12 глава

12:1, 2 Ефрем пасет ветер – чтобы выжить, ему приходится заключать союзы с Ассирией и Египтом. У Бога большие претензии и к Иуде. Он накажет Иакова (Иудею), пусть его грех и не так ужасен, как Ефрема.

12:3 Здесь упоминается патриарх Иаков. Хотя некоторые библейские тексты выставляют его в неприглядном свете, в данном случае он поставлен в пример как человек, который обращался к Богу и побеждал.

12:4-6 Ангел (ст. 4) отождествляется с Богом Саваофом и Господом (ст. 5). Это тот же Ангел (или Ангел Господень), который явился Агари (Быт. 16:7-11), Аврааму (Быт. 18:1-33; 22:11, 15, 16) и Иакову (Быт. 31:11-13; 48:16; см. также Исх. 3:2, 6-15 и Числ. 22:22-35). Евангельские христиане в большинстве своем верят, что речь идет о втором Лице Троицы до Его воплощения.

Бог увещевает Ефрема подражать Иакову, который больше полагался на Божью силу, чем на свою (см. Быт. 32:28).

12:7, 8 Но Ефрем – хитрый хананей; этот самонадеянный хвастун и обманщик считает себя неуязвимым.

12:9 Бог напоминает народу: всем, что у него есть, он обязан Тому, Кто вывел его из Египта. Если бы только Израиль был послушным! – Он поселил бы его в кущах, как в дни праздника (кущей).

12:10-12 Иегова неоднократно говорил к пророкам (для народа), но безрезультатно. Галаад и Галгал – две области северного царства, разделенные Иорданом – придут в полное запустение по причине идолопоклонства. При этом упоминается, что их предок, Иаков, бежал в Сирию, где был скромным пастухом – стерег овец в Месопотамии.

12:13 Бог по Своей великой милости рукою Моисея (пророка) вывел потомков Иакова из Египта, где они были рабами.

12:14 Но Ефрему все равно. Своим идолопоклонством он раздражил Господа, поэтому кровь его будет на нем самом. Бог вернет время «египетского позора» и поношение его обратит. на него.