9 глава

IX. ВИДЕНИЕ О СЕМИДЕСЯТИ СЕДМИНАХ (Гл. 9)

9:1, 2 Описанное в этой главе видение имело место во время правления Дария из рода мидийского. Изучая книгу Иеремии, Даниил понял, что семьдесят лет плена подходят к концу.

9:3-19 Исповедавшись в своих грехах и грехах своего народа (Даниил использует местоимение «наши»), он попросил Господа исполнить обещания, данные Иерусалиму и народу Иудеи. В ответ на эту молитву Бог послал Даниилу чрезвычайно важное откровение о «семидесяти седминах», которое называют «костяком библейских пророчеств».

Когда Даниил просил Бога за свой народ, то ссылался на Его качества (величие, могущество, верность, праведность, прощение и милосердие) и Его «интересы» (Твой народ, Твой город, Твоя святая гора, Твое святилище).

9:20-23 Когда Даниил еще продолжал молитву, муж Гавриил, быстро прилетев, коснулся его около времени вечерней жертвы. Ангел сообщил пророку, что он – муж желаний; это очень высокая похвала, тем более что исходит от Самого Бога. Потом Гавриил развернул перед Даниилом всю картину будущего, которое ожидает иудейский народ. Речь идет о так называемых «семидесяти седминах», где каждая «седмина» – это семь лет. Данное пророчество имеет решающее значение для понимания Божьего плана спасения, поэтому мы изучим его фразу за фразой.

(9:20-23) Используемое здесь еврейское слово чаще всего переводится как «неделя», но буквально оно означает «семерка».

9:24 Семьдесят седмин определены для народа твоего (Израиля) и святаго города твоего (Иерусалима). Историческое исполнение первой части пророчества показывает, что эти седмины – семилетия. Семьдесят семилетий – 490 лет. Мы увидим, что семьдесят седмин делятся на три периода: семь седмин плюс шестьдесят две седмины и – после большого промежутка времени – последняя седмина. По истечении этих семидесяти седмин произойдут следующие пять вещей:

…чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи – это может иметь отношение ко всем грехам Израиля, но в первую очередь речь идет о его отвержении Мессии. Когда во время второго пришествия Христа остаток народа обратится к Нему с верой, его преступление и грехи будут прощены.

… и заглажены беззакония – основание для примирения с Богом было заложено еще на Голгофе, но здесь говорится о времени (оно еще в будущем), когда верующая часть еврейского народа насладится всеми теми благословениями, которое им принесло завершенное Христом дело искупления.

… и чтобы приведена была правда вечная – здесь также речь идет о втором пришествии и тысячелетнем царстве, когда Царь будет править в правде. Это будет вечная правда – в том смысле, что она станет неотъемлемой частью вечного царства.

… и запечатаны были видение и пророк – основная часть ветхозаветных пророчеств касается славного возвращения Христа на землю и установления Им царства. Следовательно, к концу семидесяти седмин почти все они уже исполнятся.

… и помазан был Святый святых – в начале тысячелетнего царства в Иерусалиме будет помазан (освящен) храм, описанный в Иез. 40 – 44. Господь вернется туда со славой Своей (Иез. 43:1-5).

9:25 Даниил должен знать и разуметь, что седмины начнутся с повеления о восстановлении Иерусалима – имеется в виду указ Артаксеркса в 445 г. до Р. Х. (Неем. 2:1-8).

…до Христа Владыки – речь идет не просто о приходе Мессии, но конкретно о Его смерти (см. 26а).

…семь седмин (сорок девять лет) и шестьдесят две седмины (434 года) – шестьдесят девять седмин разделены на два периода.

Город будет восстановлен, народ возвратится. но в трудные времена. В Иерусалиме отстроятся (в первые семь седмин) улицы, площади и защитные сооружения, хотя и не без оппозиции и треволнений.

9:26 Затем, по истечении шестидесяти двух седмин (имеется в виду второй период семидесяти седмин, т.е. в конце шестидесятой девятой седмины), предан будет смерти Христос. Это, без сомнения, недвусмысленное пророчество о крестной смерти нашего Спасителя.

