12 глава

VII. СЛУЖЕНИЕ СЫНА БОЖЬЕГО СВОИМ ИЗБРАННЫМ (Гл. 12 – 17)

А. Иисус помазан в Вифании (12,1-8)

12,1 Дом в Вифании был тем местом, где Иисус любил находиться. Там Он наслаждался приятным общением с Лазарем, Марией и Марфой. Придя в это время в Вифанию, Он, с человеческой точки зрения, подвергал Себя прямой опасности, потому что в близлежащем Иерусалиме находился центр всех тех сил, которые ополчились против Него.

12,2 Хотя многие и были враждебно настроены к Иисусу, все же нашлось несколько сердец, исполненных истинной веры в Него. Лазарь был одним из возлежавших с Господом, и Марфа служила им. Священное Писание ничего не говорит о том, что Лазарь видел или слышал с момента своей смерти до воскресения из мертвых. Возможно, Бог запретил ему разглашать любые подобные сведения.

12,3 В Евангелиях отмечено несколько случаев, когда женщина помазала Господа Иисуса. Ни один из них не совпадает полностью с другим, но описанное здесь событие, как думают, в общем идентично описанным у Марка (14,3-9). Преданность Марии Христу побудила ее взять этот фунт нардового чистого драгоценного мира и помазать Его ноги. Этим она сказала, что у нее нет ничего слишком ценного, чтобы отдать Христу. Он достоин всего, что мы имеем и чем являемся. Каждый раз, когда мы встречаем Марию, она находится у ног Иисуса. В данном случае она отирает Его ноги волосами своими. Так как волосы женщины – ее слава, то она буквально положила свою славу к Его ногам. Само собой разумеется, в течение некоторого времени после того Мария и сама несла на себе благоухание мира. Таким образом, верующие, поклоняющиеся Христу, впитывают в себя благоухание того момента. Ни один дом не наполнен таким приятным благоуханием, как дом, где Иисусу отводится законное место.

12,4-5 Здесь видно, как плотское вторгается в это столь священное. Тот, кто собирался предать своего Господа, не мог вынести, что драгоценное миро расходуют таким образом.

Иуда не считал, что Иисус стоит трехсот динариев. Он полагал, что миро нужно продать и раздать деньги нищим. Но это было явное лицемерие. Он заботился о бедных не больше, чем о Господе. Он собирался предать Его не за триста динариев, а за десятую часть этой суммы. Райл хорошо говорит:

«То что он мог следовать за Христом как ученик в течение трех лет, видеть все Его чудеса, слышать Его учение, постоянно получать из Его рук благодеяния, считаться апостолом и все же под конец оказаться прогнившим до глубины сердца, – все это на первый взгляд кажется невероятным и невозможным! Однако случай с Иудой явно показывает, что такое может быть. Вероятно, ничто так слабо не осознается, как глубина падения человека». (Ryle, John, II:309, 10.)

12,6 Иоанн поспешил добавить, что Иуда сказал это не потому, что заботился о нищих, но потому, что был вор и был жаден. Иуда имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.

12,7 Господь же ответил: «Не мешайте ей. Она сберегла это на день погребения Моего. В знак привязанности и поклонения она хочет щедро умастить Меня. Пусть делает это».

12,8 Времени, чтобы не было нищих, по отношению к которым можно расточать свою доброту, не будет никогда. Но служение Господа на земле стремительно приближалось к завершению. У Марии не всегда будет возможность использовать это миро для Него. Это должно напоминать нам, что духовные возможности преходящи. Мы никогда не должны откладывать выполнение того, что можем сделать для Спасителя.

