3 глава

II. ОБ УЧЕНИИ: ПАВЕЛ ЗАЩИЩАЕТ ОПРАВДАНИЕ ВЕРОЙ (3,1 – 5,1)

А. Великая истина Евангелия (3,1-9)

3,1 В действиях галатов проявился недостаток понимания и здравомыслия. Обратиться от благодати к закону – значит прельститься, или дать себя околдовать. Это значит позволить убаюкать себя магическим заклинанием и опрометчиво принять ложь за истину. В вопросе Павла «Кто прельстил вас?» местоимение «кто» стоит в форме не множественного, а единственного числа (греч. tis. В греческом у слова «кто» формы единственного и множественного числа различны, и ответ во множественном числе здесь не может следовать из текста.) Возможно, этим предполагается, что автором данного лжеучения был дьявол. Сам Павел проповедовал галатам Иисуса Христа распятого, подчеркивая, что крест должен был навсегда освободить их от проклятия и зависимости от закона. Как они могли вернуться к закону и таким образом отвергнуть крест? Неужели истина не завладела ими в действительности?

3,2 Ответ на один вопрос позволит уладить все дело. Пусть они вернутся ко времени своего обращения – к тому времени, когда в их телах поселился Святой Дух. Как они получили Духа? Делами или верой? Ясно, что верой. Никто никогда не получал Духа через исполнение закона.

3,3 Если они не могли получить спасение по делам, могли ли они ожидать возрастания в святости или христианской зрелости без закона? Если для того, чтобы их спасти, нужна была сила Духа, могли ли они довершить этот процесс своими плотскими усилиями?

3,4 Когда галаты впервые доверились Христу, они подверглись жестокому преследованию, возможно, отчасти от рук иудеев-ревнителей, которые ненавидели Благую Весть благодати.

Были ли эти страдания без пользы? Возвращаясь к закону, не говорили ли они тем самым, что их гонители в конечном счете правы? О, если бы только без пользы! Павел высказывает немеркнущую надежду на то, что они вернутся к Благой Вести, за которую уже многое потерпели.

3,5 Не совсем ясно, о ком говорится в стихе 5 – о Боге, о Павле или о ком-то другом, кто служил галатам во время написания письма. В конечном итоге стих говорит о Боге, поскольку только Он может дать Святого Духа.

Однако возможен и дополнительный смысл – в стихе может говориться о христианине-служителе как орудии, которым Бог исполняет Свою волю.

Такой взгляд на христианское служение очень возвышен. Кто-то сказал: «Любое подлинно христианское служение передает Святого Духа другим; по сути, оно раздает Духа».

Если апостол говорит о себе, он скорее всего думает о чудесах, сопровождавших его проповедь и обращение галатов к Христу (Евр. 2,4). Однако время глагола указывает не на события в прошлом, а на происходящее в момент написания письма. Павел, видимо, говорит о чудесном даре, который Дух Святой дает верующим после их обращения, как описано в 1 Коринфянам 12,8-11.

Через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере? Ответ таков: через наставление в вере. Святой Дух поселяется в верующем и затем совершает в нем Свою работу, и этого никогда не достичь, не заслужить, оно всегда дается благодатью по вере. Таким образом, галаты из собственного опыта должны были знать, что благословение приходит через веру, а не через соблюдение закона.

Как второе доказательство Павел использует те самые места в Писании, которые лжеучителя использовали, чтобы показать необходимость обрезания! Что же в действительности говорится в ВЗ?

3,6 Павел показал, что отношения Бога с галатами полностью основаны на вере. Здесь он показывает, что в ветхозаветные времена люди спасались так же. В стихе 5 был задан вопрос: «через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?» Был дан ответ: «Через наставление в вере».

С этим ответом связано начало стиха 6: «Так Авраам…» Он был оправдан точно так же – верой.

Возможно, иудейские учители говорили об Аврааме как о своем герое и примере, основывая на его опыте свои доводы в пользу необходимости обрезания (Быт. 17,24.26). Если это так, Павел будет бороться с ними на их же собственном поле. Как же Авраам спасся? Авраам поверил Богу. Он не совершал каких-либо достойных награды поступков. Он просто поверил Богу.

