1 глава

I. ПРИВЕТСТВИЕ ПАВЛА, ЕГО ПОХВАЛА И МОЛИТВА (1,1-11)

1,1 В первых строках этого письма Павел и Тимофей упоминаются на одном дыхании. Но это не значит, что Тимофей участвовал в написании Послания. Он сопровождал Павла при посещении Филипп, и поэтому тамошние верующие знали его. Теперь же Тимофей снова рядом с Павлом, пишущим первые строки своего письма.

Павел уже пожилой человек (Флм. 9), Тимофей же еще сравнительно молод. Таким образом, молодость и старость рука об руку служили Самому лучшему из всех хозяев. Эту мысль хорошо выразил Джоветт: «Здесь союз весны и осени, энтузиазма и опытности, порывистости и мудрости; хрупкой надежды и спокойной, глубокой уверенности». (J. H. Jowett, The High Calling, p. 2.)

О них обоих говорится как о рабах Иисуса Христа. Оба они любили своего Господина. Узы Голгофы навечно связали их со служением Спасителю.

Письмо адресовано всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами. Слово «все» довольно часто встречается в этом Послании. Любовь и заинтересованность Павла распространялись на всех Господних детей.

Словами «святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах» апостол описывает двойственное положение верующих. Что касается их духовного статуса, они были отделены Богом во Христе Иисусе. Что же касается их географического местоположения, они находились в Филиппах. Таким образом, они были в двух местах одновременно!

Далее апостол упоминает епископов и диаконов. Епископы были старейшинами, или блюстителями, в собрании. Эти люди исполняли обязанности пастыря по отношению к Божьему стаду и указывали стаду путь личным примером благочестия. Диаконы же – это служители церкви, которые, по всей вероятности, заведовали материальными сферами ее жизни, такими как финансы и т. д.

Итак, в церкви находились лишь эти три группы – святые, епископы и диаконы. Если бы в ней был какой-нибудь профессиональный священнослужитель, Павел обязательно упомянул бы и его. Вместо этого он говорит о епископах (во множественном числе) и диаконах (также во множественном).

Здесь перед нашими глазами предстает поразительная картина простоты в организации жизни церкви на заре христианства. Сначала упоминаются святые, потом их духовные руководители и последними – их временные слуги. И все!

1,2 В характерном для него приветствии Павел желает святым благодати и мира. Благодать здесь – не та благодать, которая снисходит на грешника при его покаянии, а та, которую он должен постоянно обретать у престола благодати для благовременной помощи (Евр. 4,16). Таким же образом и мир, о котором просит для них Павел, – это не столько мир с Богом, который они уже получили, а тот мир Божий, что наполняет сердца при молитве и благодарении (4,6-7).

Оба эти благословения исходят от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Апостол чтит Сына так же высоко, как и Отца (Ин. 5,23). Для Павла Иисус Христос, вне всякого сомнения, был Богом.

1,3 Теперь Павел изливает свое сердце в благодарственном гимне. Для апостола в этом нет ничего необычного. Стены тюрьмы в Филиппах слышали песни Павла и Силы, когда они впервые посетили этот город. Теперь, когда он пишет эти строки, апостол, по всей вероятности, находится в заточении в Риме и все равно поет «песни в ночи». О этот неисправимый Павел! Всякое воспоминание о филиппийцах пробуждает в его сердце благодарность. Они были не только его детьми в вере, но во многом оказались еще и образцовой церковью.

1,4 Во всякой молитве Павел с радостью возносил просьбы о филиппийцах. Молиться о них было для него постоянным удовольствием, а отнюдь не тяжелой и нудной работой. Из этих, а также из многих подобных им строк в письмах Павла мы узнаем, что он был человеком молитвы. Без всяких дальнейших исследований становится ясно, почему его труд для Бога был так восхитительно плодотворен. Если вспомнить все те места, где он побывал, и множество христиан, с которыми он был знаком, нельзя не поразиться тому личному живому интересу, который он ко всем им проявлял.

1,5 Одна из конкретных причин для его благодарения – их участие в распространении Евангелия от первого дня даже доныне. Это участие могло заключаться и в материальной помощи, но наряду с этим обязательными

его компонентами были молитвенная поддержка и искренняя преданность делу распространения Благой Вести.

