6 глава

К. Давайте от души (6,1-4)

6,1 В этой главе Иисус говорит о трех специфических областях практической праведности в жизни отдельных людей: делах благотворительности (ст. 1-4), молитве (ст. 5-15) и посте (ст. 16-18). Слово «Отец» встречается в этих восемнадцати стихах десять раз и служит ключом к их пониманию. Практические дела праведности должно творить для того, чтобы их одобрил Он, а не люди.

Иисус начинает эту часть Своей проповеди с предупреждения об искушении выставлять напоказ свою набожность, творя милостыню так, чтобы нас видели другие. Он осуждает не сам поступок, а его мотив. Если мотивирующим фактором является внимание публики, то тогда это будет нам единственной наградой, потому что Бог не наградит за лицемерие.

6,2 Кажется маловероятным, что лицемеры привлекли бы к себе внимание шумом, совершая свои приношения в синагогах или раздавая милостыню нищим на улицах. Господь осудил их поведение кратким замечанием: «Они уже получают награду свою» (т.е. их единственная награда – это репутация, которую они приобрели на земле).

6,3-4 Когда последователь Христа творит милостыню, он должен делать это втайне. Настолько тайно, что Иисус сказал Своим ученикам: «Пусть левая рука не знает, что делает пра вая». Иисус применяет в речи этот образный оборот, чтобы показать нам, что мы должны творить свои милостыни для Отца, а не для того, чтобы приобрести себе известность.

Этот отрывок не нужно использовать для того, чтобы запрещать любой дар, который могут увидеть люди, потому что практически невозможно сделать все наши подаяния абсолютно анонимными. Христос просто осуждает шумную демонстрацию подаяния.

Л. Молитесь искренно (6,5-8)

6,5 Далее Иисус предупреждает Своих учеников о том, чтобы они не лицемерили, когда молятся. Они не должны принимать особую позу в людных местах, чтобы их увидели молящимися и были поражены их набожностью. Если любовь к известности – единственный мотив молитвы, то, как объявляет Иисус, достигнутая известность – их единственная награда.

6,6 В стихах 5 и 7 греческое местоимение, переведенное «ты», стоит во множественном числе. Но в стихе 6, чтобы усилить личное общение с Богом, оно дано в единственном числе. Ключ к ответу на молитву кроется в том, чтобы произнести ее втайне (т.е. войди в комнату твою и затвори дверь твою). Если наше истинное стремление – быть услышанным Богом, то Он услышит и ответит. Если мы хотим применить этот отрывок для запрещения публичной молитвы, нам нужно хорошенько вчитаться в текст. Ранняя церковь собиралась для совместной молитвы (Деян. 2,42; 12,12; 13,3; 14,23; 20,36). Главное не то, где мы молимся. Главная цель нашей молитвы – для чего мы молимся: чтобы нас увидели люди или чтобы нас услышал Бог.

6,7 Молитва не должна состоять из лишних повторений, т.е. набора предложений или пустых фраз. Так молятся неспасенные, но на Бога не производит впечатление многословие. Он хочет слышать искренние слова, исходящие из сердца.

6,8 Если наш Отец знает, в чем мы имеем нужду даже прежде нашего прошения у Него, тогда уместен вопрос: «Зачем вообще молиться?» Довод такой: в молитве мы признаемся в нашей зависимости от Бога и в нашей нужде. Она – основа нашей связи с Богом. А Бог творит в ответ на молитву то, чего Он не сделал бы в другом случае (Иак. 4,2).

М.Иисус дает образец молитвы (6,9-15)

6,9 В стихах 9-13 мы читаем то, что обычно называют «молитвой Господней». Используя это название, мы должны помнить, что Сам Иисус никогда не молился этой молитвой. Она дана Его ученикам как образец, по которому они могли строить свои молитвы. Она не была дана как обязательный набор слов, которые им следовало использовать (ст. 7, кажется, исключает это), потому что многие заученные слова могут превратиться в бездушные фразы.

Отче наш, сущий на небесах! Молитва должна быть адресована Богу Отцу с признанием Его высшей власти над всей вселенной.

Да святится имя Твое. Мы должны начинать нашу молитву с поклонения, приписывая хвалу и честь Тому, Кто столь достоин ее.

