Введение

«Немногим пророкам удалось в такой сжатой форме раскрыть столько духовной глубины, как это сделал Аггей.» Френк Э. Габелен

Введение

I. Уникальное положение в каноне

Особенностью этой книги – второй по краткости в Ветхом Завете – является то, что она построена вокруг одного простого призыва: восстановите храм! Небольшое количество уцелевших евреев, которые вернулись в Палестину, надолго забросили начавшиеся было восстановительные работы. После 16 лет потерянного времени Бог посылает Аггея, чтобы вывести иудеев из летаргического состояния и возобновить строительство. Пророчество Аггея включает, также суд над нечестивыми народами и обетование будущей славы для Божьего народа.

II. Aвторство

Должно быть, Аггей родился в какой-нибудь праздник, потому что его имя означает «праздничный» (в Ветхом Завете оно нигде больше не встречается). По-видимому, такое имя ему дали верующие родители еще во времена вавилонского плена, в надежде на скорое возрождение Израиля, что стало бы, несомненно, радостным, праздничным событием.

Аггей – первый из трех пророков, которые несли служение в период после плена (два других – Захария и Малахия). Хотя Ездра и упоминает Аггея (Езд. 5:1; 6:14), мы практически ничего не знаем о его жизни. Это учит нас фокусироваться не на «посланнике», а на Посылающем и Его послании, что противоречит современной (и не только) тенденции возвеличивать проповедника.

III. Bремя написания

Пророчество Аггея точно датируется 520 годом до Р. Х. («второй год царя Дария» – Дария I, Гистапса).

IV. Исторический фон и тема

Аггей – этот пророк пост-вавилонского периода, вернулся в землю Израиля с первой группой переселенцев, которую вывел из Вавилона Зоровавель. Цель его служения – воодушевить народ снова взяться за восстановление храма (Езд.

5:1).

Ключевая фраза книги: «Я с вами! Р говорит Господь» (1:13; 2:4). Другие важные выражения: «обратите сердце ваше на пути ваши» (1:5, 7; 2:15, 18) и «ободритесь ныне» (2:4).

Содержание

I. ПЕРВОЕ ПРОРОЧЕСТВО – ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ШЕСТОГО МЕСЯЦА (Гл. 1)

А. Упрек за нежелание восстанавливать храм (1:1-4)

Б. Нужда и засуха – результат затянувшейся «отсрочки» (1:5-11)

В. Народ, воодушевленный Аггеем, возобновляет восстановительные работы (1:12-15)

II. ВТОРОЕ ПРОРОЧЕСТВО – ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ ДЕНЬ СЕДЬМОГО МЕСЯЦА (2:1-9)

А. Пророк снова ободряет народ, заверяя его в присутствии Господа (2:1-5)

Б. Слава будущего храма превзойдет славу прежнего храма (2:6-9)

III. ТРЕТЬЕ ПРОРОЧЕСТВО – ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ ДЕВЯТОГО МЕСЯЦА (2:10-19)

А. Принесенные жертвы нечисты, пока храм лежит в руинах (2:10-14)

Б. До того как был заложен фундамент храма, народ во всем терпел недостаток (2:15-17)

В. Господь благословит народ, если он возобновит восстановительные работы (2:18, 19)

IV. ЧЕТВЕРТОЕ ПРОРОЧЕСТВО – ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ ДЕВЯТОГО МЕСЯЦА (2:20-23)