19 глава

Д. О женитьбе, разводе и безбрачии (19,1-12)

19,1-2 Закончив Свое служение в Галилее, Господь пошел на юг, к Иерусалиму. Хотя точный маршрут Его не известен, становится ясным, что Он шел через Перею на восточном берегу Иордана. Матфей говорит об этом регионе расплывчато, как о пределах Иудейских за Иорданскою стороною. Служение в Перее охватывает промежуток между 19,1 и 20,16 или 20,28; когда Он перешел через Иордан в Иудею, точно не указано.

19,3 Наверное, толпы людей, следовавшие за Иисусом для получения исцеления, навели фарисеев на след местопребывания Господа. Подобно своре диких собак, они стали приступать к Нему, чтобы уловить Его в словах. Они спросили, позволителен ли развод по любому поводу или на определенном основании. Как бы Он ни ответил, все равно какая-то часть евреев пришла бы в ярость. Одна школа очень либерально относилась к разводу, другая была очень строгой в этом вопросе.

19,4-6 Наш Господь объяснил, что, согласно первоначальному замыслу Бога, человек должен иметь только одну живую жену. Бог, сотворивший мужчину и женщину, постановил, что брачные отношения заменят родительские отношения. Он также сказал, что брак – это союз личностей. Божий замысел состоял в том, чтобы этот установленный Богом союз никогда не разрывался человеческим постановлением или законом.

19,7 Фарисеи сочли, что уловили Господа в вопиющем опровержении ВЗ. Не заповедал ли Моисей постановление о разводе? Мужчина мог просто дать своей жене письменное подтверждение, а потом выставить ее из своего дома (Втор. 24,1-4).

19,8 Иисус согласился, что Моисей позволил разводиться, но не потому, что развод был чем-то лучшим, предусмотренным Богом для человечества, а по причине отступления Израиля: «Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала не было так». По идеальному Божьему замыслу развода не должно было быть. Но Бог часто допускает обстоятельства, не являющиеся Его непосредственной волей.

19,9 Затем Господь полновластно заявил, что отныне снисхождение к разводу в таком виде, в каком он был в прошлом, прекращается. В будущем будет только одно законное основание для развода – нарушение супружеской верности. Если человек развелся с женой по какой-либо другой причине и снова вступил в брак, то он виновен в прелюбодеянии.

Хотя об этом не говорится прямо, из слов нашего Господа можно понять, что там, где развод дан из-за прелюбодеяния, невиновная сторона свободна вступить в повторный брак. Иначе развод не достигнет цели, произойдет только разделение.

Под прелюбодеянием, как правило, подразумевается сексуальная распущенность, или блуд. Однако многие способные библейские студенты считают, что прелюбодеяние соотносится только с добрачной аморальностью, которая открывается после вступления в брак (см. Втор. 22,13-21). Другие считают, что это относится только к еврейским брачным традициям и что это «исключительное условие» имеется только здесь, в еврейском Евангелии от Матфея.

Для более полного суждения о разводе смотрите комментарий на Матфея 5,31-32.

19,10 Когда ученики услышали учение Иисуса о разводе, они показали себя людьми, впадающими в крайности, заняв смешную позицию: если развод возможен только на одном единственном основании, то для того, чтобы избежать греха в семейной жизни, лучше не жениться. Но то, что они останутся одинокими, не убережет их от греха.

19,11 Поэтому Спаситель напомнил им, что способность оставаться безбрачным не является общим правилом; только тот, кому дана особая благодать, может воздерживаться от брака. Изречение «Не все вмещают слово это, но кому дано» не означает, что все не могут понять, что за этим стоит; здесь имеется в виду, что не призванные к безбрачию не смогут прожить целомудренно свою жизнь.

19,12 Господь Иисус объясняет, что есть три вида скопцов. Некоторые являются скопцами, потому что родились без способности к репродуцированию. Другие стали таковыми, потому что были кастрированы людьми; правители на Востоке часто подвергали такой операции служителей при гареме, чтобы сделать их скопцами. Но Иисус говорит здесь о тех, которые сами сделали себя скопцами ради Царства Небесного. Эти люди могли бы вступить в брак, они не имеют физического недостатка. Но, посвятив себя Царю и Его Царству, они добровольно не вступают в брак, чтобы отдать себя на служение Христу без развлечения. Как позднее писал Павел: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу» (1 Кор. 7,32). Их безбрачие не зависит от физиологических причин, а является добровольным воздержанием. Не все люди могут жить так, а только те, кому дарована для этого сила Божья: «…но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1 Кор. 7,7).

