6 глава

6,1 В этой главе автор продолжает излагать предостережение, начатое им в 5,11. Это одно из тех мест НЗ, которое порождает самые большие разногласия. Так как при его толковании очень много благочестивых христиан расходятся во мнении, категоричный тон здесь недопустим. Мы представляем вам объяснение, которое, как нам кажется, наиболее совместимо с контекстом и учением НЗ в целом.

Прежде всего автор призывает читателей оставить начатки учения Христова, дословно: «слово начала Христа» или же: «начальное слово Христа».

Под этим, как мы понимаем, подразумеваются основополагающие религиозные доктрины, изложенные в ВЗ и данные с целью подготовить Израиль к приходу Мессии. Эти доктрины перечислены во второй половине стиха 1 и в стихе 2. Как мы постараемся показать, это были не основополагающие доктрины христианства, а элементарные по своей природе учения, закладывавшие фундамент для будущего здания. Они во всем уступали Христу воскресшему и прославленному. Автор призывает оставить эти основы, но не в том смысле, чтобы выбросить их как утративших всякую ценность, а начать подниматься от них выше, к зрелости. Подтекст здесь тот, что период иудаизма был временем духовного младенчества. Христианство же – период взросления.

После того как фундамент заложен, на нем нужно строить. Основание было заложено в ВЗ; его составляли шесть основополагающих учений, перечисленных ниже. Они представляли собой отправную точку. Великие истины НЗ о Христе, Его Личности и Его деле представляют собой служение зрелости.

Первая доктрина ВЗ – обращение от мертвых дел. Об этом постоянно проповедовали пророки, а также предтеча Мессии. Все они призывали народ обратиться от дел, которые были мертвы в том смысле, что не имели веры.

Под мертвыми делами могут иметься в виду и дела, которые раньше были правильными, но с момента прихода Христа стали мертвыми. Так, например, после совершенного Христом искупления утратили смысл и актуальность все служения, связанные с поклонением в храме.

Второй он упоминает веру в Бога. О ней, опять же, очень много сказано в ВЗ. НЗ, говоря об объекте веры, неизменно говорит о Христе. Это ни в коей мере не вытесняет веру в Бога; но вера в Бога, в которой нет места Христу, теперь стала недостаточной.

6,2 Под учением о крещениях имеется в виду не христианское крещение, а ритуальное омовение, игравшее огромную роль в религиозной жизни священников и народа израильского (см. также 9,10). (В оригинале используются два разных слова: для передачи понятия «крещение» обычно берется слово «baptisma»; здесь же стоит «baptismoi» – «обрядовое омовение».)

Ритуал возложения рук описан в Левит 1,4; 3,2; 16,21. Приносящий жертву или священник возлагали руки на голову животного в знак своего с ним отождествления. Это животное символически уносило грехи ассоциировавшихся с ним людей. Этот ритуал символизировала заместительное искупление. Мы не думаем, что здесь содержится хоть малейший намек на возложение рук, практиковавшееся апостолами и другими христианами на заре христианства (Деян. 8,17; 13,3; 19,6).

О воскресении мертвых говорится у Иова (19,25-27) и в Псалме 16,15; оно подразумевается Исаией (53,10-12). То, что в ВЗ виделось лишь смутно, ясно явлено в НЗ (2 Тим. 1,10).

Последней основополагающей истиной ВЗ был вечный суд (Пс. 9,18; Ис. 66,24).

Эти первые принципы представляли учение иудаизма, они подготавливали к приходу Христа. Христиане не должны ими довольствоваться, им следует стремиться к более полному откровению, которое они обрели в Христе. Читателей призывают перейти от тени к субстанции, от прообразов к образцу, от формы к содержанию, от мертвых форм религии их предков к живому, реальному Христу.

6,3 Автор выражает свое желание помочь им это сделать, если Бог позволит. (В большинстве текстов: «И позвольте нам сделать это…»). Однако то, как далеко они продвинутся, зависит от них самих, а не от Бога. Бог предоставит им возможность достичь духовно зрелого возраста, но они должны всем сердцем принять Слово, проявляя истинную веру и стойкость.