Читая слова Павла о первом дне, невольно задаешься вопросом: дожил ли знакомый нам тюремный страж до того дня, когда это письмо публично читалось в филиппийском собрании?

Если да, то слова великого апостола наверняка затронули самые лучшие струны его души.

1,6 Вспоминая о первых столь замечательных шагах, сделанных филиппийцами по пути христианства, апостол уверен, что Бог завершит начатое Им доброе дело.

Труд, начатый Его милосердием,Завершит Его могучая рука.Все Его обещания – «да» и «аминь»,Слову Своему Он не изменит никогда.

(Огаст М. Топледи)

Божье дело здесь может относиться к их спасению или же к активной материальной поддержке проповеди Евангелия. День Иисуса Христа – время Его второго пришествия, когда Он возьмет Свой народ домой на небеса.

Возможно, речь здесь идет и о судилище Христовом, когда будет рассмотрено и вознаграждено служение каждого христианина.

1,7 Павел уверен, что у него есть право быть благодарным за филиппийцев. В своем сердце он бережно хранит память об их верности и готовности всегда быть рядом с ним – в путешествии ли, на судилище или в темнице во имя защищения и утверждения благовествования. Под защищением благовествования имеются в виду ответы на критические замечания в адрес Евангелия, в то время как утверждение благовествования имеет отношение к работе по более прочному укоренению Благой Вести в сердцах тех, кто уже уверовал. В. Е. Вайн пишет: «Евангелие ниспровергает своих врагов и дарит новые силы своим друзьям». (W. E. Vine, The Epistles to the Philippians and Colossians, p. 23.) Благодать здесь – ничем не заслуженная сила, даруемая нам Богом для продолжения труда для Господа даже тогда, когда мы столкнулись с ожесточенным сопротивлением.

1,8 Воспоминание об их верном сотрудничестве заставляет апостола страстно желать снова быть рядом с ними. Он призывает Бога засвидетельствовать, как сильно он их любит любовью Иисуса Христа. Это признание в любви обретет в наших глазах еще большую значимость, если вспомнить, что апостол по своему рождению был иудей, а писал людям языческого происхождения. Благодать Божья разрушила преграды вековой ненависти, и теперь все они стали единым целым во Христе.

1,9 Здесь благодарение уступает место молитве. Будет ли Павел просить для них богатства, удобств или же избавления от всяческих неприятностей? Нет, он просит о том, чтобы любовь их все более и более возрастала в познании и всяком чувстве. Главная цель жизни христианина – любовь к Богу и любовь к другим людям. Но любовь – это не просто всплеск эмоций. В плодотворном служении Господу мы должны использовать свой разум и действовать мудро. Иначе все наши усилия ни к чему не приведут.

Поэтому Павел и молится здесь не только о том, чтобы филиппийцы и дальше проявляли христианскую любовь, но чтобы совершали это в полном познании и мудрости.

1,10 Просвещенная таким образом любовь поможет им распознавать лучшее. Во всех областях жизни есть хорошее, но есть и лучшее. Хорошее часто становится врагом лучшего. Чтобы достигать максимальных результатов в служении, надо ясно видеть это различие. Просвещенная любовь даст им возможность избегать всего сомнительного или тянущего вниз. Павел очень хотел бы видеть их в день Христов чистыми, то есть полностью прозрачными, без пятнышка вины. «Непреткновенны» вовсе не означает «безгрешны». Мы все грешим, но безупречно чист тот, кто исповедует и оставляет грех, просит прощения у тех, против кого он согрешил, и при первой же возможности возмещает нанесенный им ущерб.

День Христов, как и в стихе 6, – это восхищение Церкви и следующее сразу за этим судилище, на котором будут рассматриваться дела верующего.

1,11 Заключительная просьба в молитве апостола – чтобы христиане были исполнены плодов праведности, то есть обладали всеми плодами, которые приносит праведность, или же всеми христианскими добродетелями, которые в совокупности и есть праведная жизнь. Источник этих добродетелей – Иисус Христос, а их цель – слава и похвала Божья. Эта просьба Павла перекликается со словами из Исаии 61,3: «…И назовут их сильными правдою (исполнены плодов праведности), насаждением Господа (Иисусом Христом) во славу Его (в славу и похвалу Божью)».

