Введение

Во Втором послании к Тимофею … он (Павел), человек, который под Божьим водительством основал и построил за пределами Палестины собрание Божье на земле, излил все свое сердце; и писал он его, видя, что это собрание терпит неудачу за неудачей, что отходит от принципов, на которых было основано. Дж. Н. Дарби

Введение

I. ОСОБОЕ МЕСТО В КАНОНЕ

Последние слова знаменитых людей обычно бережно хранятся в памяти тех, кто их любил. Хотя Второе послание к Тимофею и не было последними словами Павла в буквальном смысле слова, это последнее из известных нам писем апостола христианам, первоначально посланное им своему возлюбленному молодому заместителю Тимофею.

Сидя в мрачной римской темнице, свет в которую проникал лишь через отверстие в потолке, в ожидании казни через обезглавливание, высокодуховный, мудрый и отзывчивый апостол, теперь уже постаревший, изнуренный длительным и ревностным служением Богу, записывает последний призыв – твердо держаться той истины и жизни, которой Тимофей был научен.

Подобно другим «вторым» посланиям, 2 Тимофею посвящено теме лжеучителей и вероотступников последнего времени. Невольно напрашивается мысль, что лобовые атаки на подлинность 2 Тимофею (а еще больше – 2 Петра) предпринимаются преимущественно потому, что скептические религиозные руководители, создающие все эти «опровергающие» теории, используют религию, как маску, и виновны в том самом преступлении, о котором предостерегает нас Павел (3,1-9).

Что бы там некоторые ни говорили, Второе послание к Тимофею весьма необходимо и еще как подлинно!

II. АВТОРСТВО

Об авторстве 2 Тимофею см. «Введение» к пастырским посланиям.

III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

Второе послание к Тимофею было написано из тюрьмы (согласно преданию – Мамертинской тюрьмы в Риме, увидеть которую можно и сегодня).

Павла, как римского гражданина, не могли бросить львам или распять; он «удостоился чести» быть казненным мечом через отсечение головы. Так как он был убит при правлении Нерона, умершего 8 июля 68 г. , то и дата написания 2 Тимофею определяется где-то между осенью 67 г. и весной 68 г.

IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА

Тема 2 Тимофею ясно выражена в 2,15: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины». В противоположность 1 Тимофею, где главный упор делался на коллективное поведение всей общины, здесь внимание уделяется прежде всего ответственности и поведению отдельной личности. Эту тему можно было бы сформулировать так: «Личная ответственность во времена всеобщего заблуждения».

Согласно этому письму, в церкви, называющей себя христианской, это общее заблуждение достигло огромных размеров. Она далеко отошла от веры и от истины. Какое воздействие оказывает подобное отступление на отдельного верующего? Есть ли ему оправдание, перестань он держаться истины и жить благочестиво? Послание дает однозначный ответ: «Нет!» Ты «старайся представить себя достойным…» Жизнь Даниила при дворе вавилонского царя (Дан. 1) представляет подобную ситуацию. Из-за развращенности, долгое время царившей в Израиле, его вместе с другими юношами царь Навуходоносор увел в вавилонский плен. Они были лишены внешних форм иудейской религии – жертвоприношений, служения священников, поклонения в храме и т. п. Когда же через несколько лет Иерусалим был разрушен, а весь народ угнан в плен, храмовое служение на некоторое время полностью прекратилось.

Видя все это, сказал ли Даниил: «Будет лучше, если я забуду о законе и пророках и постараюсь приспособиться к обычаям и нравам Вавилона»? В анналы истории вошел поразительный ответ, которым стала вся его изумительная жизнь веры в, казалось бы, самых невыносимых обстоятельствах.

Таким образом, 2 Тимофею обращается к христианину, который видит, что коллективное свидетельство церкви нашего времени не имеет ничего общего с первоначальной новозаветной простотой и святостью. Несмотря ни на что, на нем лежит обязанность «жить благочестиво во Христе Иисусе» (2 Тим. 3,12).

План

I. Вступительные приветствия Тимофею (1,1-5)

II. Увещания Тимофею (1,6 – 2,13)

А. Быть верным (1,6-18)Б. Быть стойким (2,1-13)

III. Верность, противостоящая ероотступничеству (2,14 – 4,8)

А. Верность истинному христианству (2,14-26)Б. Грядущее вероотступничество (3,1-13)В. Призыв перед лицом вероотступничества черпать из Божьей сокровищницы (3,14 – 4,8)

IV. Личные просьбы и замечания (4,9-22)