5 глава

5,1 Пример Божьего прощения в 4,32 служит основой для следующего увещания Павла. Он развивает свою мысль так: Бог простил вас во Христе.

Подражайте Богу, прощая друг друга. Слова «как чада возлюбленные» указывают на конкретный мотив. В чертах детей, родившихся в обычной семье, просматривается семейное сходство, они должны всячески стараться не уронить честь своей семьи. В семье же духовной дети должны являть миру образ Отца и стараться жить достойно звания возлюбленных чад Божьих.

5,2 Мы должны походить на Господа и тем, что будем жить в любви. Стих поясняет, что жить в любви означает жертвовать собой ради других. Именно так поступил и Христос, величайший пример для подражания.

Непостижимо! Он любил нас. Доказательством этой любви служит то, что Он отдал Себя за нас на кресте Голгофы. Его дар описывается как приношение и жертва Богу. Приношение – это все, что мы даем Богу; жертва указывает на присутствие в дополнение к этому еще и смерти. Он был истинной жертвой всесожжения, всем существом преданный воле Бога даже до смерти на кресте. Его жертва безраздельной преданности возносится как благоухание приятное. Ф. Б. Мейер комментирует: «Столь беспредельная и самозабвенная любовь к тем, кто ее был вовсе недостоин, наполнила небеса благоуханием, а сердце Бога – радостью». (Meyer, The Heavenlies, p. 25.)

Господь Иисус угодил Богу, предав Себя за других. Мы тоже можем подарить Богу радость, жертвуя собой ради других.

Дай мне, Господи, жить, как Ты,Жизнью величественной красотыСлужения другим.

(Чарльз Д. Мейгс)

5,3 В стихах 3 и 4 апостол возвращается к теме сексуальных грехов и решительно призывает святых оставить их. Сначала он упоминает несколько форм половой распущенности.

Блуд. Всякий раз, когда этот грех упоминается в одном стихе с прелюбодеянием (супружеской изменой), он означает интимную близость между людьми, не состоящими в браке. Тогда же, когда между блудом и прелюбодеянием четкая граница не проводится, это понятие скорее всего означает все формы половой распущенности (наше слово «порнография», дословно «писание блудницы», происходит от слова, которое здесь переведено как «блуд»).

Нечистота. Это тоже может означать аморальные поступки, но скорее всего включает и грязные рисунки, непристойные книги и другие непотребные материалы, которые идут рука об руку с развратом и разжигают огонь похоти.

Любостяжание. Это понятие относится к неутолимому желанию человека удовлетворять свои половые потребности вне брачных уз.

У христиан это все не должно даже именоваться. Само собой разумеется, такие грехи не должны даже упоминаться как грехи, которые совершают верующие. Их нельзя обсуждать тоном, смягчающим их греховную и позорную сущность. Есть опасность начать говорить о них легкомысленно или пытаться найти им оправдание. Опасно также, когда длинные и подробные их обсуждения входят в привычку. Павел особо подчеркивает важность этого наставления с помощью фразы «как прилично святым». Верующие были отделены от разврата, царящего в мире; теперь же они должны воплотить это отделение от грязных страстей на практике – и в слове, и в деле.

5,4 В их речи не должно быть и намека на:

Сквернословие. Под этим подразумеваются грязные истории, неприличные шутки и все другие формы непристойности.

Пустословие. Это относится к пустой болтовне, достойной лишь слабоумных. Сюда может входить и уличный жаргон.

Смехотворство. Здесь имеются в виду двусмысленные шутки и разговоры. Беседовать о чем-то, шутить о нем, делать это постоянной темой своих разговоров – значит запечатлевать это в своем сознании, делать шаг к применению этого на практике.

Отпускать шуточки о грехе очень опасно. Вместо того чтобы использовать свой язык для речей непристойных и недостойных, христианин должен сознательно вырабатывать в себе привычку благодарить Бога за все благословения и милости жизни. Это доставит радость Богу и пользу вашей душе, а всем другим послужит примером для подражания.

5,5 Нет ни малейшего сомнения в том, как Бог относится к людям безнравственным: у них нет наследия в Царстве Христа и Бога. Этот приговор прямо противоположен распространенному в сегодняшнем мире взгляду на сексуальные преступления, как на действия, совершаемые людьми больными и нуждающимися в помощи психиатров. Люди говорят, что аморальность – это болезнь; Бог называет ее грехом. Люди смотрят на нее сквозь пальцы, Бог сурово осуждает. Люди говорят, что выход в психоанализе; Бог видит его в возрождении. Речь идет о трех преступниках, тех же, что и в стихе 3: о блуднике, нечистом и любостяжателе. О любостяжателе здесь сказано еще и как об идолослужителе. Во-первых, он назван идолослужителем потому, что имеет неправильное представление о Боге: он почитает Бога за существо, полностью одобряющее его жадность к плотскому, иначе бы он не осмелился быть таким сластолюбивым. Во-вторых, сладострастие названо идолопоклонством потому, что желание человека оно ставит выше желаний Бога.