Никакие достижения с этим не связаны; на самом деле для человека глупо не верить Богу. Поверить Богу – это единственное, что человек может сделать ради спасения, и это не дает ему никаких поводов для хвастовства. Это не «доброе дело», которое требует человеческих усилий. Для плоти места не остается. Что может быть разумней доверия создания к Создателю или ребенка к своему Отцу?

Оправдание – это Божье решение, согласно которому Он объявляет праведными всех, кто верит в Него. Бог может справедливо решить проблему с грешниками, потому что Христос умер на кресте Голгофы вместо всех грешников, заплатив за их грехи. Оправдание не означает, что Бог делает верующего самого по себе праведным и безгрешным. Он считает его праведным на основании совершенного Спасителем. Грешнику, который доверяется Ему, Бог дает праведность, и праведность делает его достойным неба. Бог ожидает, что он будет жить праведно в благодарность за то, что Господь сделал для него. Здесь важно заметить, что оправдание никак не связано с соблюдением закона. Оно полностью основано на принципе веры.

3,7 Несомненно, иудейские учители утверждаля, что галатам следует подвергнуться обрезанию, чтобы стать подлинными сынами Авраама. Павел опровергает это. Истинные сыны Авраама – это не рожденные иудеями и не обратившиеся в иудаизм. Это те, кто спасен по вере. В Римлянам 4,10-11 Павел показывает, что Авраам назван праведным еще до того, как был обрезан. Иначе говоря, он был оправдан, находясь еще в язычестве.

3,8 ВЗ изображается как пророк, смотрящий в будущее и провидящий, что Бог оправдает язычников, как и иудеев, верою. В Писаниях не только предвиделось благословение язычников по вере, но, по сути, о нем было объявлено Аврааму в Бытие 12,3: «…и благословятся в тебе все племена земные».

Когда мы в первый раз читаем эту цитату из Бытие, нам трудно увидеть, как Павел нашел в ней такое значение.

И все же Дух Святой, Который вписал этот стих в ВЗ, знал, что в нем содержится Евангелие спасения верою для всех народов. Поскольку Павел писал по вдохновению того же Святого Духа, он смог объяснить нам лежащий в основе стиха смысл: в тебе – значит вместе с Авраамом, так же как и Авраам. Все народы – язычники, так же как и иудеи. Благословятся – спасутся.

Как был спасен Авраам? Верою. Как спасутся народы? Так же, как и Авраам, – верою. Более того, они будут спасены как язычники, а не через обращение в иудаизм.

3,9 Итак, согласно свидетельству иудейского Писания, верующие в Бога оправданы с верным Авраамом.

Б. Закон противопоставляется обетованию (3,10-18)

3,10 На основании Священного Писания Павел показывает, что закон вовсе не дарует и не благословляет – он может лишь проклясть. В этом стихе сказано не «все, нарушившие закон»,

а «все, утверждающиеся на делах закона», то есть все, кто старается снискать благоволение Божье путем исполнения закона. Они находятся под клятвой (проклятием), то есть приговорены к смерти. Ибо написано (Втор. 27,26):

«Проклят всяк, кто не исполняет постоянно…» Недостаточно исполнять закон день, месяц или год. Его нужно исполнять постоянно. Послушание должно быть полным. Недостаточно соблюдать только Десять заповедей. Нужно исполнять все шесть с лишним сотен законов, записанных в пяти книгах Моисея!

3,11 Павел снова опровергает лжеучителей, основываясь на ВЗ. Он цитирует пророка Аввакума, чтобы показать, что Бог всегда оправдывал людей верою, а не законом. Праведный верою жив будет, другими словами, те, кто признан праведным по вере, а не по делам, будет иметь вечную жизнь. Оправданные верою живы будут.