6,4 Здесь мы подошли к самой сути предостережения об опасности вероотступничества. Оно касается тех людей, которых невозможно вновь обновлять покаянием. Очевидно, эти люди когда-то покаялись (хотя здесь нет ни одного упоминания об их вере во Христа). Теперь же со всей определенностью заявляется, что повторное покаяние невозможно.

Кто эти люди? Ответ дан в стихах 4 и 5. Изучая дарованные им огромные привилегии, необходимо помнить, что всем этим могли обладать и люди, не обретшие спасение. Мы не встречаем ни одного прямого заявления о том, что они родились свыше. Ни разу не упоминаются и такие важные вещи, как спасающая вера, искупление Кровью Христа или вечная жизнь.

Однажды они были просвещены. Они слышали Евангелие Божьей благодати.

Они не пребывали в неведении относительно пути спасения. Иуда Искариот тоже был просвещен, но отверг свет.

Они вкусили дара небесного. Небесный дар – Господь Иисус. Они вкусили от Него, но никогда не приняли Его посредством определенного акта веры.

Что-то можно попробовать без того, чтобы съесть это или выпить. Когда распятому на кресте Иисусу предложили уксус, смешанный с желчью, Он попробовал его, но пить не стал (Мф. 27,34). Вкусить Христа недостаточно; пока мы не будем есть плоть Сына Человеческого и пить Его Кровь, мы не будем иметь жизнь (Ин. 6,53).

Они соделались причастниками Духа Святого. Прежде чем прийти к поспешному выводу о том, что это непременно подразумевает покаяние, необходимо напомнить себе, что Святой Дух совершает служение в жизни человека и до его покаяния. Он освящает неверующих (1 Кор. 7,14), ставя их во внешне привилегированное положение. Он обличает неверующих о грехе, правде и суде (Ин. 16,8). Он ведет людей к покаянию и указывает им на Христа как на их единственную надежду. Таким образом, люди могут участвовать в благах, даруемых Святым Духом, даже если Он и не живет в них.

6,5 Они вкусили благого глагола Божьего. Услышав проповедь Евангелия, они не остались равнодушными, их сердца потянулись к нему. Это было, как в притче о семени, посеянным на каменистых местах: они услышали Слово и сразу же с радостью приняли его, но корня в них не было. Какое-то время они смогли продержаться, но, когда из-за Слова их захлестнула волна преследований и скорбей, они тут же отпали (Мф. 13,20-21).

Они вкусили сил будущего века.Силы здесь означают чудеса. Будущий век – это Тысячелетнее Царство, грядущая эпоха мира и процветания, когда Христос будет царствовать над землей тысячу лет. Чудеса, сопровождавшие проповедь Евангелия на заре христианства (Евр. 2,4), были предвкушением знамений и чудес, которые будут совершаться в Царстве Христа. Те люди своими глазами видели эти чудеса и даже, может быть, принимали в них участие. Возьмите, например, чудо с хлебами и рыбами. После того как Иисус накормил пять тысяч, люди последовали за Ним на другой берег моря. Спаситель сознавал, что они, хотя и видели чудо, не уверовали в Него. Он сказал людям: «Истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (Ин. 6,26).

6,6 Если, получив все только что описанные привилегии, они отпадут, то обновить их покаянием будет уже невозможно. Они совершат грех вероотступничества. Они дошли до того места, где свет гаснет и дорога ведет в ад.

Об огромной вине, которая ложится на плечи вероотступника, говорят слова: «…они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему». Вероотступничество – не просто легкомысленное пренебрежение Христом, а сознательное, злобное, презрительное Его отвержение. Это преднамеренное предательство, вступление в ряды враждебных Ему сил, насмешка над Его Личностью и трудом.