Сто лет тому назад сэр Роберт Андерсен в своей книге «Грядущий князь» подробно рассчитал эти шестьдесят девять седмин, принимая во внимание «пророческие годы», пропуски, ошибки календаря, переход от старой эры к новой и т.п. У него получилось, что шестьдесят девятая седмина закончилась в день триумфального въезда Христа в Иерусалим, т.е. за пять дней до Его смерти.

… и не будет – буквально эти слова переводятся «и не будет иметь ничего» . Это может означать, что Христос ничего не получит от народа Израиля, к которому пришел; или что после смерти не оставит видимого потомства (Ис. 53:8); или же это общее замечание о Его крайней бедности – ничего не оставит, кроме Своей единственной одежды.

… а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет – речь идет о главе возрожденной Римской империи, которого некоторые отождествляют с антихристом. Он придет к власти в период великой скорби. Его народ – это, конечно, римляне.

…город и святилище разрушены будут – римляне под командованием Тита разрушили Иерусалим и его чудесный беломраморный украшенный золотом храм в 70 г. по Р. Х.

… и конец его будет как от наводнения – город будет стерт с лица земли, словно после наводнения. От храма, например, не осталось ни одного камня. Тит запретил своим воинам поджигать храм Ирода, но они ослушались и предали здание огню, чтобы расплавить находящееся в нем золото. Затем, собирая расплавленные куски драгоценного металла среди камней, воины до основания разобрали стены и фундамент. Так исполнились предсказания Иисуса (Мф. 24:1, 2) и также Даниила.

… и до конца войны будут опустошения – с этого момента история города будет полна войн и разрушений. Конец войны означает конец эпохи язычников.

(9:26) Согласно Андерсену это было 6 апреля 32 г. по Р. Х. В наше время доктор Гарольд Хенер также предложил замечательный вариант исчисления шестидесяти девяти седмин. У него несколько иная датировка: с 444 г. (до Р. Х.) по 33 г. (по Р. Х.). Bibliotheca Sacra, January-March, 1975, стр. 6264.

9:27 Теперь мы подошли к семидесятой седмине. Как мы уже упоминали, между шестьдесят девятой и семидесятой седминами есть временной промежуток. Этот «вставленный» между предпоследней и последней седминой период и есть эпоха церкви от Пятидесятницы до восхищения. Он нигде не упоминается в ВЗ; это была тайна, которую Бог скрывал от основания мира, но открыл через апостолов и пророков в новозаветный период. Его, однако, прекрасно проиллюстрировал наш Господь в Назаретской синагоге (Лк. 4:18, 19). Процитировав Ис. 61:1, 2а, Он остановился на словах «лето Господне благоприятное» (Его первое пришествие) и ничего не стал говорить о Своем втором пришествии – дне «мщения Бога нашего» (Ис. 61:2б). Эти две фразы разделяет целая эпоха церкви.

И утвердит (римский князь) завет для многих (неверующее большинство израильского народа) одна седмина (семилетний период великой скорби) – это может быть договор о дружбе, о ненападении или гарантия военной помощи против народов, нападающих на Израиль.

…а в половине седмины прекратится жертва и приношение – римский князь начнет враждебно относиться к Израилю, запретит приносить жертвы Яхве.

…и на крыле святилища будет мерзость запустения – из Мф. 24:15 мы узнаем, что в храме, вероятно, будет помещен некий мерзкий идолопоклоннический образ, которому антихрист потребует поклоняться. Некоторые исследователи полагают, что слово «крыло» означает крыло храма.

…и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя – антихрист будет преследовать и уничтожать тех, кто откажется поклоняться образу. Гонения на иудеев будут продолжаться в течение второй половины последней (семидесятой) седмины, известной как великая скорбь. Потом римский князь (опустошитель) сам будет сокрушен и брошен Богом в озеро огненное (Отк. 19:20).