В-третьих, оно выливается в поклонение твари вместо Творца (Рим. 1,25).

Когда Павел говорит, что у таких людей нет наследия в Царстве Божьем, он имеет в виду именно это. Люди, в жизни которых царствуют эти грехи, – погибшие и направляются в ад. Они не имеют части ни в невидимом царстве в наше время, ни в грядущем Царстве Христа на земле; им закрыт доступ и в вечное Царство на небесах. Апостол не говорит, что это те люди, которые, хотя и будут в Царстве, но понесут огромные потери на судилище Христовом. Здесь речь идет о спасении, а не о наградах. Они могут называть себя христианами, но своей жизнью доказывать, что никогда не были спасены. Они, конечно же, могут обрести спасение через покаяние и веру в Господа Иисуса. Но, если их обращение подлинное, они уже не будут совершать эти грехи.

Обратите внимание, что фраза «Царство Христа и Бога» заявляет о Божественной природе Христа. Он поставлен на один уровень с Богом Отцом как Правитель Царства.

5,6 Множество людей в мире начинает все терпимее и снисходительнее относиться к половой распущенности. Они говорят, что удовлетворение желаний тела необходимо и полезно, а подавление тормозит и деформирует развитие личности. Они говорят, что моральные нормы – продукт той культуры, в которой мы живем; а поскольку добрачный, внебрачный и гомо-секс (которые Слово Божье осуждает как блуд, супружескую измену и извращение) являются приемлемыми формами поведения в нашей культуре, то их нужно узаконить. Удивительно, что среди громогласных сторонников признания сексуальных грехов формой нормального поведения есть немало высокопоставленных деятелей христианской церкви. Те из ее рядовых членов, кто всегда считал, что аморальность аморальна, слышат уверения знаменитых служителей, что подобная позиция устарела.

Нельзя позволить этому лицемерию ввести нас в заблуждение. Ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления. Отношение Бога к таким грехам, как блуд и супружеская измена, ясно видно из Чисел 25,1-9: двадцать четыре тысячи израильтян были убиты за то, что согрешили с женщинами Моава; Его отношение к гомосексуализму видно из того, что Он пролил на Содом и Гоморру дождем серу и огонь (Быт. 19,24.28).

Но гнев Божий проявляется не только в таких сверхъестественных актах наказания. На совершающих эти грехи Он обрушивается и по-другому.

Грех влечет за собой физические последствия, такие как СПИД и венерические заболевания. Чувство вины ведет к умственным, нервным и эмоциональным расстройствам. В личности грешника происходят изменения – гомосексуалисты становятся все более и более женоподобны (Рим. 1,27). И конечно же, всех блудников и прелюбодеев в конце ожидает вечный суд Божий (Евр. 13,4). Не будет никакой пощады сынам противления – потомкам непослушного Адама, сознательно следующим его примеру неповиновения Богу (Откр. 21,8).

5,7 Слово Божье предупреждает верующих не принимать никакого участия в таких богопротивных поступках. Делать так – значит опозорить имя Христа, разрушить жизнь других, свести на нет собственное свидетельство, навлечь на себя возмездие.

5,8 Для усиления категоричности своего требования в стихе 7 апостол в сжатой форме приводит рассуждение о тьме и свете (ст. 8-14). Ефесяне были некогда тьма, теперь же они стали светом в Господе. Павел не говорит, что они были во тьме. Они были самим воплощением тьмы. Теперь через единство с Господом они стали светом. Он – свет, а они – в Нем; поэтому они теперь – свет в Господе. Отныне их поведение должно соответствовать их положению. Они должны поступать как чада света.

5,9 Отступая от главной темы, Павел объясняет, какой плод принесет жизнь поступающих как чада света. Плод Духа состоит из всех форм благости, праведности и истины. [В некоторых переводах (NU) вместо «Дух» (Pneumatos) стоит «свет» (photos).] Благость здесь служит собирательным понятием для всех проявлений высокой нравственности. Праведность означает чистоту взаимоотношений с Богом и людьми. Истина – это честность, справедливость и искренность. Сложите их вместе, и вы получите свет наполненной Христом жизни, сияющей в кромешной тьме.