ВЕРООТСТУПНИЧЕСТВО

Вероотступники – это люди, которые слышат Евангелие, заявляют, что стали христианами, присоединяются к христианской Церкви, а потом оставляют свое исповедание веры, решительно отрекаются от Христа, покидают христианскую общину и переходят на сторону врагов Господа Иисуса Христа. Вероотступничество – это грех, совершить который могут лишь люди неверующие, причем не павшие жертвой обмана, а осознанно, преднамеренно и злобно обратившиеся против Господа.

Этот грех не стоит путать с грехом простого неверующего, который слышит Евангелие, но никак на него не реагирует. К примеру, человек, несмотря на многократные приглашения Святого Духа, так и не приходит к Христу.

Но он не вероотступник. Он еще может обрести спасение, если полностью доверится Спасителю. Конечно, если он умрет в неверии, то погибнет навсегда, но пока он в состоянии уверовать в Господа, его положение далеко не безнадежно.

Вероотступничество не следует путать с жизнью христианина в грехе.

Истинный верующий может очень далеко уйти от Христа. Его общение с Богом нарушено грехом. Он даже может пасть так низко, что никто не поверит, что он христианин. Но как только он исповедует и оставит свой грех, его общение с Богом полностью восстановится (1 Ин. 1,9).

Вероотступничество – это не упомянутый в Евангелиях грех, который не имеет прощения. То был грех приписывания чудес Господа Иисуса князю демонов. На самом деле Его чудеса совершались силой Духа Святого. Приписывание их сатане было равносильно хуле на Святого Духа, потому что из этого следовало, что Святой Дух был сатаной. Иисус сказал, что такой грех никогда не может быть прощен ни в этом веке, ни в грядущем (Мк. 3,22-30).

Вероотступничество сходно с хулой на Святого Духа в том, что это грех навеки, но на этом их сходство заканчивается.

Я считаю, что вероотступничество – то же самое, что и грех к смерти, упомянутый в 1 Иоанна (5,16). Иоанн писал о людях, которые утверждали, что верят в Христа, и участвовали в деятельности поместных церквей. Они восприняли лжеучение гностиков и с презрительной усмешкой покинули христианскую общину. Их нарочитый уход свидетельствовал о том, что они никогда не были рождены свыше (1 Ин. 2,19). Во всеуслышание отвергнув то, что Иисус есть Христос (1 Ин. 2,22), они совершили грех, ведущий к смерти, и молиться об их духовном восстановлении было бесполезно (1 Ин. 5,16).

Глава 6 Послания к Евреям и подобные ей места вселили тревогу в сердце уже не одного искреннего христианина. Сатана использует эти стихи, чтобы выбить из колеи тех верующих, которые сталкиваются с определенными трудностями в интеллектуальной, физической и эмоциональной сферах. Они начинают бояться, что отпали от Христа, и надеяться на восстановление бесполезно. Они переживают, что упали ниже того уровня, когда искупление еще возможно. Тот факт, что их волнуют эти вопросы, уже сам по себе служит доказательством того, что они не вероотступники! Вероотступника такие страхи не мучили бы, он вызывающе отрекся бы от Христа.

Если грех вероотступничества не имеет к верующему никакого отношения, то к кому же он относится сегодня? Например, он относится к юноше, который говорит, что уверовал в Христа, и какое-то время, казалось бы, твердо идет по Его стопам. Но тут в его жизни что-то происходит. Может быть, его начинают жестоко преследовать.

Или же он, оступившись, скатывается в сточную яму разврата. Или же он обескуражен антихристианскими доводами преподавателей-атеистов. Зная истину во всей ее полноте, он сознательно от нее отворачивается. Он полностью отрекается от Христа и злобно попирает каждую из священных доктрин христианской веры. Библия говорит, что обновить такого покаянием невозможно, и опыт многих поколений подтверждает ее правоту. Мы видели многих, отступивших от Христа, но не видели ни одного, кто вернулся бы к Нему.

