7 глава

В. Книга Еммануила (Гл. 7 – 12)

1   Сверхъестественное рождение Мессии (Гл. 7)

7:1, 2 Главы 7-12 называют иногда Книгой Еммануила, потому что в ней содержатся очень ясные пророчества о Христе.

Между главами 6 и 7 Исаия проходит немалый промежуток времени. Исаия пропускает царствование Иоафама. Когда повествование возобновляется, царствует уже Ахаз. К этому времени

Сирия и Израиль (Ефрем) заключили союз против Иуды и угрожают Иерусалиму.

7:3 Исаия, взяв с собой сына по имени Шеар-Ясув, вышел навстречу царю Ахазу «к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к полю белильничьему». Царь, видимо, отправился туда с тем, чтобы убедиться в надежности городского водоснабжения. На «белильниьчем поле» жители Иерусалима обычно раскладывали свежевыстиранную одежду, выбеливая ее на солнце.

7:4-9 Господь через пророка ободряет Ахаза, говоря ему, что не нужно бояться. Цари Сирии и Израиля (Рецин и Факей) – всего лишь дымящиеся головни, которые вот-вот погаснут. И хотя они действительно планируют вторжение в Иуду, чтобы посадить на престол царя-марионетку – некоего сына Таве-илова, о котором нет больше никаких упоминаний, их замысел в целом провалится. (Сирия и Израиль действительно вторглись в Иуду, но положение изменилось к лучшему, когда ассирийцы пошли в наступление). Насколько точно то, что столица Сирии – Дамаск, а глава этой страны – Рецин, настолько точно и то, что через шестьдесят пять лет Израиль будет побежден. (См. 4 Цар. 17, где рассказывается об исполнении этого пророчества). Насколько точно то, что столица Израиля – Самария, настолько же точно и то, что Ахаз будет низвер-жен, если не поверит Слову Господа.

7:10-13 Господь повелевает Ахазу просить знамения – на земле или в небесах – знамения о том, что Сирия с Израилем не победят Иуду. Но Ахаз, рассчитывая на защиту ассирийцев, отказывается с притворной набожностью и напускным смирением. Господь осуждает такое поведение царя, но все равно дает знамение. Приведем комментарий Вайна:

«Ахаз отказывается, но Господь все равно даст знамение, смысл которого простирается намного дальше времен Ахаза. Это знамение станет кульминацией всех пророчеств и обещаний, связанных с «домом Давида». Ахаз и ему подобные не получат доли в этих благословениях и в той славе, которой будет сопровождаться исполнение пророчества».

7:14 Как и многие другие пророчества, это, похоже, имело два исполнения: раннее частичное (во дни Ахаза), и позднее полное (Первое Пришествие Христа). Стих 14 – явное указание на Христа – Сына Девы. Имя Еммануил означает «Бог с нами». Снова процитируем Вайна:

«Слово «се» (вот) у Исаии всегда означает, что речь пойдет о будущих событиях. Примечательно, что пророк выбрал именно слово «альма», а не «бетула» (которое означает девицу, живущую с родителями, и которую еще не скоро выдадут замуж). Слово «альма» означает девицу, которая готова к замужеству».

(7:14) Еврейское слово, переведенное как «дева» («альма») может в стихе 14 иметь и другое значение — «молодая женщина». Возможно, пророчество имело раннее частичное исполнение, когда жена Исаии родила ему сына по имени Магер-шелал-хаш-баз (8:1-4). Но полностью пророчество исполнилось только при рождени Христа. Цитируя стих 7 на греческом языке, Апостол Матфей использует слово «parthenos», которое имеет только одно значение — «дева» (Мф. 1:23).

7:15-17 Стихи 15 и 16 могут относиться ко второму сыну Исаии, Мегер-шелал-хаш-базу. В главе 8 (стих 18) сказано, что этот сын – предзнаменование. Рожденный от девы, он будет жить в бедности (есть молоко и мед), пока не достигнет совершеннолетия. Но прежде чем он достигнет этого возраста, Сирия и Израиль будут оставлены своими царями. Альянс, которого так опасался царь Иуды, закончится ничем. Впрочем, Иуду Господь тоже накажет – вторжением ассирийского царя. Как именно это произойдет?

7:18-22 Бог даст знак мухе (Египту) и пчеле (Ассирии), которые заполонят всю Иуду. Ассирия станет той бритвой, которую Господь наймет, чтобы устыдить и опозорить народ Иуды. Дженнигс замечает:

«Иуда в те дни поистине обнищает, потому что все богатство человека будет состоять из коровы и двух овец (или козлов). Но необработанной земли, превратившейся в пастбища, будет столько, что даже эти трое животных будут приносить человеку необходимое пропитание. Впрочем, ничего другого и не будет».

7:23-25 Земля, с которой раньше собирали обильный урожай, зарастет терновником и колючками. Теперь эта нераспаханная земля будет пригодна только для выгона быков и овец.