«Слово «плод», – пишет Леман Штраус, – самым тесным образом ассоциируется с нашими взаимоотношениями со Христом и тем, что Он от нас ожидает. Ветви растут на виноградной лозе для того, чтобы приносить плод. (Lehman Strauss, Devotional Studies in Philippians, p. 63.)

II. ПАВЕЛ СООБЩАЕТ О СВОЕМ ЗАКЛЮЧЕНИИ И ПЛАНАХ НА БУДУЩЕЕ И ПРИЗЫВАЕТ К СТОЙКОСТИ (1,12-30)

1,12 Молитва закончена. Теперь Павел перечисляет дарованные ему благословения, то есть описывает пользу, принесенную ему заключением. Этот раздел Джоуэтт назвал «счастьем несчастья».

Апостол желает, чтобы братья узнали, что его обстоятельства, то есть суд и тюремное заключение, послужили к большему успеху благовествования, а не стали препятствием на его пути, как того следовало бы ожидать. Это еще один прекрасный пример того, как Бог торжествует над всеми кознями бесов и людей, обращая трагедию в триумф, взращивая на пепле красоту. «Сердце человека исполнено злом, но Бог может поставить Себе на службу и зло».

1,13 Прежде всего, всем стало известно, что узы Павла были о Христе. Этим апостол хочет сказать, что по всей округе распространилось известие о том, что в тюрьму его бросили за свидетельство о Христе, а не за какое-то преступление.

Истинная причина его заключения стала известна всей претории и всем прочим. Под преторией здесь может подразумеваться или вся преторианская стража, то есть римские солдаты, охранявшие дворец, где обитал император, или сама претория. Претория – это императорский дворец, и в данном случае в это понятие включены и все его обитатели. Но в любом случае Павел говорит, что его пребывание в тюрьме стало свидетельством для власть предержащих Римской империи.

Т. У. Драри пишет:

«Та самая цепь, которой римляне сковывали руки узника, приковывала к нему и слушателя, который потом расскажет о терпеливом страдании за Христа людям, которые, возможно, на следующий день будут прислуживать самому Нерону». (T. W. Drury, The Prison Ministry of St. Paul, p. 22.)

1,14 Еще один полезный плод его заключения: оно вдохновляло других христиан на еще большее бесстрашие в их свидетельстве о Господе Иисусе Христе. Преследования нередко приводят к тому, что тихие и стеснительные верующие превращаются в отважных свидетелей.

1,15 В сердцах одних царила ревность и соперничество. Эти люди проповедовали Христа из зависти, стремясь «перещеголять» Павла. Молитвы же других были искренни и чисты; они проповедовали Христа с добрым расположением, от чистого сердца стремясь помочь апостолу.

1,16 Проповедники-завистники полагали, что этим сделают для Павла его заключение еще более невыносимым. Весть, которую они несли людям, была прекрасна, да только вот нрав их был отвратителен. Печально осознавать, что христианское служение может совершаться по плоти, что главными движущими силами могут быть зависть, гордыня, жадность, раздоры.

Это еще раз напоминает нам, как важно постоянно анализировать, почему и с какой целью несем мы то или иное служение для Господа. Мы не имеем права делать это для удовлетворения собственного тщеславия, ради расширения зоны влияния какой-либо религиозной группировки или же в стремлении одержать верх над другими христианами. Здесь нам представлен один из наглядных примеров необходимости практиковать любовь в мудрости и познании.

1,17 Другие же проповедовали Евангелие из чистой и искренней любви, зная, что Павел твердо решил защищать благовествование. В их служении не было ничего эгоистичного, сектантского или бессердечного. Они прекрасно знали, что Павла бросили в тюрьму за то, что он так отважно защищал Евангелие. Поэтому они были полны решимости продолжать его дело в то время, когда возможности самого апостола очень ограничены.

1,18 Павел не собирается впадать в уныние из-за того, что мотивы некоторых оказались не очень чисты. Христа проповедуют и те и другие, и для апостола это – повод для великой радости.

Примечательно здесь и то, что, даже оказавшись в таких непростых условиях, Павел не испытывает жалости к самому себе и не ищет сочувствия у других. Более того, сердце его переполняет радость Господня, и он и читателей своих призывает радоваться.