5,10 Все, кто живет во свете, не только приносят плод, описанный в предыдущем стихе, но и испытывают, что благоугодно Богу. Они подвергают проверке каждую мысль, каждое слово и поступок. Что думает об этом Господь? Как это выглядит рядом с Его совершенством? В свет этого прожектора попадает все: беседы, уровень жизни, одежда, книги, бизнес, удовольствия, развлечения, мебель, знакомства, машины, отпуск и спорт.

5,11 Верующие не должны участвовать в бесплодных делах тьмы или же относиться к ним снисходительно и терпимо. Дела тьмы не несут никакого плода ни для Бога, ни для людей. Именно эта бесплодность когда-то побудила Павла спросить римлян: «Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь…» (Рим. 6,21). Дела тьмы принадлежат к миру задернутых занавесей, закрытых на ключ дверей, потайных комнат. Они отражают любовь ко тьме и ненависть к свету всех, чьи дела злы (Ин. 3,19). Павел призывает верующих не только воздерживаться от бесплодных дел тьмы, но и обличать их. Для этого у них есть два средства: жизнь в святости и слово обличения, сказанное под руководством Святого Духа.

5,12 Теперь апостол объясняет, почему христианин не должен иметь ничего общего с аморальностью и обязан ее обличать. Все ужасные грехи, совершаемые людьми втайне, настолько унизительны для их достоинства, что о них стыдно даже говорить, а не только совершать. Все противоестественные формы греха, изобретенные людьми, столь отвратительны, что уже само их описание оскверняет умы слушателей. Поэтому христианину заповедуется воздерживаться даже от беседы о них.

5,13 Свет делает явным все, что скрывается в темноте. Так и на фоне христианской жизни видна вся греховность жизни невозрожденных людей. Соответственные слова укоризны тоже разоблачают истинную сущность греха. Блейки приводит такой пример:

«Рассмотрим пример, когда наш Господь порицал лицемерие фарисеев. Раньше их поступки не вызывали особых нареканий учеников, но когда Христос выставил фарисеев на яркий свет истины, всем явился их истинный характер – он уже не мог вызвать ничего, кроме отвращения». (Blaikie, «Ephesians», XLVI: 209.)

Все, делающееся явным, свет есть. Это означает, что, когда христиане несут свое служение как свет этому миру, к свету приходят и другие. Благодаря обличительному служению света развращенные люди преображаются в детей света.

В этом правиле, конечно же, есть и исключения. Далеко не каждый из тех, кто был выставлен на свет, становится христианином. Но в духовном мире стало общим правилом, что свет находит путь к самовоспроизведению. Пример действия этого принципа мы находим в 1 Петра 3,1, где верующим женам говорится, что личным примером они могут помочь своим неверующим мужьям найти дорогу к Христу: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были». Таким образом, свет жен-христианок торжествует над тьмой мужей-язычников, и последние становятся светом.

5,14 Своей жизнью верующий всегда должен проповедовать Евангелие, обличать окружающую тьму, нести неверующим приглашение: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».

Этот голос света обращен к спящим во тьме, лежащим в духовной смерти. Свет зовет их к жизни и просветлению. Если они примут это приглашение, Христос осветит их Своим сиянием и даст им свет.

5,15 В следующих семи стихах, используя слова порицания и поощрения, Павел противопоставляет глупые шаги осторожному поведению. Сначала следует общий призыв к читателям поступать не как неразумные, но как мудрые. Как уже упоминалось, слово «поступать» – одно из ключевых в этом Послании, оно упоминается несколько раз и описывает все сферы жизнедеятельности человека. Поступать осторожно – значит жить в свете нашего положения детей Божьих. Поступать как неразумные – значит опуститься с этих высот до уровня поведения людей в миру.

5,16 Поступающие мудро будут дорожить временем, используя предоставляющиеся возможности. Каждый день несет нам новые открытые двери, новые возможности. Дорожит временем тот, чья жизнь привлекает внимание других прежде всего святостью, делами милосердия и словами помощи. Особую неотложность этому наставлению придает лукавство наших дней. Павел напоминает, что не вечно Богу бороться с людьми: день благодати подойдет к концу и возможности для поклонения, свидетельства и служения на земле вскоре навсегда исчезнут.