6,10 Да приидет Царствие Твое. Поклонившись, мы должны просить о том, чтобы дело Божье расширялось, т.е. ставить на первое место Его интересы. Особенно мы должны молиться о том дне, когда наш Спаситель-Бог, Господь Иисус Христос, установит Свое Царство на земле и будет царствовать по правде.

Да будет воля Твоя. В этой просьбе мы признаем, что Бог знает, что лучше для нас, и что мы подчиняем свою волю Его воле. Здесь также выражается желание, чтобы Его волю признали во всем мире.

И на земле, как на небе. Эта фраза видоизменяет три предыдущие просьбы. Поклонение Богу, суверенное Божье руководство и исполнение Его воли – все это реалии неба. Эта молитва о том, чтобы все эти условия могли осуществиться и на земле, как они исполняются на небе.

6,11 Хлеб наш насущный дай нам на сей день. После того как мы поставили вначале Божьи интересы, нам разрешается представить и свои личные нужды. Эта просьба выражает нашу зависимость от Бога в дневном пропитании, как физическом, так и духовном.

6,12 И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. Здесь не идет речь о законном прощении возмездия за грех (такое прощение обретается через веру в Сына Божьего). Скорее всего, здесь говорится о родительском прощении, которое необходимо нам, если мы хотим сохранить взаимоотношения с нашим Небесным Отцом. Если верующие не хотят прощать своих обидчиков, как же они надеются иметь общение с Небесным Отцом, Который незаслуженно простил им их согрешения?

6,13 И не введи нас в искушение. Может показаться, что эта просьба противоречит Иак. 1,13, где говорится, что Бог никогда никого не искушает. Однако Бог допускает, чтобы Его народ был проверен и испытан. Эта просьба выражает здравую неуверенность в своих способностях противостоять искушениям или устоять в испытании.

Она выражает полную зависимость от охраны Господа.

Но избавь нас от лукавого. Это молитва тех, кто от всей души желает, чтобы Бог охранил их от греха Своей силой. Это крик сердца о ежедневном спасении от власти греха и сатаны в этой жизни.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. Последнее предложение в римско-католической и большинстве протестантских современных Библий опущено, потому что оно отсутствует во многих манускриптах. Однако такое славословие является прекрасным окончанием молитвы и имеется в большинстве манускриптов. (Некоторые богословы считают, что славословие заимствовано из 1 Пар. 29,11, как элемент богослужения. Это всего лишь предположение. Традиционный протестантский текст молитвы вполне оправдан.) Оно должно, как пишет Джон Кальвин, «не только согревать наши сердца, побуждать их славить Бога… но также говорить нашим сердцам, что все наши молитвы… не имеют иного основания, как только один Бог».

6,14-15 Эти стихи служат примечанием к стиху 12. Это не часть молитвы, а добавление, которое подчеркивает, что Отеческое прощение, о котором говорится в стихе 12, является условным.

Н. Иисус учит поститься (6,16-18)

6,16 Третьей формой религиозного лицемерия, которую осуждает Иисус, была продуманная попытка сделать вид постящегося. Лицемеры, когда постились, делали свое лицо унылым и мрачным, чтобы иметь истощенный, измученный и страдальческий вид. Но Господь Иисус говорит, что нелепо казаться святыми.

6,17-18 Истинные верующие должны поститься втайне, не подавая вида. Помазать голову свою и умыть лицо свое – значит выглядеть как обычно. Достаточно, что об этом знает Отец; Его награда будет лучше, чем человеческое одобрение.

ПОСТ

Поститься – значит воздерживаться от удовлетворения любой физической потребности в пище. Пост может быть добровольным, как в этом отрывке, или вынужденным (как в Деян. 27,33 или 2 Кор. 11,27). В НЗ он ассоциируется с печалью (Мф. 9,14-15) и молитвой (Лк. 2,37; Деян. 14,23). В этих отрывках пост сопровождался молитвой, как подтверждением искренности постящегося в принятии воли Божьей.