Мы приближаемся к концу этого века и вправе ожидать, что волна вероотступничества будет расти (2 Фес. 2,3; 1 Тим. 4,1). Поэтому с каждым уходящим днем предостережение против вероотступничества становится все актуальнее.

6,7 Теперь в поисках аналогий, иллюстрирующих истинного верующего (ст. 7) и вероотступника (ст. 8), автор обращается к миру природы. В обоих случаях человек сравнивается с землей. Привилегии, перечисленные в стихах 4 и 5, сравниваются с жизнетворным дождем, а приносимые землей плоды символизируют окончательный ответ человека на полученные привилегии. Это, в свою очередь, решает, благословенна земля или проклята.

Истинный верующий подобен земле, которая пьет дождь, производит полезные злаки и получает благословение от Бога.

6,8 Вероотступник подобен земле, которая тоже получает достаточно влаги, но не производит ничего, кроме терниев и волчцов, плодов греха. Она получает все необходимое, но никогда не порождает полезных растений. Эта земля бесполезна. Она уже осуждена.

Ее участь – быть сожженной.

6,9 В стихах 9 и 10 есть два довольно конкретных указания на то, что описанные в предыдущих стихах вероотступники – неверующие. Первое – резкая смена местоимения. Говоря о вероотступниках, автор использует местоимение «они». Теперь же, обращаясь к истинным верующим, он прибегает к местоимениям «вас» и «вы».

Второе указание еще конкретнее.

Адресуя свои слова верующим, автор пишет: «Впрочем, о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения». Из этого следует, что все, описанные в стихах 4-6, спасения не держатся, то есть его не имеют.

6,10 В жизни этих святых ярко проявились два признака из тех, что сопутствуют спасению: их дело и их труд любви. Их вера нашла свое выражение в жизни добрых дел; есть у них и то, что является отличительной чертой истинного христианства – действенная любовь к своей духовной семье. Они продолжали служить во имя Господа Его народу.

6,11 Создается впечатление, что следующие два стиха адресованы другой категории людей – тем, в ком автор не был уверен. Это те, кто, как казалось, подвергается искушению вернуться назад в иудаизм.

Прежде всего автор желает, чтобы они проявили такую же ревность в осуществлении совершенной уверенности в надежде вплоть до самого конца, как и истинные верующие. Он хочет, чтобы они непоколебимо приближались к Христу, пока конечная надежда христианина не осуществится на небесах. Это будет свидетельством ее реальности.

6,12 Им нельзя облениться, даже если они с трудом переставляют ноги и от усталости едва способны мыслить.

Они должны неустанно стремиться вперед, подражая всем истинным верующим, которые верою и долготерпением наследуют обетования.

6,13 Заключительные стихи главы 6 тесно связаны с наставлениями в стихе 12: уверенно и терпеливо стремиться вперед. Пример Авраама приводится в качестве стимула, подтверждающего верность надежды верующего.

Может создаться впечатление, что в каком-то смысле христианин находится в невыгодным положении. Ради Христа он отказался от всего, но не достиг никаких материальных результатов. Все только в будущем. Как он может быть уверен, что его вера не тщетна? Ответ на это находим в Божьем обетовании Аврааму, где в зачаточной форме содержалось все, что Он позже дарует нам в Личности Христа. Давая это обещание, Бог клялся Самим Собою, потому как не мог поклясться никем высшим.

6,14 Это обетование записано в Бытие 22,16-17: «Мною клянусь, говорит Господь… благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое…» Бог клялся Самим Собой, что сдержит Свое слово, и поэтому исполнение данного обещания было гарантировано.

6,15 Авраам поверил Богу; он терпеливо ждал и получил исполнение обещанного. Правда, поверив Богу, Авраам ничем не рисковал. Во всей вселенной нет ничего надежнее слова Божьего.