5,17 Итак, мы должны не быть нерассудительными, но познавать, что есть воля Божья. Это очень важно. При виде необъятности зла и краткости наших дней велико искушение развернуть неистовую и бурную деятельность по своему усмотрению. Но это не приведет ни к чему, кроме пустой траты энергии. Очень важно познать, какова воля Божья для каждого дня, и исполнять ее. Лишь тогда наш труд будет эффективен и успешен. Вероятность того, что в христианском служении мы руководствуемся собственными соображениями и совершаем его собственными силами, оставив волю Господа далеко в стороне, очень велика. Путь мудрости – распознавать Божью волю для своей жизни и выполнять ее до конца.

5,18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство. В нашей культуре подобная заповедь считается слишком уж шокирующей и чуть ли не излишней: ведь полное воздержание от алкоголя стало правилом многих христиан. Но не стоит забывать, что Библия написана для верующих во всем мире и во многих странах вино – до сих пор довольно распространенный напиток. Писание не осуждает употребление вина, но запрещает злоупотребление им. Оно рекомендует использовать вино в качестве лекарства (Притч. 31,6; 1 Тим. 5,23). Господь Иисус превратил воду в вино на свадьбе в Кане Галилейской (Ин. 2,1-11).

Но употребление вина превращается в злоупотребление, а поэтому запрещено при следующих обстоятельствах:

1. Когда его пьют слишком много (Притч. 23,29-35).

2. Когда его употребление входит в привычку (1 Кор. 6,12).

3. Когда это служит камнем преткновения для более слабого верующего (Рим. 14,13; 1 Кор. 8,9).

4. Когда это наносит вред христианскому свидетельству и таким образом не может служить прославлению Бога (1 Кор. 10,31).

5. Когда у христианина есть какие-то сомнения по этому поводу (Рим. 14,23).

В качестве альтернативы употреблению вина Павел рекомендует исполняться Духом. То, что апостол связывает одно с другим, может поначалу нас удивить, но, сравнив эти два состояния, мы увидим, почему Павел ставит их рядом.

Прежде всего, у них есть определенные общие черты:

1. В обоих случаях человек находится под влиянием внешней силы. Это или сила опьяняющей жидкости, или же сила Духа.

2. В обоих случаях нрав человека становится горячим и пылким. В день Пятидесятницы рвение, вызванное Духом, по ошибке приняли за пыл, даруемый молодым вином (Деян. 2,13).

3. В обоих случаях изменяется походка человека. И пьяного, и высокодуховного человека можно узнать по тому, как он идет: в первом случае по улице, во втором – по жизни.

Но есть два пункта, где эти состояния прямо противоположны друг другу:

1. Пьянство ведет к распутству и дебоширству. Исполнение Духом – к высокоморальной жизни.

2. Употребляя алкоголь, человек теряет над собой контроль. Плод же Духа – самоконтроль (Гал. 5,23). Исполненный Духом верующий никогда не будет доведен Им до такого состояния, что не сможет контролировать свои поступки; дух пророчества всегда послушен пророку (1 Кор. 14,32).

Иногда Библия говорит об исполненности Духом как о суверенном даре Бога. Иоанн Креститель, например, «исполнился Духа Святого еще от чрева матери своей» (Лк. 1,15). В таком случае человек получает Его без исполнения каких-либо предварительных условий. Он не должен ни трудиться для этого, ни об этом молиться; Господь дает Его как Ему угодно. Здесь же, в Ефесянам 5,18, звучит повеление исполняться Духом. Значит, христианин должен что-то предпринять, выполнить определенные условия. Это приходит не автоматически, а только в результате послушания.

По этой причине необходимо провести четкую границу между исполненностью Духом и другими видами Его служения. Она не идентична ни одной из следующих Его функций:

1. Крещение Святым Духом. Это тот труд Святого Духа, который делает верующего членом Тела Христа (1 Кор. 12,13).

2. Пребывание в верующем. В этом служении Утешитель обитает в христианине и дает ему силу для святой жизни, поклонения и служения (Ин. 14,16).

3. Помазание. Сам по Себе Дух – то помазание, которое учит дитя Божье Господним истинам (1 Ин. 2,27).

4. Залог и печать. Мы уже говорили, что в качестве залога Святой Дух служит гарантией наследства для святых, в качестве же печати Он сохраняет святых для наследства (Еф. 1,13-14).

Это те виды служения Духа, которые осуществляются в человеке в момент, когда он обретает спасение. Каждый, кто во Христе, автоматически получает крещение, пребывание, помазание, залог и печать.

Но исполнение Духом – что-то другое. Это не какое-то единичное переломное переживание в жизни ученика Христа, а скорее продолжительный процесс. Обратите внимание: не «исполнитесь», а «исполняйтесь». Этот процесс вполне может начаться с какого-то переломного переживания, но потом он должен продолжаться день за днем. Если Дух наполняет меня сегодня, это не значит, что этого мне хватит и на завтра. И конечно же, этого состояния стоит желать всем сердцем. Ведь оно – идеальное состояние верующего, живущего на земле. В таком случае Святой Дух может сравнительно свободно руководить жизнью христианина, и в результате верующий исполняет свою роль в плане Бога на этот промежуток времени.

