Введение

«В книге пророка Осии мы находим одно из самых захватывающих откровений об истинной природе греха, а также одно из самых ясных описаний Божественной любви. Читая историю Осии, нельзя не проникнуться душевными терзаниями этого пророка. Вы можете превознести человечество до высот Бесконечного, но не забывайте, что грех ранит сердце Бога.» Г. Кэмпбелл Морган

Введение

I. Уникальное положение в каноне

Хотя книга Осии не относится к повествовательному жанру, она содержит в себе элементы рассказа, которые вплетаются в канву пророческого тек-ста. Краткое содержание книги таково: Осия женился на Гомери, которая родила ему троих детей – Изреель, Лорухаму и Лоамми. Гомерь была женщиной прелюбодейной, но, несмотря на это, Осия окружил ее большой любовью, выкупил из рабства и не допустил полной деградации.

Традиционный перевод Ос. 1:2, по всей видимости, подтверждает мысль, что Бог повелел пророку жениться на женщине, которая уже была блудницей.

Многие читатели Библии видят здесь нравственную проблему: как может святой Бог просить одного из Своих пророков жениться на «жене блуднице»? И как может подчиниться такому повелению человек высоких моральных принципов? Чтобы решить эту проблему, было предложено, по крайней мере, три объяснения:

1. Некоторые считают, что это просто притча, которая иллюстрирует Божью любовь к грешному Израилю, и ее не следует понимать буквально. Однако перед нами типичный повествовательный жанр, подобно Ис. 7:3 или Иер. 13:11 – эти тексты также содержат Божьи повеления, но никому не приходит в голову видеть в них притчу. Бесспорно, история Осии чудесным образом иллюстрирует Божью любовь к грешному Израилю, но будет ошибкой считать, что описанные в книге события – всего лишь художественный прием.

2. Другие соглашаются с тем, что Бог действительно повелел Осии жениться на Гомери, и тот подчинился. Действительно, к такому выводу подталкивает здравая герменевтика (тем не менее, см. ссылку 2). В этом случае благая цель – т.е. спасение – оправдана таким сомнительным средством, как позор пророка.

Этому взгляду можно противопоставить следующий аргумент: если Го-мерь была блудницей еще до брака, то образ Израиля (который не всегда был «беспутным») выходит уж слишком мрачным.

3. Третьи утверждают, что Осия женился на невинной девушке, которая позже стала блудницей. Этот взгляд делает образ пророка и его жены более подходящим для иллюстрации отношений между Иеговой и Его неверной женой, Израилем. Он также соответствует высоким идеалам пророка и Библии относительно чистоты брака. Сторонникам этого взгляда трудно всерьез воспринимать страдания Осии из-за своего разрушенного брака, если он заведомо женился на падшей женщине, какой была Гомерь.

Сильный аргумент против этого взгляда состоит в простом факте, что женщина, на которой Бог повелел пророку жениться, названа «женой блудницей» (Ос. 1:2)!

Складывается впечатление, что даже сама наша неприязнь к браку с падшей женщиной еще больше подчеркивает ту благодать, которую Бог проявляет к грешному Израилю (и церкви тоже) – ведь Его святость намного превосходит праведность любого пророка или проповедника.

Какое бы толкование вы ни выбрали, поступок Осии очень ярко иллюстрирует (одними словами этого не выразить) удивительную Божью благодать к грешному, заблудшему Израилю и, соответственно, ко всем грешникам, которые обращаются от злых путей своих к Божьей любви.

II. Aвторство

Осия был сыном Беерии. Его имя означает «спасение» – по сути, это то же имя что и Джошуа, греческой формой которого является «Иисус». Живя в соответствии со своим именем, Осия пророчествовал о спасении, которое Иегова пошлет Своему народу, когда придет Мессия установить Свое Царство. По большей части Осия нес свое служение для Израиля, хотя некоторые отрывки имеют отношение и к иудейскому царству.

