Введение

«Эта книга – немое напоминание о том, что грех, сколько бы он ни сулил радости и удовольствия, приносит с собой бремя вины, горя, несчастья, пустоты и боли; что он – обратная сторона лозунга «ешь, пей и веселись».» Чарльз Р. Свиндолл

Введение

I. Уникальное положение в каноне

В греческом, латинском и английском переводах эта маленькая книга Библии называется просто «Плач». Евреи же называют ее по первому слову глав 1, 2, 4 – «как» или «увы». Книга состоит из пяти отдельных плачевных песней, объединенных общей темой разрушения Иерусалима Навуходоносором (586 г. до Р. Х) и уникальной структурой – акростихом – в первых четырех главах.

Возможно, для того, чтобы их было легче заучивать наизусть, стихи выстроены в порядке еврейского алфавита: каждый новый стих начинается со следующей буквы. Исключение составляет глава 3, где на каждую букву алфавита приходится по три стиха. Хотя в главе 5 столько же стихов, сколько букв в еврейском алфавите (т.е. двадцать две), она не построена в форме акростиха.

Несмотря на то, что писать в столь узких структурных рамках довольно сложно, автору книги удалось выразить страстный патриотизм и боль, переполнявшую его сердце.

II. Aвторство

Хотя в книге Плач Иеремии не упоминается имя автора, предание издревле указывало на Иеремию – до 18-го века это не вызывало сомнений.

В греческом переводе (Септуагинта) книга Плач Иеремии фактически начинается со вступительных слов, стиль которых дает основание предположить, что они также переведены с древнееврейского: «И случилось, после того как Израиль был уведен в плен, и Иерусалим лежал в руинах, обезлюдивший, Иеремия написал этот плач об Иерусалиме, когда сидел и лил слезы, говоря…» (с этих слов начинается первая глава).

Стиль книги указывает на «плачущего пророка», что соответствует тексту 2 Пар. 35:25, где сказано, что Иеремия сочинял погребальные, плачевные песни. Тот факт, что автор книги был очевидцем событий, и что трудно предложить более обоснованную «кандидатуру», дает нам право доверять иудео-христианской традиции, которая считает Иеремию автором книги Плач Иеремии.

III. Bремя написания

Описание очевидцем опустошения Сиона настолько ярко и впечатляюще, что дает повод отнести написание книги к самому ближайшему времени после разрушения Иерусалима (около 586 или 585 гг. до Р.Х) – перед тем как Иеремию увели в Египет.

IV. Исторический фон и тема

Падение Иерусалима было временем величайших страданий и боли. Эта страшная катастрофа и стала причиной написания книги Плач Иеремии – плод измученного сердца страдающего пророка.

Плач Иеремии стал своего рода дополнением к его пророчествам. Книга раскрывает невыразимую боль пророка из-за разрушения Иерусалима и храма. Он не гордится тем, что его пророчества исполнились. Напротив, горько оплакивает страдания своего народа.

Кроме слов самого Иеремии, в книге есть тексты, которые выражают:

1. горе оставшихся в живых евреев, ставших свидетелями пленения народа (Иеремия произносит речи от их имени).

2. скорбь Мессии, Который страдал, истекая кровью, и умер на Голгофском кресте  (см. напр. 1:12).

3. страдания остатка еврейского народа, когда ему придется пройти через Великую Скорбь, бедственное время для Иакова.

Содержание

I. УЖАСНОЕ ОПУСТОШЕНИЕ ИЕРУСАЛИМА (1:1-11)

II. ГОРЕСТНЫЙ ПЛАЧ, РАСКАЯНИЕ И МОЛИТВА НАРОДА (1:12-22)

A. Плач (1:12-17)

Б. Раскаяние (1:18, 19)

B. Молитва (1:20-22)

III. ГОСПОДЬ, НАКАЗАВШИЙ ИЕРУСАЛИМ (Гл. 2)

A. Последствия Божьего гнева (2:1-13)

Б. Причина Божьего гнева: ложные пророки не предупреждали народ (2:14)

B. Насмешки наблюдателей (2:15, 16)

Г. Грозные пророчества исполнились (2:17)

Д. Призыв к покаянию (2:18, 19)

Е. Молитва о Божьей милости (2:20-22)

IV. ПРОРОК ВЫРАЖАЕТ ГОРЕ И РАСКАЯНИЕ ОСТАТКА (Гл. 3)

A. Божье наказание (3:1-18)

Б. Божьи милости (3:19-39)

B. Призыв к духовному обновлению (3:40-42)

Г. Иеремия скорбит об Иерусалиме (3:43-51)

Д. Молитва пророка об избавлении от врагов (3:52-66)

V. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО ИУДЕИ (4:1-20)

VI. ПРЕДСКАЗАНИЕ БУДУЩЕГО: ЕДОМ БУДЕТ СОКРУШЕН, А ИУДА ВОССТАНОВЛЕН (4:21, 22)

VII. ОСТАТОК НАРОДА ВЗЫВАЕТ К БОГУ О МИЛОСТИ И ВОССТАНОВЛЕНИИ (Гл. 5)