3,12 Закон не предлагает людям верить. Он даже не предлагает им стараться исполнять заповеди. Он требует строгого, полного и совершенного послушания, как этому ясно учит книга Левит. Этот принцип противоположен вере. Закон говорит: «Делай и живи». Вера говорит: «Верь и живи». Здесь Павел доказывает: праведный человек будет жив верою. Человек под законом не живет по вере. Поэтому он не праведен перед Богом. Когда Павел говорит: «Кто исполняет его, тот жив будет им», он утверждает теоретическую аксиому или идеал, но такой, которого достичь невозможно.

3,13 Искупить – значит выкупить, или освободить, заплатив стоимость. Клятва закона, или проклятие закона, – это смерть, наказание за нарушение заповедей. Христос освободил находящихся под законом от платы смертью, которой требовал закон. (Несомненно, используя местоимение «нас», Павел главным образом говорит о верующих иудеях, хотя они были представителями всего человечества.)

Синддилан Джоунс говорит:

«Галаты полагали, что Христос лишь наполовину выкупил их и что все остальное они должны выкупить сами, подвергаясь обрезанию и исполняя другие иудейские обряды и церемонии. Отсюда их готовность позволить лжеучителям запутать их, смешав христианство и иудаизм. Павел говорит здесь (согласно Уэльскому переводу): «Христос полностью искупил нас». (J. Cynddylan Jones, Studies in the Gospel According to St. John, p. 113.)

Христос искупил людей, умерев за них, претерпев из-за их грехов страшный Божий гнев. Проклятие легло на Него, как на Того, Кто заменил человека. Сам Он не стал грешным, но на Него легли грехи человечества.

Христос искупил людей от клятвы закона не тем, что в точности исполнял Десять заповедей во время Своей земной жизни. Писание не учит, что Его абсолютное исполнение закона засчитывается нам. Нет, Он избавил людей от закона, претерпев его ужасающее проклятие в смерти. Без Его смерти не могло быть спасения. Согласно закону, когда осужденных преступников вешали на дерево, это было знаком того, что они находятся под Божьим проклятием (Втор. 21,23). В этом отрывке Святой Дух видит предсказание того, как умрет Спаситель, подвергшись проклятию вместо Своих созданий. Он был повешен между небом и землей как недостойный ни того, ни другого. О Его смерти на кресте говорится как о повешении на древе (Деян. 5,30; 1 Пет. 2,24).

3,14 Бог обещал благословить Авраама, а через него – весь мир. Благословение Авраамово – это в действительности спасение благодатью по вере. Но сначала за грех должно было уплатить смертью, как того требует Бог. И Господь Иисус подвергся проклятию, чтобы Бог мог простереть благодать и на иудеев, и на язычников.

Теперь во Христе (потомке Авраама) народы получили благословение.

Обетование Божье, данное Аврааму в Бытие 12,3, не упоминает о Святом Духе. Но здесь Павел говорит нам по вдохновению Божьему, что дар Святого Духа был частью безусловного завета спасения, который Бог заключил с Авраамом. Он был там в зародыше. Дух Святой не мог прийти, пока на пути стоял закон. Прежде чем мог быть дарован Дух, Христос должен был умереть и восстать в славе (Ин. 16,7).

Далее апостол показал, что спасение достигается верой, а не законом, и сослался при этом (1) на личный опыт галатов и (2) на свидетельство ВЗ. Здесь он приводит иллюстрацию из повседневной жизни.

Доводы, приведенные Павлом в этой части, можно обобщить следующим образом: в Бытие 12,3 Бог обещал благословить в Аврааме все племена земные. Это обетование спасения включало не только иудеев, но и язычников. В Бытие 22,18 Бог также обещал: «И благословятся в семени твоем все народы земли». Он сказал «в семени» в единственном числе, а не во множественном. Бог говорил об одном Человеке, о Господе Иисусе Христе, Который был прямым потомком Авраама (Лк. 3,34). Иначе говоря, Бог обещал благословить все народы – и язычников, и иудеев – через Христа. Обетование не сопровождалось никакими условиями, оно не требовало ни добрых дел, ни подчинения закону. Это простое обещание нужно было принять просто верой.