Но как же верующий может исполняться Духом? Апостол Павел ничего не говорит об этом в Ефесянам, он просто повелевает нам исполняться Духом. Но из других мест Писания мы узнаем, что для исполнения Духом мы должны:

1. Исповедать и оставить все грехи, которые знаем за собой (1 Ин. 1,5-9). Совершенно ясно, что такая святая Личность не сможет свободно трудиться там, где мирятся с грехом.

2. Полностью подчиниться Его руководству (Рим. 12,1-2), то есть полностью передать в Его руки нашу волю, наш разум, наше тело, наше время, наши таланты и наши сокровища. Каждая из областей нашей жизни должна быть передана под Его контроль.

3. Позволить Слову Божьему обильно вселяться в нас (Кол. 3,16). Это включает чтение Слова, его изучение и послушание ему. Если в нас будет обильно пребывать Слово Божье, то результат этого (Кол. 3,6) будет равен исполнению Духом (Еф. 5,19).

4. Наконец, мы должны избавиться от своего «я» (Гал. 2,20). Для того чтобы наполнить чашу новым содержимым, из нее прежде надо вылить старое. Чтобы исполняться Им, мы прежде должны «вылить» свое «я».

Кто-то написал:

«Точно так, как вы когда-то сбросили бремя своего греха и положились на дело, совершенное Христом на кресте, так и сейчас снимите с плеч все бремя своего служения и жизни и положитесь на труд, совершаемый в вас Святым Духом. День за днем полностью доверяйтесь Святому Духу и идите туда, куда Он ведет вас, безмятежно и со словами хвалы передав в Его руки весь труд управления этим днем и вашими поступками. В течение всего дня вырабатывайте в себе привычку с радостью полагаться на Него и Его слушаться, прося Его направлять вас и просвещать, учить и укорять, использовать и делать с вами и внутри вас все, что Он хочет. Полагайтесь на Его труд как на неоспоримый факт, хотя ни видеть, ни чувствовать его вы не можете. Давайте же будем верить и повиноваться Ему как верховному Правителю нашей жизни, отложив в сторону попытки самим управлять своей жизнью; и тогда в нас появится плод Духа к славе Божьей».

Знает ли человек, когда он исполнен Духом Божьим, а когда нет? Вообще-то, чем ближе мы к Господу, тем яснее осознаем нашу полную недостойность и греховность (Ис. 6,1-5). В Его присутствии мы не видим в себе ничего, чем можно было бы гордиться (Лк. 5,8). У нас нет ни чувства собственного духовного превосходства над другими, ни ощущения, что мы уже чего-то достигли. Верующий, исполненный Духом, занят Христом, а не собой.

В то же время он может осознавать, что Бог трудится в его жизни и через нее. Он видит, как происходит сверхъестественное. Чудом складываются благоприятные обстоятельства. Свет Божий озаряет сердца. События происходят по Божественному расписанию.

Даже силы природы на его стороне; кажется, что они прикованы к колесам колесницы Господа. Христианин видит все это и осознает, что Бог работает для него и через него; тем не менее он не чувствует себя вправе присваивать хвалу за это себе. В глубине сердца он осознает, что все это от Бога.

5,19 Теперь апостол называет четыре результата исполненности Духом. Первый: христиане, исполненные Духом, назидают самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными. Дух Божий дает желание устам говорить о Господнем, а сердцам – делиться этим с другими. Хотя некоторые и считают, что все три категории относятся к разным частям книги Псалмов, мы полагаем, что богодухновенные произведения Давида, Асафа и других псалмопевцев подразумеваются здесь лишь под псалмами.

Славословия – не богодухновенные гимны, непосредственно возносящие хвалу и славу Богу. Духовные песнопения – все другие поэтические произведения на духовные темы, которые не адресуются непосредственно Богу.

Второе свидетельство исполненности – внутренняя радость и хвала Господу: «поя и воспевая в сердцах ваших Господу». Жизнь, исполненная Духом, – это ключ, бурлящий и пенящийся радостью (Деян. 13,52). Примером того служит Закхей: когда его наполнил Дух Святой, он начал от всего сердца петь Господу (Лк. 1,67-79).

