Введение

Как и в Первом послании, апостол не пытается с первых же слов перейти к искоренению заблуждений и ошибок; вместо этого он постепенно подготавливает сердца святых, чтобы они держались истины и отвергали всякое заблуждение, как только оно будет разоблачено. Путь божественной благодати и мудрости – вывести сердце из заблуждения, а не просто рассмотреть неправильное вероучение или поведение. Вильям Келли

Введение

I. ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В КАНОНЕ

Истины, изложенные в этом письме, относятся и к вероучению, и к повседневной жизни. Павел продолжает объяснять и исправлять представления фессалоникийцев о втором пришествии и откровении человека греха. Он дает и здравый совет, как относиться к тем, для кого второе пришествие – предлог оставить всякую работу: не давать им есть!

II. АВТОРСТВО

Внешние свидетельства говорят в пользу Второго послания к Фессалоникийцам, пожалуй, еще убедительнее, чем в случае с первым. На заре христианства на него ссылались Поликарп, Игнатий и Юстин (упоминается оно в «Прологе» Маркиона и в каноне Муратори), а Ириней даже называет Второе послание к Фессалоникийцам по имени.

Из-за краткости Послания в нем нет такого множества внутренних свидетельств, как в 1 Фессалоникийцам, но оно так хорошо дополняет это письмо и с ним гармонирует, что редко какой богослов колеблется признать Павла его автором.

III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

Второе послание к Фессалоникийцам было написано в ответ на вновь возникшие проблемы и неправильное понимание некоторых пассажей из первого письма. Между написанием обоих писем прошло лишь несколько месяцев, если не недель. Павел, Силуан и Тимофей все еще вместе (1,1), а Коринф – единственный город, где, как мы читаем, они были вместе (Деян. 18:1,5). Написано письмо было в начале 50-х годов, возможно, в 50-й или 51-й г. н.э.

IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА

Есть три важных причины, почему вслед за первым письмом почти сразу нужно было писать второе. Святые подвергались гонениям и нуждались в ободрении (гл. 1). Среди них распространилось неправильное представление о дне Господнем, и они нуждались в просвещении (гл. 2). Некоторые в ожидании возвращения Господа предались праздности, и их нужно было обличить (гл. 3).

Что касается дня Господня, верующие боялись, что они в него уже вступили. Их страх подогревали лживые слухи о том, что Павел сам якобы учит, будто этот день уже наступил. Апостол исправляет возникшее недоразумение.

День Господень, однако же, не стоит путать с днем Его возвращения, то есть днем восхищения Церкви. Святые боялись не того, что Господь уже пришел; они боялись, что живут во времена великой скорби, первой фазы дня Господня.

Павел никогда не учил, что перед восхищением должны произойти какие-то определенные события. Здесь же он учит, что прежде, чем начнется день Господень, придет отступление, будет взят удерживающий и откроется человек греха.

Для правильного понимания этого письма нет ничего важнее осознания разницы между восхищением, днем Господним и возвращением Христа как Царя царей. Определение дня Господня дано в комментарии к 1 Фессалоникийцам 5,2. Различие между восхищением и откровением освещено в приложении к 2 Фессалоникийцам 1,7.

План

I. Приветствие (1,1-2)

II. Павел и Фессалоникийцы (1,3-12)

А. Долг благодарности (1,3-5)Б. Праведный суд Божий (1,6-10)В. Молитва Павла о святых (1,11-12)

III. О дне Господнем (2,1-12)

А. Призыв к непоколебимости (2,1-2)Б. Человек греха (2,3-12)

IV. БЛАГОДАРНОСТЬ И МОЛИТВА (2,13-17)

А. Павел благодарит за то, что святых минует суд Божий (2,13-14)Б. Молитва Павла об утешении и утверждении святых (2,15-17)

V. НАСТАВЛЕНИЯ ДЛЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (3,1-15)

А. Молитва друг о друге (3,1-5)Б. Как поступать с непокорными (3,6-15)

VI. БЛАГОСЛОВЕНИЕ И ПРИВЕТСТВИЕ (3,16-18)