3 глава

IV. ПРОРОК ВЫРАЖАЕТ ГОРЕ И РАСКАЯНИЕ ОСТАТКА (Гл. 3)

А. Божье наказанье (3:1-18)

Говоря то от первого лица, то от имени всего народа, пророк проводит параллель между своими переживаниями и трагедий всего Израиля. Гнев Божий символически изображен как тьма и непрестанные удары, когда Бог обращает руку Свою (ст. 1-3). Его ярость – это преждевременная старость и сокрушенные кости; это – быть отравленным горечью, терпеть тяготы, влачить жалкое существование, словно живой мертвец (ст. 4-6). А еще – оковы, от которых нельзя избавиться; молитвы, на которые нет ответа (ст. 7-9), засада, подобная той, что устраивают друг на друга звери; стрелы, для которых становишься мишенью (ст. 10-12); глубокие раны, насмешки и горький вкус полыни (ст. 13-15). Сюда можно добавить сломанные зубы, пепел вместо одежды (ст. 16), а также утрату памяти, мира, благоденствия и всякой надежды на помощь свыше (ст. 17, 18).

Б. Божьи милости (3:19-39)

Взывая к Господу с просьбой помыслить о его бедственном положении (ст. 19, 20), пророк, хотя и находится в затяжной депрессии, все-таки переводит взгляд с себя на Господа. Надежда снова оживает, когда он вспоминает все милости Господа, выражая уверенность, что милосердие Его обновляется каждое утро и велика верность Его (ст. 21-24). Пророк повторяет уроки, полученные в школе страданий: «Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа. Благо человеку, когда он несет иго в юности своей» (ст. 25-27). Благо тому, кто принимает наказание от Бога, удары и поношение от людей без попыток воздать тем же (ст. 28-30). Бог никогда не скрывает Свое лицо беспричинно или окончательно – после Он обязательно помилует по великой благости Своей (ст. 31, 33). Однако не потерпит угнетения и несправедливости, когда попираются права людей (ст. 34-36). Бог суверенен, Его Слово всегда исполняется, и все происходит по Его воле – бессмысленно сетовать, когда Он наказывает за грехи (ст. 37-39).

В. Призыв к духовному обновлению (3:40-42)

Тот, кто анализирует себя и обращается к Богу, будет благословен. Но нет прощенья тем, кто не исповедует грех.

Г. Иеремия скорбит об Иерусалиме (3:43-51)

Теперь речь снова идет о страданиях Иеремии и его соотечественников. Бог преследовал их и умерщвлял, не щадил; отвращал Свое лицо от их молитв, сделал их сором и мерзостью (ст. 43-45). Все враги Израиля ликовали, когда видели ужас, опустошение и разорение, выпавшие на долю Божьего народа. Видя разорение родной земли, пророк льет потоки слез и не перестает (46-51).

Д. Молитва пророка об избавлении от врагов (3:52-66)

Чувствуя себя, как птица, которую враги пытаются уловить, как несчастная жертва, которую побили камнями в яме, как утопающий, которого накрыла волна, пророк решил, что пришел его смертный час (ст. 52-54). Но он всем сердцем воззвал к Господу из ямы глубокой, и Он ответил ему – сказал: «Не бойся» (ст. 55-57). Далее пророк просит Господа обратить внимание на то зло, которое ему причинили враги: мстительность, ругательство, замыслы, оскорбления, сплетни и поношение. Пророк ждет возмездия – справедливость требует того, чтобы его враги были преследуемы, наказаны, прокляты и уничтожены (ст. 58-66). «Помрачение сердца» (ст. 65) – как и «покрывало на сердце их», когда «читают Моисея» (2 Кор. 3:15) – означает по-видимому – «не столько ожесточение, сколько ослепление сердца, которое приводит к гибели».