22 глава

22:1-9 В главе 22 идет речь о четырех последних царях Иуды, хотя перечислены они не в хронологической последовательности. Исторически, таков порядок их царствования: Иоахаз, Иоа-ким, Иехония и Седекия. Выходит, что последний царь упоминается первым, а остальные – в обычном порядке.

«Первый» царь Седекия получает предупреждение производить суд и правду, в противном случае Иуда станет безлюдной и опустошенной страной, несмотря на все его величие, подобное Галааду и Ливану. Это предупреждение подкрепляется ссылкой на печальный конец трех других царей.

Г. Пророчество против царя Саллума (22:10-12)

Второй царь Саллум (также называемый Иоахазом) был сыном Иосии. Его увели в плен в Египет, где он умер, так и не увидев больше родной земли.

Д. Пророчество против царя Иоакима (22:13-23)

22:13-19 Третий царь Иоаким построил дворец, не заплатив рабочим. Он не брал пример с отца (Иосии), поэтому вытащат его за ворота Иерусалима и похоронят, не оплакивая. Ослиным погребением будет он погребен – просто бросят в канаву.

22:20-23 Народу следует взойти на Ливан и Васан и поднять плач, ибо рукою Навуходоносора сокрушены все друзья (иностранные союзники) и пастыри (правители). Да и самим израильтянам придется стонать в плену, словно от родовых мук.

Е. Пророчество против царя Иехонии (22:24-30)

Четвертого царя Иехонию халдеи уведут пленным в Вавилон, где он и умрет. Никто уже из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом. И действительно, никто из потомков Иехонии не унаследовал его трон. Место на престоле занял его дядя Седекия – последний иудейский царь. Чарльз Дайер приводит такой комментарий:

«Это пророчество проливает свет на различие между родословными Христа в Мф. 1 и Лк. 3. Матфей приводит юридическую родословную по линии Его отчима Иосифа, предком которого был Салафииль – сын Иехонии (ср. 1 Пар. 3:17). Если бы Христос был биологическим сыном Иосифа (т.е. не родился бы от девы Марии), Он вряд ли смог бы претендовать на царское достоинство. Лука же приводит родословную Христа по линии Марии, предком которой был сын Давида Нафан (Лк 3:31). Поэтому «проклятие» Иехонии никак не может на Него распространяться».