Введение

«Аввакум не был эгоистом, которого волнует только личное благополучие и безопасность своей семьи. Он, как истинный патриот, терзался, видя нравственное и духовное состояние окружающих людей. Он любил свой народ, но понимал, что закостеневшая в попрании Божьих заповедей страна неуклонно приближается к пропасти. Поэтому с губ пророка срываются два мучительных вопроса: «Доколе?» и «Почему?»» Ричард Де Гаан

Введение

I. Уникальное положение в каноне

Книга пророка Аввакума знаменита тем, что один ее стих (2:4) трижды цитируется в Новом Завете (комментарии по нему даны ниже). Также апостол Павел завершает свою проповедь (Деян. 13:40, 41) в Антиохийской синагоге (Писидия) цитатой из Авв. 1:5 – еще один пример того, что эта небольшая и, по-видимому, мало читаемая книга содержит богатый доктринальный материал. Сравните также Авв. 3:17, 18 и Флп. 4:4, 10-19. И Аввакум, и апостол Павел могли радоваться в Боге, независимо от обстоятельств и жизненных перипетий.

Что же касается стиля этой книги, то еврей-христианин Чарльз Фейнберг писал:

«Все согласны с тем, что среди еврейских пророков Аввакум занимает почетнейшее место. Глава 3 стала объектом восторженных откликов – и вполне заслужено, так как действительно является настоящим шедевром, лучшим образцом великолепной еврейской поэзии. Язык этой книги просто зачаровывает.»

II. Aвторство

Мы практически ничего не знаем об этом пророке. Имя «Аввакум» может означать «обнимать» или «бороться«. Так как Аввакум принадлежит к числу тех немногих авторов, которые сами называют себя пророками, некоторые ученые пришли к выводу, что он не только обладал даром пророчества, но и был пророком по профессии. (Даниил, к примеру, хотя и был наделен пророческим даром, посвятил себя государственной деятельности.) Упоминание «пения» в главе 3 натолкнуло некоторых исследователей на мысль, что Аввакум, возможно имел какое-то отношение к храмовому хору – впрочем, это не более чем предположение.

III. Bремя написания

Аввакум не упоминает ни одного царя, поэтому его небольшое пророчество трудно датировать. Вероятно, оно было написано около 600 г. до Р. Х., хотя, разумеется критики из рационалистического лагеря предлагают, исходя из своих соображений, более позднюю дату. Консервативные же ученые обычно считают, что пророк нес служение в VII веке (до Р.Х.) во время царствования Манас-сии, Иосии или Иоакима. Последний вариант, возможно предпочтительнее, так как сокращает временной промежуток между пророчеством Аввакума и битвой при Кархемисе (605 г. до Р. Х.), где победу одержали вавилоняне.

IV. Исторический фон и тема

Религиозное пробуждение, инициированное царем Иосией, оказалось недолговечным. Влияние развратных культов Ваала и Астарты было настолько мощным, что мораль народа оставалась удручающе низкой, несправедливость стала нормой. С такой печальной действительностью пришлось столкнуться Аввакуму.

Пророк обращался к Иудее еще до вавилонского плена в 586 г. (до Р. Х.). Если его имя действительно означает «борец», то оно вполне соответствует его заступническим усилиям, ведь он «боролся» с Иеговой, защищая грешный народ.

Фейнберг же, предпочитающий переводить его имя как «обнимающий», цитирует Мартина Лютера:

«Аввакум – значит обнимающий, держащий кого-то в своих объятиях. Пророк как будто обнимает свой народ, держит его на руках и ласково утешает, словно плачущего ребенка, обещая, что все образуется, если Господу будет угодно.»

Содержание

I. ПРОРОК ОБЕСКУРАЖЕН ТЕМ, ЧТО БОГ НЕ НАКАЗЫВАЕТ ИУДЕЮ ЗА ЕЕ ГРЕХИ (1:1-4)

II. ГОСПОДЬ ОТВЕЧАЕТ, ЧТО НАКАЖЕТ ИУДЕЮ С ПОМОЩЬЮ ВАВИЛОНЯН (1:5-11)

III. АВВАКУМ СПРАШИВАЕТ, ПОЧЕМУ БОГ ДЛЯ НАКАЗАНИЯ ВЫБРАЛ НАРОД, КОТОРЫЙ НАМНОГО ГРЕШНЕЕ ИУДЕИ (1:12-17)

IV. БОГ ОТВЕЧАЕТ, ЧТО УНИЧТОЖИТ НЕЧЕСТИВЫХ ХАЛДЕЕВ, А ПРАВЕДНЫХ ИУДЕЕВ СПАСЕТ (Гл. 2)

A. Аввакум в ожидании ответа (2:1)

Б. Повеление записать ответ и верить, что Бог исполнит обещанное (2:2, 3)

B. Праведные будут жить верой, а нечестивые халдеи погибнут (2:4)

Г. Перечень грехов халдеев (2:5-19)

1. Неутолимая жажда завоеваний (2:5-8)

2. Жадность и гордость (2:9-11)

3. Обогащение через кровопролитие (2:12-14)

4. Развращение окружающих народов (2:15-17)

5. Идолопоклонство (2:18, 19)

Д. Затишье перед бурей (2:20)

V. АВВАКУМ МОЛИТСЯ И ВЕРИТ (Гл. 3)

A. Он ходатайствует за свой народ (3:1, 2)

Б. Он вспоминает милости, явленные Богом народу на пути из Египта в Ханаан (3:3-15)

B. Он ожидает наказания вавилонян (3:16)

Г. Он верит в Бога и Его силу независимо от обстоятельств (3:17-19)