Б. Заговор против Лазаря (12,9-11)

12,9 Слухи о том, что Иисус недалеко от Иерусалима, распространились быстро. Невозможно было и дальше молчать о Его присутствии. Многие из иудеев пришли в Вифанию увидеть Его, некоторые пришли, чтобы видеть Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

12,10-11 В этом стихе снова изображена безумная ненависть человеческого сердца. Первосвященники же положили убить и Лазаря. Можно подумать, что, воскреснув из мертвых, он предал кого-нибудь! За ним не было никакой вины, и все же они считали, что он заслуживает смерти. Потому что ради Лазаря многие из иудеев… веровали в Иисуса. Вот почему Лазарь был врагом иудейского «истеблишмента» и его следовало убрать с дороги. Люди, которые приводят других к Господу, всегда испытывают преследования и даже мученичество.

Некоторые богословы считают, что поскольку первосвященники были саддукеями, отвергавшими воскресение, они хотели избавиться от свидетельства, уничтожив Лазаря.

В. Триумфальный въезд (12,12-19)

12,12-13 Теперь мы читаем о триумфальном въезде Иисуса в Иерусалим.

Было воскресенье перед Его распятием на кресте. Трудно узнать точно, что думало об Иисусе это множество народа. Действительно ли они понимали, что Он – Сын Божий и Мессия Израиля? Или они просто почитали Его за Царя, который избавит их от римского гнета?

Может, это было сиюминутное проявление эмоций? Несомненно, в толпе находились некоторые истинно верующие, но общее впечатление таково, что большинство людей не имело никакого искреннего, подлинного интереса к Господу.

Пальмовые ветви – символ покоя и мира после скорби (Откр. 7,9). Слово «осанна» означает «спаси сейчас, мы молим тебя». Может показаться, что, совмещая эти два понятия, люди как будто признают Иисуса Тем, Кто послан Богом для спасения их от жестокости Рима и Кто даст им покой и мир после долгих лет страданий от языческого притеснения.

12,14-15 Иисус въехал в город на молодом осле. Обычный способ передвижения. Однако главное то, что Господь исполнил пророчество, въехав в город таким образом.

Эта цитата взята из Захарии (9,9). Там пророк предсказал, что когда Царь придет в Израиль, Он будет сидеть на молодом осле. Дщерь Сиона – образное выражение, относящееся к иудеям, Сион – холм в Иерусалиме.

12,16 Ученики не поняли, что случившееся было точным осуществлением пророчества Захарии о том, что Иисус действительно въедет в Иерусалим как законный Царь Израиля.

Но когда Господь возвратился на небеса и прославился, сидя по правую руку Отца, тогда ученики вспомнили, что все произошло в соответствии со Священным Писанием.

12,17-18 В толпе, наблюдавшей за въезжающим в Иерусалим Иисусом, были люди, видевшие, как Он вызвал из гроба и воскресил из мертвых Лазаря. Они рассказывали другим, стоявшим рядом, что едущий на молодом осле – Тот Самый, Кто вернул Лазаря к жизни. Поскольку слух об этом особом чуде быстро распространялся, огромная толпа народа вышла встречать Иисуса. К сожалению, их скорее влекло любопытство, а не истинная вера.

12,19 Фарисеи выходили из себя, поскольку толпа увеличивалась и интерес к Спасителю возрастал. Ничто из того, что они могли сказать или сделать, не имело и малейшего результата.

В чрезмерном неистовстве они кричали, что весь мир идет за Иисусом. Они не понимали, что интерес толпы был преходящим и что тех, кто действительно желал поклоняться Иисусу как Сыну Божьему, – считанные единицы.

Г. Еллины желают видеть Иисуса (12,20-26)

12,20 Еллины, пришедшие к Иисусу, были язычниками, обращенными в иудаизм. То, что они пришли на поклонение в праздник, свидетельствует о том, что они больше не соблюдали религиозных обычаев своих предков. Они воспользовались случаем, чтобы прийти к Господу Иисусу. Это очень показательно в том смысле, что в то время как иудеи отвергли Господа Иисуса, язычники услышат Евангелие и многие из них уверуют.