Пост не имеет такого значения, как спасение, и не ставит христианина в особое положение перед Богом. Однажды фарисей хвалился, что постится два раза в неделю, однако это не дало ему желанного оправдания (Лк. 18:12,14). Но когда христианин, постясь втайне, упражняется духовно, Бог видит его и награждает. Хотя НЗ не повелевает поститься, пост все же поощряется обещанием награды. Он может способствовать духовной жизни человека, удаляя вялость и дремоту. Он имеет большую ценность в критические времена, когда человек хочет узнать волю Божью. Пост – это дело отдельной личности и Бога, и он должен совершаться с желанием угодить Ему.

Пост теряет свою ценность, когда он навязан или выставляется напоказ, имея в основании ошибочные мотивы.

О. Собирайте себе сокровища на небе (6,19-21)

Этот отрывок содержит некоторые наиболее революционные и одновременно наиболее пренебрегаемые поучения нашего Господа. Тема остальной части главы: как обеспечить себе уверенность в будущем.

6,19-20 В стихах 19-21 Иисус говорит нечто противоположное всем человеческим советам, как обеспечить финансово безопасное будущее. Когда Он говорит: «Не собирайте себе сокровищ на земле», Он указывает на то, что материальные ценности ненадежны.

Любое материальное богатство на земле может быть или уничтожено природными условиями (моль или ржа), или украдено ворами. Иисус говорит, что единственные вклады, которые не могут быть утрачены,- это сокровища на небе.

6,21 Такая радикальная финансовая политика строится на основополагающем принципе: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Если ваши деньги лежат на сбережении, то ваше сердце и желания тоже находятся там.

Если ваше сокровище на небе, то ваши интересы тоже будут там. Это учение побуждает нас узнать, обдумал ли Иисус то, о чем говорил. Если да, то перед нами встает вопрос: что нам делать с нашими земными сокровищами? Если нет, то следует задать себе другой вопрос: что нам делать с нашей Библией?

П. Светильник для тела (6,22-23)

Иисус сознавал, что Его ученикам трудно будет понять, каким образом сможет сработать его неудобовразумительное учение о гарантии на будущее. Поэтому Он использовал аналогию с человеческим глазом, чтобы преподать урок о духовном зрении. Он сказал, что око есть светильник для тела. Через глаза тело получает освещение и может видеть. Если око чисто, то все тело наполняется светом. Если же око худо, тогда зрение ухудшается. Вместо света наступает темнота. Из этого следует, что чистое око принадлежит человеку, помыслы которого чисты и единственное желание которого – Божьи интересы, который желает принимать учение Христа в буквальном смысле. Вся его жизнь излучает свет. Он верит словам Иисуса, он оставляет земные богатства, он собирает себе сокровища на небе, и он знает, что это его единственная настоящая гарантия безопасности. С другой стороны, темное око принадлежит человеку, который пытается жить для двух миров. Он не хочет лишиться своих сокровищ на земле и все же хочет иметь сокровища на небе. Учение Христа кажется ему непрактичным и невыполнимым. У него нет ясного водительства, потому что его наполняет тьма.

Иисус добавляет еще, что если свет, который в тебе, тьма, то как велика тогда тьма! Другими словами, если ты знаешь, что Христос запрещает надеяться на земные богатства как на гарантию будущего, и все же это делаешь, тогда учение, которому ты оказался непослушным, становится тьмой. Ты не можешь видеть богатство в его истинной перспективе.

Р. Вы не можете служить Богу и маммоне (6,24)

Невозможность служить и Богу, и деньгам устанавливается здесь терминами «господа» и «рабы». Никто не может служить двум господам. Один из них неизбежно займет первое место в его верности и послушании. Так бывает с Богом и маммоной. Они – соперники, и потому нужно сделать выбор. Или мы должны поместить Бога на первый план и отвергнуть власть материального, или мы должны жить для преходящих вещей и отвергнуть Божье притязание на нашу жизнь.

С. Не заботьтесь (6,25-34)

6,25 В этом отрывке Иисус наносит удар по нашей тенденции сосредоточивать свою жизнь на пище и одежде, теряя таким образом ее истинный смысл. Проблема не столько в том, что мы сегодня едим или носим, сколько в том, что мы будем есть и носить через десять, двадцать или тридцать лет. Такое беспокойство о будущем – грех, потому что оно отрицает любовь, мудрость и силу Божью. Оно отрицает любовь Божью, подразумевая, что Он не заботится о нас. Оно отвергает Его мудрость, намекая на то, что Он не знает, что делает. И оно отрицает Его силу, ставя под сомнение то, что Он сможет обеспечить наши нужды.