5,20 Третий результат – благодарение: «Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа». Сердце, в котором царит Святой Дух, переполняет благодарность Богу и глубокая признательность, которые спонтанно находят себе выражение. И это не от случая к случаю, а постоянно. Не только за приятное, а за все. За солнечный свет благодарить может каждый; для благодарности за грозу в своей жизни нужна сила Духа. Вот самый короткий и надежный путь к счастью:

«Пусть для вас станет правилом благодарить и славить Бога за все, что с вами происходит. Ибо несомненно, что все, похожее на бедствие, вы обращаете в благословение в тот момент, когда возносите за него хвалу Богу. Даже чудесами вы не смогли бы достичь большего, чем духом благодарения: без единого слова он обращает все, к чему прикасается, в счастье». («Избранное»)

5,21 Четвертое свидетельство исполненности Духом – повиновение друг другу в страхе Божьем. Эрдман предупреждает:

«Это замечание Павла слишком часто пропускают мимо ушей… Оно говорит об одном критерии духовности, слишком редко применяемом христианами… Многие считают, что возгласы «Аллилуйя», песни о величии Бога и слова хвалы на более или менее «незнакомом языке» и есть свидетельства «исполненности Духом». Но это все может быть притворным, обманчивым и бессмысленным. Повиновение другим христианам, скромность поведения, кротость, нежелание спорить, терпение и мягкость – вот истинные свидетельства силы Духа… Такое взаимное повиновение другим христианам должно практиковаться в страхе Божьем, то есть в почтительном благоговении перед Тем, Кого мы признаем Господином и Хозяином всего». (Charles R. Erdman, Ephesians, p. 106.)

Итак, вот четыре результата исполненности Духом: славословие, пение, благодарение и повиновение. Но есть по меньшей мере еще четыре других:

1. Дерзновение в осуждении греха (Деян. 13,9-12) и свидетельстве о Господе (Деян. 4,8-12.31; 13,52 – 14,3).

2. Сила для служения (Деян. 1,8; 6,3.8; 11,24).

3. Щедрость, а не эгоизм (Деян. 4,31-32).

4. Восхваление Христа (Деян. 9,17.20) и Бога (Деян. 2,4.11; 10,44.46).

Мы должны искренне желать исполниться Духом, но не для личной славы, а для Божьей.

Г. Призыв к личному благочестию в христианской семье (5,22 – 6,9)

5,22 Хотя здесь и начинается новый раздел, этот стих тесно связан с предыдущим. В нем Павел назвал подчинение друг другу результатом исполненности Духом. В разделе с 5,22 по 6,9 он говорит о трех конкретных областях в жизни христианской семьи, где Бог хочет видеть подчинение.

Жены должны повиноваться своим мужьям.

Дети должны повиноваться своим родителям.

Рабы должны повиноваться своим хозяевам.

Тот факт, что все верующие стали во Христе Иисусе одним целым, вовсе не означает отмены земной иерархии. Мы все равно должны уважать различные формы власти и управления, установленные Богом. Каждое хорошо организованное общество покоится на двух столпах: власти и повиновении.

Ему нужны те, кто держит в своих руках власть, и те, кто этой власти подчиняется. Этот принцип лежит в основе любых, даже Божественных взаимоотношений: «Хочу также, чтобы вы знали – что… Христу глава – Бог» (1 Кор. 11,3). Всякое человеческое правительство – от Бога. Правительство может быть каким угодно отвратительным, но с точки зрения Бога оно лучше, чем никакого, и мы должны быть ему послушны до тех пор, пока это не потребует непослушания Господу или отречения от Него. Отсутствие правительства ведет к анархии, а при анархии никакое общество выжить не может.

Это же относится и к жизни семьи. У нее должен быть глава, которому бы все подчинялись. Бог постановил, что главенство в семье должно принадлежать мужчине. Он указал на это, создав сначала мужчину, а потом женщину для него. Таким образом, и в порядке, и цели творения Бог уготовил мужчине место главы, а женщине – место подчиненной.

Низший по положению совсем не значит худший по качеству. Господь Иисус подчиняется Богу Отцу, но «по качеству» ничем Ему не уступает. Женщины – отнюдь не люди второго сорта. Во многом они даже превосходят мужчин – в преданности, умении сочувствовать, трудолюбии и терпеливости. Но женам приказано повиноваться своим мужьям, как Господу. Подчиняясь власти мужа, жена подчиняется власти Господа. Уже по одной этой причине в ее сердце не должно быть и намека на недовольство или неповиновение.