III. Bремя написания

Осия пророчествовал во время царствования израильского царя Иеровоама II (сына Иоаса) и иудейских царей Озии, Иофама и Ахаза. Это был продолжительный период в восьмом веке (до Р.Х.), который растянулся на несколько десятков лет. Харрисон полагает, что служение Осии «продолжалось с 753 года вплоть до падения Самарии в 722 году».

IV. Исторический фон и тема

Осия предсказал вторжение ассирийцев в Северное Царство и падение Самарии.

Когда жена ушла от него, чтобы жить в позоре и грехе, Бог повелел Своему слуге выкупить её на рынке и снова окружить заботой и любовью. Целью такого шага было проиллюстрировать взаимоотношения Бога с Израилем, который также назван Ефремом, Иаковом и Самарией. Божий народ оказался неверным; поклоняясь идолам, он нравственно деградировал. За это он на многие годы лишится царя; жертвоприношений и идолов уже не будет. Таково настоящее положение израильского народа.

В будущем, однако, когда Израиль обратится к Господу с покаянием, Он проявит к нему великую милость. Ефрем навсегда излечится от тяги к идолопоклонству и обратит свое лицо к Богу. Генри Гехман пишет:

История Осии демонстрирует неисчерпаемую благодать Бога, которой не сможет помешать никакой человеческий грех. Главная мысль этой книги заключается в том, что могущественная и непрестанная любовь Бога к Израилю не успокоится, пока не приведет Его народ в состояние гармонии с собою. А Кемпбелл Морган обращает внимание на то, что за любым наказанием всегда стоит Бог любви:

Главное во всех этих пророчествах – это то, что Бог, с Которым эти люди были в близких отношениях, явил Себя, как нежно любящий, бесконечно сочувствующий Отец, Который если даже гневается и в ярости судит, то делает это только из-за любви и на основе любви, чтобы достичь сокрытых в Его сердце благих целей. Во всех этих текстах чувствуется пульс Его любящего сердца.

Содержание

I. ОТВЕРЖЕНИЕ ИЗРАИЛЯ, ОТРАЖЕННОЕ В ИМЕНАХ ТРЕХ ДЕТЕЙ ОСИИ (1:1-9)

II. ОБЕТОВАНИЕ ВОССТАНОВИТЬ ИЗРАИЛЬ (1:10 – 2:1)

III. ИЗРАИЛЬ ЗА НЕВЕРНОСТЬ ОЖИДАЕТ ГРОЗНЫЙ СУД (2:2-13)

IV. ИЗРАИЛЮ ПРЕДСКАЗАНО БЛАГОСЛОВЛЕННОЕ БУДУЩЕЕ (2:14-23)

V. ВЫКУП ЖЕНЫ ОСИИ СИМВОЛИЗИРУЕТ ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗРАИЛЯ К ИЕГОВЕ (ГЛ. 3)

VI. БОГ СТАЛ ПРОТИВНИКОМ ДЛЯ СВОЕГО НАРОДА (ГЛ. 4 – 10)

A. Грехи народа (4:1-6)

Б. Грехи священников (4:7-11)

B. Идолопоклонство народа (4:12-14)

Г. Особый призыв к Иуде (4:15-19)

Д. Недостойное поведение священников, народа и царской семьи (5:1-7)

Е. Бог угрожает Израилю и Иуде судом, но намерен терпеливо ждать их покаяния (5:8-15)

Ж. Бог призывает Израиль покаяться (6:1-3)

З. Греховность Израиля и Иуды (6:4-11)

И. Порочность Израиля разоблачена (Гл. 7)

К. Угроза вторжения по причине идолопоклонства и союзов с иностранцами (Гл. 8)

Л. Пророчество о пленении Израиля из-за его порочности (Гл. 9 – 10)

VII. БОГ И В ГНЕВЕ НЕ ПЕРЕСТАЕТ БЫТЬ МИЛУЮЩИМ (11:1 – 14:1)

VIII. БОГ ПРИЗЫВАЕТ ИЗРАИЛЬ ПОКАЯТЬСЯ И НАСЛАДИТЬСЯ ЕГО БЛАГОСЛОВЕНИЯМИ (14:2-10)