Такая забота заставляет нас тратить всю свою энергию на то, чтобы убедиться, что мы будем иметь достаточно всего для нашей жизни. И пока мы будем убеждаться в этом, наша жизнь пройдет, а мы потеряем основную цель, для которой были созданы. Бог сотворил нас по Своему образу для более высокого предназначения, чем потребление пищи. Мы находимся здесь, чтобы любить Бога, поклоняться и служить Ему и представлять Его интересы на земле. Нашим телам предназначено быть нашими слугами, а не господами.

6,26 Птицы небесные иллюстрируют Божью заботу о Его творении. Они свидетельствуют, что нам нет никакой необходимости заботиться. Они не сеют и не жнут, но все же Бог питает их. А поскольку люди в Божьей иерархии – творения гораздо лучше, чем птицы, то мы можем с уверенностью ожидать, что Бог позаботится о наших нуждах.

Но мы не должны сделать из этого вывод, что нам не нужно работать, чтобы обеспечить наши сегодняшние нужды. Павел напоминает нам: «…если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3,10). Не должны мы и делать вывод, что было бы ошибкой для фермера сеять, жать и убирать урожай. Эта работа – необходимая часть в обеспечении его насущных потребностей.

Что Иисус запрещает здесь, так это расширять амбары, чтобы обеспечить себе уверенность в будущем независимо от Бога (обычай, который Он осуждает в Своей притче о богатом человеке, Лк. 12,16-21). «Ежедневные заметки Библейского общества» кратко обобщают стих 26:

«Вывод таков: если Бог питает творение низшего порядка без их сознательного в том участия, то тем более Он пропитает с их участием тех, для кого был создан мир».

6,27 Наша забота о будущем не только не делает чести Богу, но еще и бесполезна. Господь демонстрирует это вопросом: «Кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» Человек маленького роста, заботясь, не может стать выше на сорок восемь сантиметров. Все же, говоря относительно, гораздо легче совершить такой подвиг, чем, заботясь, сделать запас провианта для удовлетворения будущих потребностей.

6,28-30 Далее Господь говорит, как тщетно беспокоиться о том, что у нас может быть недостаток одежды в будущем. Полевые лилии (возможно, дикие анемоны) не трудятся, не прядут, и все же их красота превосходит красоту царских одежд Соломона. Если Бог может так роскошно одеть полевые цветы, которые совсем мало живут, а потом их используют как топливо для печи пекаря, то, конечно же, Он позаботится о Своем народе, который поклоняется и служит Ему.

6,31-32 Итак, мы не должны проводить свою жизнь в беспокойной погоне за едой, питьем и одеждой для нашего будущего. Необращенные язычники живут для бессмысленного накопления материальных благ, как будто вся их жизнь заключается в пище и одежде. Но не так должно быть с христианами, у которых есть Небесный Отец, знающий их основные нужды.

Если бы перед христианами стояла задача запасаться всем необходимым для их будущих нужд, тогда их время и энергия были бы направлены на накопление финансовых запасов. Они никогда бы не были уверены, что накопили достаточно, потому что всегда существует опасность падения цен, инфляции, катастрофы, длительной болезни, парализующей случайности. Это значит, что Бог был бы лишен возможности служить Своему народу. Подлинная цель, ради которой были созданы и обращены люди, была бы утрачена. Мужчины и женщины, нося образ Божий, жили бы на этой земле для неопределенного будущего, в то время как они должны жить, имея в виду непреходящие ценности.

6,33 Поэтому Господь заключает со Своими последователями завет. Как следствие этого, Он говорит: «Если ты поставишь Божьи интересы на первый план, Я гарантирую, что позабочусь о твоих будущих нуждах. Если ты ищешь прежде Царства Божьего и правды Его, то Я позабочусь, чтобы ты никогда не нуждался во всем потребном для жизни».

6,34 Это Божья программа «социальной защиты». Обязанность верующего – жить для Господа, с непоколебимой уверенностью полагаясь на то, что Бог позаботится о нем в будущем.

Работа – это просто способ восполнения текущих потребностей; все, что сверх этого, входит в работу Господа. Мы призваны жить одним днем: завтрашний сам должен заботиться о своем.