная дочь Сиона (Иерусалим) насмехается над потерпевшим поражение Сеннахирибом. Затем Иегова призывает к ответу и ассирийцев, которые насмехаются над Самим Господом и хвастаются так, словно уже захватили Иудею и Египет. Бог говорит Сеннахирибу, что тот – всего лишь пешка в руках Иеговы. Завоевания, которые совершают ассирийцы, были предопределены Господом задолго до этого. Господь знает все о нечестивом царе и отведет его назад в Ассирию, как отводят животное с кольцом в носу.

37:30-32 Затем, обращаясь к Езекии, Господь уверяет его, что хотя в этом году и в следующем запасы еды будут скудными – из-за нашествия ассирийцев, на третий год будет собран обычный урожай. Люди, прятавшиеся в Иерусалиме в ожидании осады, вернутся к нормальной жизни. «Ревность Господа Саваофа соделает это». Господь любит избранный народ и гарантирует исполнение пророчества.

37:33-35 Господь уверяет Езекию, что царь ассирийский не только не войдет в Иерусалим, но и не сможет даже подойти к нему для атаки. Бог защитит город и вернет врага той же дорогой, которой он пришел.

37:36 Слова Господа сбылись. Ночью вышел ангел Господень и поразил в стане сто восемьдесят пять тысяч ассирийских воинов.

В 1815 году этому событию было посвящено одно из величайших стихотворений, написанных на английском языке. Так как не у всех читателей есть доступ к большим библиотекам, мы приведем это стихотворение полностью.

ПОРАЖЕНИЕ СЕННАХИРИMА

Ассирияне шли, как на стадо волки,

В багреце их и в злате сияли полки,

И без счета их копья сверкали окрест,

Как в волнах галилейских мерцание звезд.

Словно листья дубравные в летние дни,

Eще вечером так красовались они;

Словно листья дубравные в вихре зимы,

Их к рассвету лежали рассеяны тьмы.

Ангел смерти лишь на ветер крылья простер

И дохнул им в лицо – и померкнул их взор,

И на мутные очи пал сон без конца,

И лишь раз поднялись и остыли сердца.

Вот расширивший ноздри повергнутый конь,

И не пышет из них гордой силы огонь,

И как хладная влага на бреге морском,

Так предсмертная пена белеет на нем.

Вот и всадник лежит, распростертый во прах,

На броне его ржа и роса на власах;

Безответны шатры, у знамен ни раба,

И не свищет копье, и не трубит труба.

И Ассирии вдов слышен плач на весь мир,

И во храме Ваала низвержен кумир,

И народ, не сраженный мечом до конца,

Весь растаял, как снег, перед блеском Творца!

Джордж Гордон Байрон (1788-1824)

37:37, 38 Возвратившись в Ниневию, Сеннахирим был убит собственными сыновьями – Адрамелехом и Шарецером – в храме своего идола.