6,16 Решая дела с себе подобными, человек клянется кем-то высшим, чем он сам. В американских судах, например, люди обещают говорить правду, а потом добавляют: «Да поможет мне Бог». Они обращаются к Богу за подтверждением, что то, что они собираются сказать, – чистая правда.

Когда в подкрепление своего обещания человек произносит клятву, это обычно заканчивает всякий спор. Все понимают, что слово будет сдержано.

6,17 Бог хотел, чтобы Его верующий народ пребывал в абсолютной уверенности, что все обещанное Им непременно сбудется. Конечно, для этого было достаточно уже одного слова, но Он хотел показать достоверность обещания еще отчетливее. Поэтому к обетованию Он добавил клятву.

Наследники обетования – все, кого вера сделала детьми верного Авраама.

Обетование, о котором здесь идет речь, – это обещание вечного спасения всем, кто верит в Христа. Обещание Бога дать Аврааму семя нашло свое полное и окончательное исполнение во Христе, а поэтому в обещание были включены и все благословения, которые проистекают из союза с Христом.

6,18 Теперь у верующего есть две непреложные, неизменные вещи, на которые он может положиться: Его слово и Его клятва. Что-либо более надежное просто невозможно себе представить. Бог обещает спасти всех, кто верит в Христа; потом Он подкрепляет обещание клятвой. Вывод очевиден: верующий находится в вечной безопасности.

В оставшихся стихах главы 6 автор, стремясь донести до читателя всю надежность христианской веры, обращается к четырем образам: 1) прибежище, 2) якорь, 3) предтеча и 4) Первосвященник.

Сначала все истинные верующие представлены как беженцы, спешащие из этого обреченного мира к небесному прибежищу. Стремясь ободрить их на этом пути, Бог дал им неугасаемую надежду, опирающуюся на Его слово и Его клятву.

6,19 В жизненных бурях и невзгодах эта надежда служит якорем для души. Знание о том, что наше прославление обязательно наступит, не позволяет волнам сомнения и отчаяния увлечь нас за собой.

Якорь брошен не в зыбучие пески этого мира, он «держится» за небесное святилище.

Мы надеемся на якорь, а это значит, что гарантом нашей надежды служит само Божье присутствие за завесой.

Зная со всей определенностью, что наш якорь там, мы с такой же определенностью знаем, что тоже будем там.

6,20 Иисус вошел во внутреннейшее святилище и как наш предтеча.

Его пребывание там гарантирует, что в конце концов туда войдут все, кто принадлежит Ему. Не будет преувеличением сказать, что самый скромный верующий на земле может быть так же уверен, что пойдет на небеса, как и святые, которые уже там.

Д. Андерсон-Берри пишет: «Слово, переведенное как «предтеча», больше нигде в НЗ не встречается. Это понятие ни разу не приходило на ум жившим при системе левитов, потому что первосвященник входил в Святое святых лишь как представитель. Он входил туда, куда никто не мог за ним последовать. Наш же Предтеча – залог того, что там, где Он, будем и мы. Как Предтеча, Он (1) возвестил о нашем грядущем прибытии туда; (2) вступил от нашего имени во владение небесной славой; (3) ушел, чтобы тепло приветствовать Своих, когда они будут приходить, и приводить их пред лицо Владыки небес». (D. Anderson-Berry, Pictures in the Acts, p. 36ff.)

Четвертый образ – Первосвященник. Наш Господь сделался Первосвященником навек по чину Мелхиседека.

Вечность Его священства гарантирует нашу вечную безопасность. Как нет никакого сомнения в том, что Его смерть примирила нас с Богом, так несомненно и то, что Его жизнь, как нашего Священника, по правую руку Бога спасает нас (Рим. 5,10). Упоминание об Иисусе как Первосвященнике по чину Мелхиседека напоминает нам, что эта тема была прервана в стихе 5,10, когда автор сделал отступление, чтобы предупредить об опасности вероотступничества. Теперь он готов опять вернуться к теме превосходства первосвященства Иисуса над священством Аарона. Автор искусно вернулся к главной нити аргументации.