История знает множество примеров того, какой хаос вызывало нарушение порядка, установленного Богом. Узурпировав место главы, принимая решения за мужа, Ева распахнула для греха двери в жизнь человечества со всеми вытекающими из этого катастрофическими последствиями. В наше время у истоков многих сект стояли женщины, самовольно сосредоточившие в своих руках власть, на которую по плану Бога у них не было никакого права.

Женщины, оставляющие отведенную им Богом сферу, могут внести раскол в церковь, разрушить брак и семью.

С другой стороны, нет ничего привлекательней женщины, исполняющей отведенную ей Богом роль. Портрет такой женщины во весь рост дан в книге Притчей 31 – вечный памятник матери и жене, радующей сердце Бога.

5,23 Причина покорности жены в том, что муж – ее глава. По отношению к жене муж занимает то же положение, что и Христос по отношению к Церкви. Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. (У слова «Спаситель» здесь, а также в 1 Тим. 4,10, может быть значение «Хранитель».) Итак, муж есть глава жены, а также ее хранитель. Как глава, он любит, руководит и направляет; как хранитель, он обеспечивает ее всем необходимым, защищает ее и о ней заботится.

Не секрет, что сегодня это учение у многих вызывает неприятие. Павла часто обвиняют в том, что он якобы был фанатичным холостяком, шовинистом и женоненавистником. Или же говорят, что его взгляды отражают культуру того времени и сегодня уже неприемлемы.

Подобные нападки, несомненно, – лобовая атака на богодухновенность Писаний. Это слова не просто Павла, это слова Бога. Не повинуясь им, мы не повинуемся Ему и навлекаем на себя трудности и беды.

5,24 Ничто не может возвысить роль жены так, как ее сравнение с ролью Церкви, Невесты Христа. Своим повиновением Церковь подает пример, которому должна следовать и жена. Она должна повиноваться во всемво всем, что согласуется с волей Божьей. Не стоит ожидать от жены покорного исполнения приказа мужа отречься от Христа. Но в нормальных житейских взаимоотношениях она обязана быть послушной своему мужу, даже если он неверующий.

5,25 Если бы наставление супругам заканчивалось на вышеприведенном обращении к жене, то оно показалось бы нам односторонним и даже несправедливым. Но посмотрите, насколько сбалансирована истина Писаний, какие высокие требования оно предъявляет и к мужьям. Они должны не держать своих жен в повиновении, а любить их так же сильно, как и Христос возлюбил Церковь. Кто-то рассказывал о человеке, который боялся, что Богу не по душе его слишком уж сильная любовь к жене. Его собеседник-христианин спросил, любит ли он ее сильнее, чем Христос любит Церковь. Тот сказал, что нет. «Только перейдя эту границу, – услышал он в ответ, – ты будешь любить свою жену действительно слишком сильно». Любовь Христа к Церкви представлена здесь тремя великими подвигами, простирающимися из прошлого через настоящее в будущее. В прошлом Свою любовь к Церкви Он доказал тем, что предал Себя за нее. Здесь имеется в виду Его смерть на кресте. Там Христос заплатил высочайшую цену, чтобы выкупить Свою Невесту. Подобно тому, как Ева была создана из ребра Адама, так и Церковь, в определенном смысле, вышла из пронзенного бока Спасителя.

5,26 В настоящее время о Его любви к Церкви свидетельствует Его труд освящения: «чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова».

Освятить означает отделить. С точки зрения своего положения Церковь уже освящена; с точки зрения повседневной жизни она освящается день за днем. Сейчас идет процесс ее моральной и духовной подготовки, подобно тому как Есфирь, прежде чем предстать перед царем Артаксерксом, должна была пройти годовой курс гигиенических и косметических процедур (Есф. 2,12-16). Процесс освящения осуществляется посредством очищения банею водною, посредством слова. Другими словами, жизнь верующих становится чище, когда они слушают слова Христа и исполняют их. Вот почему Иисус сказал Своим ученикам: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Ин. 15,3). Освящение со словом Он связал и в Своей первосвященнической молитве: «Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина» (Ин. 17,17). Точно так, как Кровь Христа раз и навсегда очищает от чувства вины и наказания за грех, так и Слово Божье постоянно очищает от грязи и мерзости греха. Этот стих учит, что Церковь погружается, как в воду, в очищающую свежесть Слова Божьего.

5,27 В прошлом любовь Христа проявилась в нашем искуплении. В настоящем мы видим ее в нашем освящении. В будущем она откроется в нашем прославлении. Он Сам представит ее Себе славной Церковью, не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобно, но святой и непорочной. Тогда она достигнет вершины красоты и духовного совершенства.