12,21 Не сказано, почему они подошли к Филиппу. Возможно, его греческое имя и то, что он был из Вифсаиды Галилейской, привлекло к нему этих новообращенных язычников. Их просьба действительно была благородной: «Господин! Нам хочется видеть Иисуса». Ни один человек, имеющий искреннее желание в своем сердце, не останется без вознаграждения.

12,22 Возможно, Филипп не был вполне уверен, встретится ли Господь с еллинами. Ранее Христос велел ученикам не идти к язычникам с Евангелием, поэтому Филипп пошел к Андрею, и вместе они сказали Иисусу.

12,23 Почему еллины хотели видеть Иисуса? Читая между строк, мы сможем предположить, что их привлекала мудрость Иисуса и они хотели возвеличить Его как своего выдающегося философа. Они знали, что у Него были столкновения с иудейскими начальниками, и, возможно, хотели, чтобы Он спас Свою жизнь, отправившись с ними в Грецию. Их философией было «пощади себя «, Иисус же сказал им, что эта философия прямо противоположна закону жатвы. Он прославится Своей жертвенной смертью, а не благополучной жизнью.

12,24 Семя никогда не произрастит зерна, если, пав в землю, не умрет. Здесь Господь Иисус говорит о Себе как о пшеничном зерне. Если Он не умрет, то останется один. Он один будет наслаждаться красотой небес; там не окажется ни одного спасенного грешника, чтобы разделить Его славу. Но если Он умрет, то обеспечит путь спасения, следуя которым многие смогут обрести спасение. То же самое относится и к нам, как

говорит Т.Г. Рагланд:

«Если мы отказываемся быть пшеничными зернами, падающими в землю и умирающими; если мы не будем жертвовать планами на будущее, не будем рисковать ни репутацией, ни собственностью, ни здоровьем; если нас позовут, а мы не оставим дом свой, не разорвем семейные узы ради Христа, то мы остались одни. Но если мы желаем приносить плод, то должны последовать за нашим благословенным Господом, стать пшеничным зерном и умереть, тогда мы принесем много плода». (Т. G. Ragland, более полных данных нет.)

12,25 Многие люди думают, что в жизни важны еда, одежда и удовольствия. Они живут ради этого. Но те, кто таким образом любит свою жизнь, не в состоянии понять, что душа более важна, чем тело. Пренебрегая состоянием души, они теряют свою жизнь. С другой стороны, есть те, кто считает, что надо лишиться всего ради Христа.

Ради того, чтобы служить Ему, они пренебрегают всем тем, что высоко ценится у людей. Они – те, кто сохранит свою жизнь в жизнь вечную. Возненавидеть свою жизнь – значит любить Христа больше, чем личные интересы.

12,26 Чтобы служить Христу, нужно последовать за Ним. Его слуги повинуются Его учению и похожи на Него нравственно. Его смерть должна стать для них примером для подражания. Всем слугам обещано постоянное присутствие Хозяина и Его защита, и это применимо не только к земной жизни, но и к вечности. Кто служит, того почтит Бог в грядущий день. Как бы ни страдал он от позора и упреков здесь, он будет не намного менее прославлен в сравнении со славой Того, Кто открыто ходатайствовал о нем перед Богом Отцом на небесах!

Д. Иисус стоит перед неизбежной смертью (12,27-36)

12,27 Все больше и больше мысли Господа обращались к тому, что ждет Его в ближайшем будущем. Он размышлял о кресте и о времени, когда понесет на Себе наши грехи, из-за которых гнев Божий обрушится на Него. Он думал о Своем «горьком часе» (JBP), и душа Его была возмущена. Как Он должен был молиться в такой момент? Следовало ли Ему просить, чтобы Отец избавил Его от часа сего? Он не мог молиться об этом, потому что цель Его прихода в мир состояла в том, чтобы взойти на крест. Он был рожден, чтобы умереть.

