11 глава

XI. ПРОРОЧЕСТВА О БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ (11:1-35)

А. Покорение Мидо-Персии Грецией (11:1-3)

События, о которых говорится в стихах 1-35, на момент написания касались, естественно, будущего, но сейчас это уже в прошлом. Начиная же со стиха 36 и до конца главы, повествуется о событиях, которым еще предстоит произойти. «Ему» (ст. 1) может относиться к Михаилу, упомянутому в предыдущем стихе, или к Дарию. В стихе 2 говорится о могуществе четырех царей Персии и о противостоянии последнего из них Греции. Четыре царя – это Камбиз, Псевдо-Смердис, Дарий I (Гистасп) и Ксеркс I (Артаксеркс). Царем могущественным был Александр Македонский, который захватил власть над миром, отняв ее у Персии для Греции.

Б. Упадок Греческой империи (11:4-35)

1. Войны между Египтом и Сирией (11:4-20)

11:4 Когда Александр умер, царство его разделилось на четыре части: Египет, Сирию (куда входил и Вавилон), Малую Азию и Грецию. Правитель Египта был царем южным, а правитель Сирии – северным. Никто из преемников Александра не был его потомком, это были его военачальники.

11:5, 6 В стихах 5-35 описывается война между Египтом и Сирией, которая продолжалась два столетия. Первый южный царь – это Птолемей I, а тот, кто пересилит его, – Селевк I Сирийский. Эти два правителя вначале были союзниками, но через время стали врагами. Позже Вереника, дочь Птолемея II, вышла замуж за Антиоха II, царя Сирии, чтобы сблизить два царства, но ее замысел не удался из-за ряда интриг и убийств.

(11:5, 6) Важно понимать, что фразы «царь южный» и «царь северный» являются только титулами, и в тексте повествуется не об одних и тех же двух царях. Разные стихи описывают разных «царей северных» и «царей южных».

11:7-9 Птолемей III, брат Вереники, успешно атаковал царство Селевка Кал-линика и вернулся в Египет с пленными и большой добычей. Два года спустя Се-левк предпринял неудачное нападение на Египет.

11:10-17 Сыны его оказались более успешными, особенно Антиох III. В стихах 10-20 описано, как волна сражений прокатилась по земле от севера до юга. Стих 17б сообщает, что Антиох III заключил договор с Египтом, отдав свою дочь Клеопатру (не путайте со знаменитой – вернее, печально известной – египетской царицей) за Птолемея V, но она перешла на сторону мужа.

11:18-20 Антиох III попытался захватить Грецию, но римляне нанесли ему поражение при Фермопилах и Магнезии, после чего он вернулся в свою землю, где погиб во время бунта. Его преемник, Селевк Филопатр, «прославился» тем, что обложил непосильными податями царство славы, Израиль. Умер он загадочно – возможно, был отравлен.

2. Правление нечестивого Антиоха Епифана (11:21-35)

11:21, 22 Стих 21 относит нас к временам, когда возвысился Антиох Епифан, «небольшой рог» (см. Дан. 5). Этот презренный захватил трон с помощью лести, хотя по праву власть принадлежала его племяннику. Его воины наводнили Египет и другие царства, в результате чего иудейский первосвященник Ониас, вождь завета, был убит.

11:23, 24 Антиох заключал договоры со многими народами, особенно Египтом, но всегда преследовал собственную выгоду. Он грабил покоренные крепости и с помощью их богатств расширял свою власть.

11:25, 26 Его война с Египтом заслуживает особого внимания; южный царь не смог противостоять ему из-за предательства своих приближенных.

11:27, 28 Позднее эти два царя (Сирии и Египта) вступили в лицемерные и коварные переговоры. Когда Антиох возвращался в землю свою, то враждебно отнесся к Израилю, совершив там много убийств и разрушений.

11:29-31 Антиох снова напал на Египет, но его агрессию отразили римляне (корабли Киттимские) в битве под Александрией. Возвращаясь из неудачного похода через Палестину, обозленный Антиох обрушил свой гнев на Израиль. Некоторые иудеи-отступники поддерживали его. Он прекратил ежедневную жертву и приказал поставить в храме идола – мерзость запустения. Согласно данным светской истории, он осквернил храм, принеся в жертву свинью. Под святым заветом (ст. 28, 30, 32) подразумевается иудейская вера с особым акцентом на системе жертвоприношений.

11:32-35 Эти бесчинства Антиоха стали причиной маккавейского восстания, которое возглавили Иуда Маккавей («Молот») и его родственники. Иудеи-отступники были на стороне Антиоха, но верные усилились и действовали. С одной стороны, это было время ужасной бойни, с другой – наблюдалось блестящее духовное пробуждение.

XII. ПРОРОЧЕСТВА ОБ ОТДАЛЕННОМ БУДУЩЕМ (11:36 – 12:13)

А. Антихрист (11:36-45)

11:36-39 Как мы уже упоминали, стихи 36-45 содержат пророчество, которому еще предстоит исполниться. В стихе 36 представлен своевольный царь, который, судя по описанию, очень похож на антихриста. Он будет возвеличиваться до определенного момента, пока не совершится Божий гнев, воспылавший на Израиля. Многие полагают, что он будет иудеем, ссылаясь на такие выражения как «Бог отцов его» и «желание жен» (т. е. Мессия). И действительно, иудеи вряд ли бы поверили мессии-язычнику. В любом случае, он распространит свое влияние насильственно и агрессивно.

11:40-45 Остается неясным, кто подразумевается в стихах 40-45 под местоимениями «он» и «его». Одно из объяснений звучит так: царь южный столкнется в битве со «своенравным царем». Затем царь северный, пройдя через Палестину, обрушится на Египет. Но тревожные слухи с востока и севера заставят его вернуться в Палестину, где он станет лагерем между Иерусалимом и морем (Средиземным или Мертвым). В конце концов, он будет уничтожен, и никто не поможет ему.