41 глава

3. Утешение в Святом Израилеве (Гл. 41)

41:1 Бог призывает на суд все народы. «Обновите силы», – говорит Он им, то есть: «Приготовьте свои самые веские доводы».

41:2-4 Вначале Господь описывает призвание Кира – «от востока мужа правды». Стоит отметить, что многие комментаторы полагают, что в стихах 2 и 3 речь идет об Аврааме, но сложно связать с Авраамом все те военные победы, о которых здесь сказано. Этот человек (Кир, царь Персии) не потерпел ни одного поражения. Перед его военной машиной ничто не может устоять; все враги его – словно прах и солома. Кир стремительно завоевывает новые земли. Кто воздвиг Кира и заставляет одно поколение сменить другое? «Я – Господь первый, и в последних – Я тот же», – говорит Иегова. Слова «и в последних – Я тот же» означают, что Он станется таким же и во времена жизни последнего поколения.

41:5-7 Народы ужасаются, услышав о приближении завоевателя. Люди пытаются ободрить друг друга, говоря, что бояться нечего. Затем они второпях мастерят себе идолов, надеясь, что это спасет их от гибели. Причем идолов нужно прикреплять гвоздями, чтобы они держались.

41:8-10 Стихи 8-20 говорят о том, как сильно любит Бог избранный народ. Прочитав эти слова, так и хочется задать вопрос: «Разве кто-то из идолов проявил о вас такую же заботу?» Народ, который Бог призвал еще из Ура Халдейского, чтобы служить Ему, может полагаться на Бога, на Его помощь, на Его любовь. Наверное, это одни из самых проникновенных слов во всей Книге Пророка Исаии:

«Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей».

41:11-16 Враги Израиля потерпят поражение и исчезнут; Бог спасет Израиль и искупит его. Язычники будут разбиты, словно молотилом. Израиль возрадуется в Господе, и ни в ком другом.

41:17-20 Господь позаботится о бедных и нищих. В Тысячелетнем Царстве на земле будет изобилие водных запасов. Множество деревьев расцветет в пустыне. Тогда все увидят, как Господь заботится об Израиле.

41:21-24 В стихе 21 Господь снова обращается к народам, над которыми Он производит суд. «Пусть ваши идолы предскажут будущее, – говорит Всевышний. – Пусть они хотя бы расскажут о том, что уже есть. Пусть они изрекут пророчество; пусть они сделают что-нибудь хорошее или плохое – хоть что-нибудь. Тогда еще можно было бы говорить о том, что эти идолы хоть что-то собой представляют. Но они ни на что не способны. Полное ничтожество и мерзость.

41:25-28 Царь Кир снова упоминается в стихе 25 – на этот раз как идущий с севера. По происхождению Кир был персом, (вот почему в стихе 2 сказано, что он идет с востока). Но завоевав земли мидийцев (на севере), он продолжает оттуда свое наступление. Кир будет призывать имя Господа, то есть, признает, что Бог направляет его и дает ему победы (Езра 1:2). Никто из идолов не смог предсказать приход Кира. Господь заранее известил об этом избранный народ, но нет такого идола, который бы говорил, как власть имеющий. Все идолы – обман, и нельзя на них полагаться.

41:29 Последний стих главы 41 подчеркивает контраст между истинным Богом и истуканами:

«Вот, все они ничто, ничтожны и дела их; ветер и пустота истуканы их!»

Эта мысль особенно ярко выражена в английском переводе Вайна, который стремится передать ее как можно ближе к тексту оригинала.