12,28 Вместо просьбы об избавлении от креста, Господь Иисус просил, чтобы прославилось имя Его Отца. Он был больше заинтересован в том, чтобы прославился Бог, а не в Своем личном благополучии или безопасности. На это Бог ответил с небес, что прославил Его имя и еще прославит. Все земное служение Иисуса было прославлением Божьего имени. Тридцать лет молчания в Назарете, три года общественного служения, замечательные слова и дела Спасителя – все это достойно прославило имя Отца. Но еще большая слава будут воздана Богу через смерть, погребение, воскресение и вознесение Христа.

12,29 Некоторые из стоявших приняли голос Божий за гром. Такие люди всегда будут стараться дать естественное объяснение духовным вещам.

Люди, не желающие признавать чудеса, пытаются увязать их с каким-нибудь естественным законом. Другие знали, что это не гром, но все же не признавали, что это глас Божий. Понимая, должно быть, что это нечто сверхъестественное, они могли лишь заключить, что это голос ангела. Голос Божий могут услышать и понять только те, кому помогает Дух Святой. Люди могут многократно слушать Евангелие, и все же оно будет для них бессмыслицей, если Дух Святой не заговорит с ними через него.

12,30 Господь объяснил слушателям, что этот глас прозвучал не для Него. Он адресован тем, кто стоял рядом.

12,31 «Ныне суд миру сему», – сказал Он. Мир собрался распять Господа жизни и славы. И, поступив так, он осудит самого себя. За этот ужасный отказ от Христа ему будет вынесен приговор. Именно это Спаситель и имел здесь в виду. Приговор виновному человечеству был почти приведен в действие. Князь мира сего – дьявол. В самом прямом смысле дьявол был полностью побежден на Голгофе. Он думал, что ему раз и навсегда удалось покончить с Господом. Вместо этого Спаситель обеспечил людям путь спасения и, в то же самое время, победил Сатану и его полчища. Приговор по отношению к дьяволу еще не приведен в исполнение, но его гибель предрешена. Он все еще рыщет по миру, продолжая свое злое дело, но это лишь вопрос времени, ибо он будет изгнан в озеро огненное.

12,32 Первая часть этого стиха относится к смерти Христа на кресте. Он был пригвожден к деревянному кресту и вознесен над землей. Господь сказал: если Его распнут таким образом, то Он всех привлечет к Себе. Этому может быть несколько объяснений. Одни думают, что Христос привлечет всех людей либо к спасению, либо к суду. Другие полагают, что если Христос будет вознесен в проповеди Евангелия, то у Благой Вести появится большая власть, способная привлекать к Нему души.

Но правильное объяснение, вероятно, таково: в результате распятия Господа Иисуса на кресте все люди будут привлечены к Нему. Не все люди без исключения, но представители от каждого народа, племени и языка.

12,33 Говоря о вознесении, Господь Иисус давал разуметь, какою смертью Он умрет, то есть через распятие на кресте. Здесь снова нам засвидетельствовано всезнание Господа. Он знал заранее, что не умрет в постели или по воле случая, но будет пригвожден к кресту.

12,34 Народ озадачило заявление Господа о вознесении. Из Его слов люди знали, что Он Мессия, а из ВЗ им было известно, что Мессия пребывает вовек (см. Ис. 9,7; Пс. 109,4; Дан. 7,14; Мих. 4,7). Заметьте, как люди повторяли слова Иисуса: «…должно вознесену быть Сыну Человеческому». В действительности Он сказал: «Я буду вознесен от земли». Конечно, Господь Иисус много раз упоминал, что Он Сын Человеческий, и, возможно, ранее даже говорил о Сыне Человеческом, вознесенном от земли, так что людям было нетрудно соединить две мысли воедино.

12,35 Когда народ спросил Иисуса, кто этот Сын Человеческий, Он снова сказал о Себе как о свете миру. Он напомнил, что свет будет с ними недолго. Им следует быть со Светом и ходить во свете, чтобы не объяла их тьма, где они будут постоянно претыкаться в невежестве.