1,19 Виды на будущее – весьма многообещающие. Апостол знает, что весь ход событий неизменно приведет к его спасению. Под спасением здесь подразумевается не спасение души Павла, а его освобождение из тюрьмы. Средства, которые Бог использует для его освобождения, – это молитва филиппийцев и служение, или же содействие, Духа Иисуса Христа. Поразительно, как высоко оценивает Павел роль молитв ничтожной горсточки верующих. Он уверен: сила их так велика, что в состоянии разрушить планы Рима и противостоять его могуществу. И это действительно так: своими молитвами христиане могут повлиять на судьбы народов и изменить ход истории.

Под содействием Духа Иисуса Христа здесь подразумевается вся мощь Святого Духа, которая придет на помощь апостолу. В общем же под этим имеются в виду те безграничные ресурсы, которые Дух предоставляет в распоряжение верующих, чтобы они могли стоять непоколебимо независимо от обстановки и складывающихся обстоятельств.

1,20 Затронув тему молитв христиан и поддержки Святого Духа, апостол говорит о своем горячем желании и надежде, что он никогда не будет посрамлен, но всегда будет бесстрашно и открыто свидетельствовать о Христе. Независимо от того, каким будет результат судебного разбирательства – будет ли Павел освобожден или казнен, – его главное желание – чтобы Христос возвеличился в его теле. Возвеличить Христа – не значит сделать Его еще более великим. Он уже велик, и мы не можем сделать ничего, что прибавило бы Ему величия. Возвеличить же Его – значит побудить других воздавать Христу славу. Гай Кинг показывает, каким образом Христос может быть возвеличен в нашем теле:

«…возвеличен устами, произносящими радостное свидетельство о Нем; возвеличен руками, неустанно трудящимися в радостном служении Ему; возвеличен ногами, радостно спешащими по Его поручению; возвеличен коленями, радостно преклоненными в молитве о Его Царстве; возвеличен плечами, с радостью несущими бремена других». (Guy King, Joy Way, p. 33.)

Христос может быть возвеличен в наших телах и смертью – в телах, отдавших все свои силы на служение Ему; в телах, пронзенных безжалостными копьями; в телах, израненных камнями или сожженных на кострах.

1,21 Здесь в нескольких словах изложена философия жизни Павла. Целью его существования были не деньги, слава или удовольствия. Смыл его жизни заключался в том, чтобы любить Господа Иисуса, поклоняться и служить Ему. Он хотел, чтобы его жизнь походила на жизнь Христа. Он хотел, чтобы Спаситель жил в нем Своей жизнью.

И смерть – приобретение. Умереть – значит быть со Христом и навечно стать подобным Ему. Это значит – служить Ему сердцем, которое никогда уже не познает грех, и ногами, которые никогда уже не споткнутся. Обычно как-то не принято считать смерть приобретением. К сожалению, сегодня в мире царит принцип: «Жизнь – величайшее из земных приобретений, смерть – самая ужасная из потерь».

Джоветт же пишет: «Для апостола Павла смерть была отнюдь не мрачным туннелем, где все наши сокровища в мгновение ока исчезают и распадаются в прах; она была местом милостивого перехода, путем, ведущим в свет». (Jowett, Calling, p. 34.)

1,22 Если же Бог хочет, чтобы Павел еще какое-то время пожил во плоти, то это значит, что апостолу предстоит плодотворный труд. Он сможет и дальше оказывать помощь народу Божьему. Но для самого апостола решить вопрос, идти ли ему к Спасителю, Которого он так любил, или же остаться на земле и продолжать служение Господу, к Которому он очень привязался, было непросто. Он не знал, что ему избрать.

1,23 «Влечет меня то и другое». От Павла требовалось принять трудное решение: выбрать, идти ли ему домой на небеса или же оставаться на земле в качестве апостола Иисуса Христа.

Он страстно желал разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше. Если бы он пекся лишь о себе, именно это он без всякого сомнения и избрал.