Е. О детях (19,13-15)

Интересно, что после рассуждения о разводе речь идет о детях (см. также Мк. 10,1-16); часто они больше всех страдают в разбитых семьях. Родители привели своих малых детей к Иисусу, чтобы Учитель и Пастырь благословил их. Ученики видели в этом помеху и назойливость и запретили родителям. Но Иисус вмешался, сказав при этом слова, которые с тех пор расположили к Нему детей всех возрастов: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное».

Из этих слов вытекает несколько важных уроков. Во-первых, они должны внушить слуге Господнему, как важно приводить ко Христу детей, сознание которых наиболее восприимчиво к Слову Божьему.

Во-вторых, тех детей, которые желают исповедать свои грехи перед Господом, нужно поощрять, а не отталкивать. Никто не знает, какой возраст у самого младшего в аду. Если ребенок искренне жаждет спасения, не нужно говорить ему, что он еще слишком молод. В то же время не нужно оказывать на детей давление, заставляя их совершать неискреннее исповедание. Поскольку они очень чувствительны к эмоциональным призывам, их нужно защищать от евангелизационных методов сильного давления. Для того чтобы получить спасение, детям не нужно ожидать, когда они станут взрослыми; напротив, взрослым нужно стать похожими на детей (18,3-4; Мк. 10,15).

В-третьих, эти слова нашего Господа дают ответ на вопрос: «Что будет с детьми, не достигшими возраста, с которого несут ответственность?» Иисус ответил: «…таковых есть Царство Небесное». Это должно быть достаточной гарантией для родителей, которые страдают от утраты своих малолетних детей.

Иногда этот отрывок используют для оправдания крещения малолетних детей с целью сделать их членами Тела Христова и наследниками Царства. Прочитав этот отрывок более внимательно, мы поймем, что те родители приносили детей к Иисусу не для крещения. В этих стихах нет ни слова о воде.

Ж. О богатстве: богатый молодой человек (19,16-26)

19,16 Этот случай дает нам возможность учиться на контрастах. Только что мы видели, что Царство Небесное принадлежит детям, сейчас же нам показано, как трудно войти в него взрослым.

Богатый человек прерывает Господа явно искренним вопросом. Обращаясь к Иисусу «Учитель Благий», он спросил, что ему сделать, чтобы иметь жизнь вечную. Этот вопрос выдал его неосведомленность в том, кто такой Иисус и как найти путь спасения. Он называет Иисуса «Учитель», ставя Его на один уровень со всеми великими людьми. И он говорит о достижении вечной жизни, скорее как о долге, а не даре.

19,17 Наш Господь проверил его двумя вопросами. Он спросил: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог». Здесь Иисус не отрицал Своей Божественности, но предоставлял этому человеку возможность сказать: «Вот потомуто я и называю Тебя Благим, что Ты – Бог».

Для того чтобы проверить его представления о пути спасения, Иисус сказал: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». Спаситель не хотел сказать, что человек может спастись, соблюдая заповеди. Скорее, Он применил закон, чтобы вызвать в сердце этого человека сознание греховности. Этот человек заблуждался, полагая, что сможет наследовать Царство на основании своих дел. Поэтому пусть он исполняет закон, который говорит ему, что нужно делать.

19,18-20 Наш Господь Иисус процитировал пять заповедей, относя их, главным образом, к нашему молодому человеку, и обобщил их кульминационным выражением: «Люби ближнего твоего, как самого себя». Будучи слепым, чтобы видеть свой эгоизм, этот человек хвастливо заявил, что всегда хранил эти заповеди.

19,21 Затем Господь показал неспособность этого человека любить своего ближнего, как самого себя, предложив, чтобы он продал все свое имение, а деньги раздал нищим. Тогда пусть он приходит к Иисусу и следует за Ним. Господь не хотел сказать, что этот человек мог бы спастись, если бы продал свое имение и отдал вырученные деньги на благотворительные цели. Есть только один путь к спасению – вера в Господа.

Но, чтобы быть спасенным, человек должен осознать, что он согрешил и нарушил святые Божьи требования. Нежелание богатого человека поделиться своим имением показало, что он не любил своего ближнего, как самого себя. Он должен был сказать: «Господи, если это то, что от меня требуется, то я грешник. Я не могу спасти себя своими стараниями. Поэтому я прошу Тебя спасти меня по Твоей благодати». Если бы он отреагировал на указания Спасителя, ему бы указан был путь спасения.

19,22 Вместо этого он отошел с печалью.

19,23-24 Реакция богатого человека подсказала Иисусу отметить, что трудно богатому войти в Царство Небесное. Богатство имеет тенденцию становиться идолом. Трудно иметь богатство и не надеяться на него. Тогда наш Господь возгласил: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Он применил литературный прием, который называется гиперболизацией – утверждение, сделанное в усиленной форме, преувеличение с целью произвести яркий, незабываемый эффект.