Закон же, данный Израилю спустя 430 лет, не мог ни добавить условия, ни как-то изменить обетование. Поступать так было бы несправедливо даже в человеческих делах, а в делах Божественных – просто немыслимо.

Поэтому можно заключить, что Божье обетование благословения язычникам осуществляется через Христа верой, а не соблюдением закона.

3,15 В человеческих делах, когда завещание (завет) подписано и скреплено печатью, никому не придет в голову изменять документ или что-то прибавлять к нему. Если нельзя изменить даже человеческое завещание, то уж конечно нельзя изменять Божье!

3,16 Несомненно, иудаисты доказывали, что, хотя изначально обетования Аврааму и семени его (народу израильскому) были даны по вере, все-таки тот же самый народ израильский впоследствии оказался под властью закона. Поэтому галаты, хотя они изначально и спаслись верою, сейчас должны исполнять Десять заповедей.

Павел отвечает: обетования были даны Аврааму и Семени его (в единственном числе). «Семя» может иногда означать множество, и все же здесь оно означает Одного, а именно Христа. (Мы сами, наверно, никогда не смогли бы увидеть это значение в ВЗ, но Дух Божий просвещает нас.)

3,17 Бог дал Аврааму обетование без условий; оно не зависело от его дел. Бог просто согласился дать Аврааму Семя (Христа). Хотя детей у Авраама не было, он поверил Богу, таким образом веря и в пришествие Христа, и был оправдан. Появление закона спустя четыреста тридцать лет не могло никак повлиять на обетование спасения. Закон не мог ни отменить обещание, ни добавить к нему какие-либо условия. Возможно, иудаисты предполагали, что закон, появившийся через 430 лет после обетования, мог аннулировать его.

«Никак!» Павел, по сути, говорит: «Обетование было подобно завещанию, оно скреплено смертью (жертва завета, Быт. 15,7-11; см. также Евр. 9,15-22). Отменить его нельзя».

Четыреста тридцать лет исчисляется со времени, когда Бог утвердил Авраамов завет с Иаковом, когда тот собирался войти в Египет (Быт. 46,1-4), и длятся до момента появления закона (приблизительно через три месяца после исхода).

3,18 Наследство должно быть либо по вере, либо по делам. Не может быть и то и другое вместе. Писание ясно утверждает, что наследство было дано Аврааму по обетованию без всяких условий. Так же обстоит дело и со спасением. Оно предлагается в дар без всяких условий. Исключается всякая мысль о том, что ради получения его нужно что-то делать.

В. Предназначение закона (3,19-29)

3,19 Для чего же закон? Если, как утверждал Павел, закон не аннулирует обетование, данное Богом Аврааму, и не добавляет к нему условий, то для чего же закон? Закон предназначен для того, чтобы выявить истинный характер греха: это преступление. Грех был и до закона, но человек не считал его преступлением, пока не появился закон. Преступление – это нарушение известного закона.

Закон был дан грешному народу. Они никогда не смогли бы достичь праведности, исполняя его, потому что у них не было силы подчиняться ему.

Закон был предназначен для того, чтобы показать людям, какие они безнадежные грешники, и побудить возопить к Богу, прося спасти их благодатью. Завет Бога с Авраамом был безусловным обетованием благословения; закон приводил только к проклятию.

Закон показывал, насколько люди недостойны дара безусловного благословения. Если человек удостаивается благословения, то только по Божьей милости.

Семя – это Христос. Поэтому закон был дан как временная мера до пришествия Христа. Через Него должно было прийти обещанное Аврааму благословение. Договор между двумя сторонами подразумевает посредника. Закон задействовал две договаривающиеся стороны – Бога и Израиль. Моисей выступал в роли посредника (Втор. 5,5). Ангелы были вестниками Бога, доставившими Моисею закон (Втор. 33,2; Пс. 67,18; Деян. 7,53; Евр. 2,2).

Посредничество Моисея и ангелов говорит о том, сколь велико расстояние между Богом и Его народом, неспособным вынести Божье присутствие.