Обратите внимание, что Павел не верил ни в какую теорию о сне души. Он верил, что, умирая, христианин уходит к Христу и совершенно сознательно наслаждается присутствием Господа. Как смешно прозвучала бы в его устах идея, имеющая сегодня немало сторонников: «Жизнь – Христос; сон – приобретение». Или «Уйти и уснуть – несравненно лучше». НЗ использует слово «сон» по отношению к телу умершего верующего, но никогда – по отношению к его душе. Сон души – досужий вымысел.

Обратите также внимание на то, что смерть не следует путать с приходом Спасителя. Умирая, мы уходим, чтобы быть со Христом. При восхищении Он Сам придет за нами.

1,24 Для филиппийцев было нужнее, чтобы Павел еще пожил на земле. Нельзя не поражаться самоотверженности этого великодушного человека. Он думал не о том, что было бы легче и приятнее для него самого, а о том, что могло бы принести большую пользу делу Христа и послужило бы на благо Его народу.

1,25 Верно зная, что он все же нужен на земле, чтобы наставлять, утешать и ободрять святых, Павел не сомневался, что в этот раз его не казнят. Откуда он это знал? Мы считаем, что апостол жил в таком тесном общении с Господом, что Святой Дух мог передать ему это знание. «Тайна Господня – боящимся Его…» (Пс. 24,14). Тот, кто живет погрузившись в замыслы Божьи, в спокойном размышлении слышит тайны, заглушаемые грохотом, спешкой и суетой современной жизни. Чтобы услышать, нужно стоять рядом. Павел стоял рядом. Оставаясь во плоти, Павел сможет способствовать их духовному росту и умножению радости, которую дарило им упование на Господа.

1,26 Видя, что Павел оставлен жить и продолжать служение на земле, филиппийцы обретут еще один повод радоваться в Господе, когда апостол вторично придет к ним. Не составляет особого труда представить себе, с какой радостью они будут обнимать и целовать Павла, с каким ликованием прославят Господа, когда апостол придет в Филиппы! Может быть, они скажут: «О Павел, мы молились о тебе, но никак не ожидали вновь увидеть тебя в нашем городе. Но как же мы благодарны Господу, что Он снова вернул тебя нам!»

1,27 К этому Павел добавляет несколько слов предостережения: «Только живите достойно благовествования Христова». Христиане должны походить на Христа. Граждане небес должны и вести себя соответственно. Наше поведение не должно противоречить нашему положению.

К просьбе о последовательности в поведении апостол присоединяет и просьбу о непоколебимости. Он, в частности, желает знать, что независимо от того, придет ли он к ним сам или же только услышит о них, они будут непоколебимо стоять в одном духе и единодушно, с отдачей всех сил трудиться для евангельской, или христианской, веры. У христиан есть один общий враг, и им следует не сражаться друг против друга, а объединиться против этого врага.

1,28 Не следовало им и страшиться врагов Евангелия. В глазах апостола бесстрашие перед лицом преследований имеет двойное значение. Во-первых, оно предвещает истребление всех, кто сражается против Бога. Во-вторых, оно служит предзнаменованием спасения для тех, кто не страшится ярости противника. Слово «спасение» здесь, вероятно, использовано в отношении будущего, когда святой навсегда избавится от всяких испытаний; под спасением подразумевается искупление как его тела, так и его души и духа.

1,29 Филиппийцы должны всегда помнить, что и веровать в Христа, и страдать за Него – огромная привилегия.

Д-р Джон Гриффит писал, что однажды, когда враждебная толпа окружила его со всех сторон и начала избивать, он приложил ладонь к лицу, а отняв ее, увидел, что она вся в крови.

Его вдруг охватил непередаваемый восторг, и он возрадовался, что оказался достойным пострадать за Его имя. Разве не удивительно, что даже страдания христианство вознесло на такую недосягаемую высоту? Поистине, «даже такая, казалось бы, ничтожная мелочь горит неугасимым огнем, если связана неразрывными узами с Бесконечным». Крест возвеличивает и облагораживает.

1,30 Связь этого стиха с предыдущим будет легче понять, если прибавить слова «потому что вы участвуете».

Вам была оказана честь принять страдания за Христа, потому что вы участвуете в том же сражении, что и я. Я делал это в тот период, когда был в Филиппах, чему вы свидетели, делаю это и сейчас, о чем вы неоднократно слышали.