Введение

В целом этот последний беглый взгляд на христианскую жизнь во времена апостолов требует от теологов глубокого осмысления. Описанное здесь положение вещей далеко от идеала, но свидетельствует в пользу свободы и необходимости возрастания в вере. Б. Ф. Весткотт

Введение

I. ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В КАНОНЕ

Даже Третье послание Иоанна, самое краткое в НЗ (в оригинале на одну строку короче, чем 2 Иоанна), иллюстрирует Божественную истину о том, что «все Писание полезно». Как и во 2 Иоанна, ключевые слова здесь – любовь и истина. Но, в отличие от 2 Иоанна, где любовь показана в решимости не принимать тех, кто не учит истине, в 3 Иоанна показано нежное проявление любви в содействии тем, кто идет вперед, распространяя истину.

II. АВТОРСТВО

Внешнее свидетельство для 3 Иоанна подобно свидетельству для 2 Иоанна. Эти письма столь кратки и столь личного характера, что не трудно увидеть, почему им не хватает большего свидетельства, такого, как у 1 Иоанна.

Ориген и Евсевий классифицировали 3 Иоанна как antilegomena, или спорные книги. Климент и Дионисий Александрийские принимали 3 Иоанна так же, как и Кирилл Иерусалимский. Свидетельство канона Муратори остается неясным.

Внутреннее свидетельство тесно сближает это письмо со 2 Иоанна и, естественно, с 1 Иоанна. Вместе все три подтверждают свою подлинность. Нет никаких веских причин сомневаться в традиционной точке зрения, согласно которой апостол Иоанн написал 3 Иоанна наряду с приписываемыми ему другими двумя письмами.

III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

Как и в случае с 1 и 2 Иоанна, предлагаются две основные даты. Если Иоанн писал из Иерусалима до того, как этот город был разрушен, то вероятная дата – 60-е годы. Большинство ученых склоняется к более позднему написанию письма, когда Иоанн жил и служил в Ефесе. Таким образом, широко принятая дата – 85-90-е годы.

IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА

Исторический фон этого небольшого письма дает нам яркое представление о жизни церкви в конце первого столетия. Несколькими четкими росчерками пера апостол набросал три характера: Гаий – гостеприимный и духовный, Димитрий – достоин похвалы и Диотреф – своекорыстный и лишенный любви. Диотреф может иллюстрировать сильную своевольную личность, какую легко найти в любой церкви. С другой стороны, он может втереться в доверие ко всякому, кто старше его по опыту и званию, и управлять теми, кто формально на равном с ним положении. Эта последняя тенденция получила развитие во втором столетии и позднее в «монархическом епископате» (господство одного наиболее влиятельного надзирателя, или епископа).

План

I. Приветствие (ст. 1-4)

II. Благочестивый Гаий (ст. 5-8)

III. Властный Диотреф (ст. 9-11)

IV. Богобоязненный Димитрий (ст. 12)

V. Планы Апостола и благословение (ст. 13-14)