3,20 Если бы договаривающаяся сторона была только одна и дала бы обещание, не сопровождаемое никакими условиями, и ничего не требовала бы от другой стороны, то не было бы нужды в посреднике. Тот факт, что закону требовался посредник, указывает на то, что человеку необходимо исполнять свою часть соглашения. В этом была слабость закона: он призывал к послушанию тех, у кого не было для этого силы. Когда Бог дал обетование Аврааму, Он был единственной договаривающейся стороной. И в этом сила обетования: от Бога зависело все, а от человека – ничего. Не было никакого посредника, потому что посредник был не нужен. (Хотя кажется, что этот аргумент противоречит тому, что дальше сказано о Христе как о Посреднике Нового Завета (Евр. 9,15), слово «посредник» используется в этих двух местах в разных смыслах. Моисей был посредником только в том, что принял закон от Бога и передал его Израилю. Он был представителем людей. Христос – Посредник Нового Завета в гораздо более высоком смысле. Прежде чем Бог смог справедливо даровать благословения этого завета, Господь Иисус должен был умереть. Точно так же, как только смерть приводит в действие последнюю волю и завещание человека, так и Новый Завет должен быть запечатан Его Кровью. Он должен был предать Себя для искупления всех (1 Тим. 2,6). Христос не только гарантирует благословения завета Своему народу, но и поддерживает Своих людей завета в мире, который им антагонистичен. Он делает это как Первосвященник и Ходатай, и это тоже часть Его посредничества.)

3,21 Отодвинул ли закон в сторону обетования, заняв их место? Никак! Если бы можно было дать закон, позволяющий грешникам достичь того совершенства, которого требует Бог, то, конечно, спасение зависело бы от соблюдения законов. Бог не послал бы Сына Своего возлюбленного умирать за грешников, если бы мог достичь того же результата не столь высокой ценой. Но у закона было много времени и много народа, чтобы показать, что он не может спасти грешников. В этом смысле он был «ослаблен плотию» (Рим. 8,3). Все, что мог сделать закон – это показать людям их безнадежное положение и дать понять, что спасение может быть только даром Божьей благодати.

3,22 ВЗ показал, что все люди – грешники, включая и находящихся под законом. Таким образом, нужно было убедить человека в его греховности, чтобы верующим дано было обетование спасения по вере в Иисуса Христа. Ключевые слова стиха 22 – это «вера», «дано» и «верующим». Нет никакого упоминания о «делании» или «соблюдении законов».

3,23 Вера здесь – это христианская вера. Она относится к эпохе, приход которой был возвещен смертью, погребением, воскресением и вознесением Господа Иисуса и проповедью Евангелия в день Пятидесятницы. До этого иудеи были под стражею, находясь как бы в темнице или под надзором. Их, как стеной, окружали требования закона, а поскольку они не могли их выполнить, им оставался только путь спасения верой. Подзаконные люди, таким образом, находились в заточении, пока Евангелие не провозгласило славную весть освобождения от рабства закона.

3,24 Закон изображается как хранитель и руководитель детей, или как детоводитель. (Греческое слово paidagogos (от которого произошли русские слова педагог, педагогика) буквально означает «детоводитель». Такой человек, обычно раб, должен был провожать ребенка в школу и из школы домой. Иногда он и обучал.) Так подчеркивается идея обучения; уроки закона посвящались святости Бога, греховности человека и необходимости искупления.

Здесь это слово обозначает того, кто обучает учеников и в целом присматривает за младшими или еще не достигшими зрелости.

Стих учит, что закон был хранителем иудеев вплоть до пришествия Христа или до начала Его открытого служения. В каком-то смысле закон сохранил народ израильский как отдельную нацию благодаря правилам, касающимся брака, собственности, пищи и т. д. Когда пришла «вера», она в первую очередь была провозглашена этому народу, чудесным образом хранимому и опекаемому в течение веков.

Оправдание верою было обещано на основании совершенного Христом искупления.