Здесь Господь уподоблял Себя солнцу и дневному свету, которым свойственно это качество. Солнце восходит утром, достигает зенита в полдень и заходит за горизонт вечером. Оно с нами только ограниченное время. Мы должны пользоваться временем, пока оно светит, потому что, когда наступает ночь, оно не приносит нам пользы.

В духовном смысле верующий в Господа Иисуса ходит во свете. Тот, кто отвергает Его, ходит во тьме и не знает, куда идет. У него нет Божественного руководства, и он всю жизнь спотыкается.

12,36 Снова Господь Иисус призвал Своих слушателей веровать в Него, доколе есть возможность. Поступая так, они станут сынами света. Они будут уверены в жизненном руководстве и в вечности. После этих слов Господь отошел от людей и на некоторое время скрылся от них.

Е. Большинство иудеев не смогло уверовать (12,37-43)

12,37 Здесь Иоанн сделал паузу, чтобы выразить изумление: столько чудес сотворил Господь Иисус пред людьми, а они не веровали в Него. Как мы уже упоминали, их неверие не было следствием недостатка свидетельств. Господь дал весьма убедительные доказательства Своей Божественности, но люди не хотели верить. Они хотели иметь царя, который управлял бы ими, но не хотели покаяться.

12,38 Неверие евреев соответствовало пророчеству Исаии (53,1). На вопрос: «Господи! Кто поверил слышанному от нас?» – следует ответ: «Не очень многие!» Как мышца в Священном Писании говорит о власти или силе, так выражение «мышца Господня» говорит о могущественной власти Божьей. Могущество Божье открывается только тем, кто верит вести о Господе Иисусе Христе. А так как не многие приняли весть о Мессии, сила Божья открылась немногим.

12,39 Когда Господь Иисус явил Себя народу израильскому, тот отверг Его. Многократно Господь обращался к людям, предлагая спасение, но они продолжали говорить Ему «нет». Чем дольше люди отвергают Евангелие, тем труднее им становится получить его. Когда люди закрывают глаза на Свет, Бог лишает их возможности видеть Свет. Бог наносит им удары, известные как «судебная слепота», то есть слепота, которая является следствием суда Божьего над ними за отказ от Его Сына.

12,40 Это цитата из Исаии (6,9-10). Бог ослепил глаза израильтян и окаменил сердца их. Но Он сделал это только после того, как они сами закрыли свои глаза и окаменили свои сердца.

В результате упрямого и сознательного отвержения Мессии израильтяне лишились зрения, разумения и способности поверить, чтобы исцелиться.

12,41 В главе 6 у Исаии описано, как пророк наблюдал славу Божью. Здесь Иоанн объясняет, что Исаия видел славу Христа и говорил о Христе. Таким образом, этот стих – еще одно важное звено в цепи свидетельств, доказывающих, что Иисус Христос – Бог.

12,42 Многие из начальников иудейских убедились, что Иисус – Мессия. Однако они не смели поделиться своими убеждениями с другими из боязни быть отлученными. Хотелось бы думать, что эти люди были истинными верующими в Господа Иисуса, но это сомнительно. Там, где есть истинная вера, рано или поздно происходит и исповедание Христа. Действительно приняв Христа как Спасителя, никто не поколеблется в своей решимости рассказать об этом всем, независимо от последствий.

12,43 Очевидно, что эти люди возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божью. Они больше думали о том, чтобы их одобрили люди, а не Бог. Могут ли такие люди, как эти, истинно верить в Христа? (Ответ см. в главе 5, стих 44).

Ж. Опасность неверия (12,44-50)

12,44 Если перефразировать стих 44, то получим следующее: «Тот, кто действительно верит в Меня, верит не только в Меня, но также и в Отца Моего, пославшего Меня». Здесь снова Господь указывает на Свое полное единение с Богом Отцом. Невозможно верить в Одного и не верить в Другого.