У А. Т. Пиерсона есть все основания воскликнуть:

«Он в Своем всеведении воззрит на нас и не найдет в нас ничего, что для Его безупречной святости было бы подобно прыщу или родинке на человеческом лице. Непостижимо!» (Pierson, «The Work of Christ», p. 138.)

Ему вторит Ф.У. Грант:

«Не будет и малейшего намека на преклонный возраст или порок: лишь цвет вечной юности сможет удовлетворить Его требованиям, лишь жар сердечной привязанности, что никогда не охладеет, никогда не погаснет. Тогда Церковь будет свята и беспорочна. Кто из нас, знакомых с ее историей, смог бы в это поверить, если бы не знал, сколь славные победы одерживает Бог над грехом и злом». (Grant, «Ephesians», VI:350.)

5,28 Закончив это восторженное описание любви Христа к Церкви, Павел напоминает мужьям, что у них есть образец для подражания: так должны мужья любить своих жен, как свои тела. Подражая любви Христа, они так должны любить своих жен, как если бы они действительно были их телами. В греческом тексте слово «свой» встречается в стихах 22-33 шесть раз.

Подчеркнуто частое использование этого местоимения напоминает нам, что Бог хочет, чтобы Его народ жил в моногамии. Хотя Господь и разрешил полигамию во времена ВЗ, Он ее никогда не одобрял.

Также небезынтересно отметить, как Павел описывает тесные взаимоотношения между мужем и женой. Он говорит, что, любя свою жену, мужчина любит свое тело (ст. 28), самого себя (ст. 28, 33), свою плоть (ст. 29). Так как после заключения брака двое действительно становятся одним целым, одной плотью, то и мужчина, любящий свою жену, любит в полном смысле слова самого себя.

5,29 Каждый человек инстинктивно заботится о своем теле. Он питает его, одевает и купает; он ограждает его от неудобств, боли и вреда. Без этой постоянной заботы оно бы не выжило. Внимание к его нуждам – лишь слабое подобие той заботы, которой Господь окружает Церковь.

5,30 Потому что мы члены Тела Его. Благодать Божья просто изумительна! Она не только спасает нас от греха и ада, но и дарит нам единство со Христом, делая членами Его мистического Тела. Это многое говорит о Его любви к нам: Он лелеет нас как собственное Тело. Его забота безгранична: Он нас питает, освящает и обучает. Мы в полной безопасности: Он не будет на небесах без Своих членов. Мы – одно целое с Ним, у нас одна жизнь. Все, что воздействует на члены, воздействует и на Главу.

5,31 Теперь апостол цитирует Бытие 2,24, где представлена концепция, которой руководствовался Бог, утверждая взаимоотношения между супругами. Во-первых, преданность своей жене стоит для мужчины на первом месте, оттеснив на задний план его взаимоотношения с родителями. Для воплощения в жизнь такого высокого идеала супружеских взаимоотношений он оставляет родителей и прилепляется к своей жене. Во-вторых, муж и жена становятся одной плотью. Если бы все хорошо усвоили эти два факта, то проблемам с родственниками, с одной стороны, и ссорам между супругами – с другой, пришел бы конец.

5,32 «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви». Рассуждения о взаимоотношениях между супругами Павел венчает провозглашением прекрасной, доселе неведомой истины: то, чем жена является для своего мужа, тем Церковь является для Христа.

Когда Павел говорит, что эта тайна велика, он не имеет в виду, что она непостижима и загадочна. Он просто хочет сказать, что значение данной истины огромно. Тайна – это та прекрасная цель, которая была сокрыта в Боге во все прошедшие века, но сейчас открыта. Эта цель – собрать из представителей всех наций народ, который бы стал Телом и Невестой Его славного Сына. Таким образом, супружеские взаимоотношения обретают совершенный прообраз в отношениях между Христом и Церковью.

Один дух с Господом:Иисус, овеянный славой,Считает Церковь, ради которой пролил Кровь,Своим Телом и Своей Невестой.

(Мэри Барли Питерс)

5,33 В этом заключительном стихе апостол подводит итог вышесказанному. Он дает последние указание мужьям: так каждый из вас (все, без всякого исключения) да любит свою жену, как самого себя. Не просто, как любил бы самого себя, но считаясь с фактом, что она стала с тобой одним целым.

Обращаясь к женам, он говорит: «…а жена да боится своего мужа» и уважает. Давайте остановимся здесь на минутку и задумаемся! Что было бы, если бы все христиане следовали этим указаниям Бога? Ответ очевиден. Не было бы ни размолвок, ни ссор, ни разводов. Семейная жизнь давала бы нам более ясное представление о счастье небес, чем она зачастую делает это сейчас.