3,25 Закон – это детоводитель, но с тех пор, как пришла христианская вера, верующие иудеи уже не под законом. Тем более язычники, такие как галаты, которые никогда и не были под руководством детоводителя! Стих 24 учит, что человек не оправдывается законом; стих 25 – что закон – не правило жизни для того, кто оправдан.

3,25 Обратите внимание, что здесь местоимение меняется с «мы» на «вы». Говоря об иудеях как о «нас», Павел показывал, что они содержались под законом до пришествия Христа. Закон сохранял их как отдельный народ, которому можно будет проповедовать оправдание верой. Когда они были оправданы, тогда освободились от закона и их особое отличие как иудеев исчезло. Местоимение «вы» с этого стиха и до конца главы включает в себя и спасенных иудеев, и спасенных язычников. Такие люди – все сыны Божьи по вере в Христа Иисуса.

3,27 Союз с Христом, который заключается во время обращения, исповедуется в водном крещении. Крещение не делает человека членом Христовым или наследником Царства Божьего. Это публичное отождествление себя с Христом, и Павел говорит об этом как об облечении в Христа. Как солдат заявляет о своей причастности к армии, облекаясь в солдатскую форму, так и верующий заявляет о том, что принадлежит Христу, принимая водное крещение. Этим действием он публично выражает подчинение руководству и власти Христа. Он ясно показывает, что он – сын Божий.

Конечно же, апостол не предполагает, что водное крещение соединяет человека с Христом. Это было бы вопиющим отречением от его основного положения: спасение только верою.

Едва ли Павел здесь говорит и о крещении Духом, которое присоединяет верующего к Телу Христову (1 Кор. 12,13). Крещение Духом Святым невидимо. В нем нет ничего, что соответствовало бы публичному «облечению» в Христа.

Это крещение в Христа. Как израильтяне крестились в Моисея, признавая его своим вождем, так и верующие сегодня крестятся в Христа, показывая, что признают Его истинным Господом.

Крещение верующего означает также погребение плоти и ее усилий достичь праведности. Верующий объявляет об окончании старой жизни и начале новой. В водном крещении галаты исповедовали, что умерли со Христом и были погребены с Ним. Так же, как Христос умер для закона, умерли и они и потому более не должны желать возвращения к нему как к жизненному правилу. Как Христос Своей смертью уничтожил отличия между иудеями и язычниками, так и они умерли для всяких национальных различий. Они во Христа облеклись в том смысле, что теперь живут совершенно новой жизнью – жизнью Христа.

3,28 Закон различал эти нации. Например, Второзаконие 7,6 и 14,1-2 настаивает на различии между иудеями и язычниками. В своей утренней молитве иудей благодарил Бога за то, что Тот не сотворил его язычником, рабом или женщиной. Во Христе Иисусе эти различия исчезают в том смысле, что Бог примет каждого. Иудей не предпочитается язычнику, свободному не благоволят более, чем рабу, и мужчина не более привилегирован, чем женщина. Все они на одном уровне, потому что они – во Христе Иисусе.

В этот стих нельзя вкладывать то значение, которого в нем нет. В повседневной жизни (не говоря уже об общественном служении в церкви) Бог проводит различие между мужчиной и женщиной. В НЗ содержатся наставления и тем, и другим, в нем также отдельно обращаются к рабам и господам. Но в том, что касается Божьего благословения, все эти различия не имеют значения. Главное – быть во Христе Иисусе. (Это относится к нашему положению на небесах, а не на земле.) Перед Богом верующий иудей ни в чем не выше обращенного язычника! Говетт говорит: «Все различия, установленные законом, погребены в общей могиле, предусмотренной Богом». Поэтому христианам глупо искать большей святости, устанавливая различия, уже уничтоженные Христом.

3,29 Галаты заблуждались, думая, что могут стать семенем Авраамовым, если будут исполнять закон. Павел указывает на другое. Семя Авраамово – Христос; обетования, данные Аврааму, исполнены во Христе. Когда грешники веруют в Него, они становятся с Ним одно. Таким образом они становятся семенем Авраамовым и наследуют все Божьи благословения.