Верить в Христа – значит верить в Бога Отца. Невозможно веровать в Отца, не воздавая при этом равную честь Сыну.

12,45 Здесь имеется в виду, что никто не может видеть Бога Отца. Он – дух и поэтому невидим. Но Господь Иисус пришел в мир, чтобы мы узнали, каков Бог. Этим мы подразумеваем, что Он сообщает нам не о физической сущности Бога, а о Его нравственной сущности. Он явил нам Личность Бога. Поэтому, кто видел Христа, тот видел Бога Отца.

12,46 Очевидно, пример со светом – один из любимейших у нашего Господа. Снова Он сравнил Себя со светом, пришедшим в мир, чтобы всякий верующий в Него не оставался во тьме. Без Христа люди находятся в кромешной тьме. Они лишены правильного понимания жизни, смерти и вечности. Но те, которые верой пришли ко Христу, больше не ищут истины, потому что нашли ее в Нем.

12,47 Цель первого пришествия Христа состояла в том, чтобы не судить мир, но спасти его. Он не судил тех, которые отказались слышать Его слова или веровать в Него. Это не значит, что Он не будет судить этих неверующих в грядущем дне, но такой суд не входил в цель Его первого пришествия.

12,48 Господь ожидал того последнего дня, когда те, кто отверг Его слова, будут стоять перед судом Божьим. Тогда слова или учения Господа Иисуса будет достаточно, чтобы осудить их.

12,49 Свое учение Иисус не придумал Сам и не узнал в человеческих школах. Как послушный Слуга и Сын, Он говорил только то, что Ему заповедал говорить Отец. Это – факт, который будет судить людей в последний день. Слово, которое Иисус говорил, было словом Божьим, и люди отказались слушать его. Отец сказал Ему не только что сказать, но и что говорить.

Эти два понятия отличаются по значению. Выражение «что говорить» относится к сущности сообщения; «что сказать» – к самим словам, которые Господь должен использовать, уча истине Божьей.

12,50 Иисус знал, что Отец заповедал Ему даровать жизнь вечную тем, кто уверует в Него. Поэтому Христос говорил так, как сказал Ему Отец.

Теперь мы подходим к четкому переломному моменту в повествовании. До этого места Господь являл Себя Израилю. Записаны семь знамений, или чудес, каждое из которых иллюстрирует, что ожидает каждого грешника, если он уверует в Христа. Эти знамения такие:

1. Превращение воды в вино на браке в Кане Галилейской (2,1-12). Оно символизирует грешника, который, будучи чужим на празднике Божественной радости, преобразовывается властью Христа.

2. Исцеление сына царедворца (4,46-54). Оно символизирует грешника, который болен и нуждается в духовном здоровье.

3. Исцеление калеки в купальне Вифезда (гл. 5). Бедный грешник немощен, беспомощен и неспособен что-либо предпринять для своего исцеления. Иисус исцеляет его от немощи.

4. Насыщение пяти тысяч (гл. 6). Грешник – без пищи, голоден и нуждается в том, что придает силу. Господь дает пищу его душе, чтобы он никогда больше не алкал.

5. Усмирение моря Галилейского (6,16-21). Грешник находится в опасном месте. Господь спасает его от шторма.

6. Исцеление слепорожденного (гл. 9). Этот человек символизирует слепоту человеческого сердца, к которому еще не прикоснулась сила Христа. Человек не может видеть ни свою собственную греховность, ни красоту Спасителя, пока Святой Дух не просветит его.

7. Воскрешение Лазаря из мертвых (гл. 11). Это чудо, естественно, напоминает нам, что грешник мертв по грехам и преступлениям и нуждается в жизни свыше.

Все эти чудеса предназначены доказать, что Иисус – Христос, Сын Божий.