Ясно, что верблюду невозможно пройти сквозь игольное ушко! Часто объясняют, что «игольное ушко» – самая маленькая дверь в городских воротах. Верблюд мог пройти через нее, встав на колени, да и то с большими усилиями. В параллельном отрывке из Луки такие же слова используются для того, чтобы обозначить иглу, применяемую хирургами. Из контекста становится ясным, что Господь говорил не о трудности, а о невозможности. Говоря проще, богатый человек просто не может спастись.

19,25 Ученики изумились, услышав такие слова. Как евреи, живущие по закону Моисееву, согласно которому Бог обещал благополучие тем, кто слушался Его, они были уверены, что богатство – это свидетельство Божьего благословения. Если тот, кто таким образом пользовался благословениями Божьими, не мог быть спасен, то кто мог?

19,26 Господь ответил: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно». Строго говоря, никто не может спастись сам, только Бог может спасти душу. Но богатому человеку труднее, чем бедному, подчинить свою волю Христу, и это видно из того, что мало богатых людей обращаются в веру. Им кажется почти невозможным заменить доверие видимым средствам опоры на веру в невидимого Спасителя. Только Бог может совершить в них такую перемену. Комментаторы и проповедники постоянно добавляют здесь, что вполне справедливо, если христиане богаты. Странно, что, желая оправдать накопление земных сокровищ, они используют отрывок, в котором Господь осуждает богатство как помеху вечному благосостоянию человека! Тяжело наблюдать, как христианин держится за богатство, видя везде ужасную нужду и зная, что Господь однозначно запретил собирать сокровища на земле и что время Его прихода близко. Богатство, собранное про запас, обвиняет нас в том, что мы не любим ближних своих, как самих себя.

З. О наградах за жертвенную жизнь (19,27-30)

19,27 Петр уловил смысл учения Спасителя. Поняв, что Иисус говорил: «Оставьте все, и следуйте за Мной»,- Петр внутренне ликовал, что он и другие ученики поступили именно так, однако он уточнил: «Что же будет нам?» Здесь проявилось его самолюбие, старая природа снова показала себя. Это был дух, против которого мы все должны быть на страже. Он торговался с Господом.

19,28-29 Господь убедил Петра, что все, сделанное для Него, будет щедро вознаграждено. Что касается непосредственно двенадцати учеников, то они займут влиятельное положение в Тысячелетнем Царстве. Пакибытие относится к будущему правлению Христа на земле; это поясняется следующим выражением: «…когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей». Раньше мы уже говорили об этой фазе Царства как о явном присутствии Царства . В то время двенадцать воссядут на двенадцати престолах и будут судить двенадцать колен Израилевых. Награды в НЗ взаимосвязаны с занимаемыми местами в системе управления Тысячелетнего Царства (Лк. 19,17-19).

Их присуждают на судилище Христовом, но войдут в силу они тогда, когда Господь вернется на землю, чтобы править на ней.

В отношении всех остальных верующих Иисус сказал, что всякий, кто оставил дома, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Его, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.

В этой жизни они наслаждаются общением с верующими всего мира, что более чем компенсирует простые земные связи. Вместо одного дома, который они оставили, они получают сотню христианских домов, где их радушно принимают. За земли или другие богатства, оставленные ими, они получают духовные богатства без счета.

Будущая награда для всех верующих – жизнь вечная. Это не значит, что мы зарабатываем вечную жизнь, оставляя все и идя на жертвы. Вечная жизнь – это дар, и ее нельзя заслужить или заработать. Здесь же говорится о том, что те, которые оставили все, в награду получат большую возможность наслаждаться вечной жизнью на небе. Все верующие будут иметь жизнь вечную, но не все в одинаковой мере будут наслаждаться ею.

19,30 Господь закончил Свою речь предупреждением против духа сделки. Он фактически сказал Петру: «Все, что ты делаешь ради Меня, будет вознаграждено, но смотри, чтобы тобой не руководили себялюбивые соображения, потому что в таком случае многие первые будут последними, и последние первыми». Это высказывание проиллюстрировано притчей в следующей главе. Оно могло быть также предупреждением, что хорошего старта на тропе ученичества недостаточно. Все зависит от того, каким будет финиш. Прежде чем закончить эту главу, нужно обратить внимание на то, что выражения «Царство Небесное» и «Царство Божье» в стихах 23 и 24 используются в одинаковом значении, следовательно, эти термины являются синонимами.