4 глава

А. Видение Божьего престола (Гл. 4)

4,1 Голос, который приглашает Иоанна взойти на небо, – голос Христа (ст. 10-20). Многие изучающие Библию считают, что вход Иоанна на небо представляет собой картину взятия Церкви домой, чтобы она в это время находилась с Господом (1 Фес. 4,13-18; 1 Кор. 15,51-53). Господь Иисус обещает показать Иоанну, чему надлежит быть после сего. Эти слова схожи с последней частью стиха 1,19 и подтверждают правильность выбора этого стиха как одного из пунктов плана книги.

4,2-3 Дух Святой особенным образом овладевает Иоанном, и он тотчас видит вечного Бога, восседающего на Своем престоле в величии и великолепии.

Придерживаясь большинства манускриптов, некоторые опускают слова «И Сей Сидящий был», делая яспис и сардис скорее описанием престола, чем Самого Господа. Однако эти драгоценные камни могут изображать и Самого Господа. На наперснике первосвященника яспис представляет Рувима, первенца Иакова, а сардис – Вениамина, последнего сына. Имя «Рувим» означает «вот сын», а «Вениамин» – «сын моей десницы». Валвурд рассматривает эти два камня как заключающие в себе все остальные камни, которые представляют весь Божий народ, а Личность, сидящую на престоле, как Бога в союзе с народом израильским. (Walvoord, Revelation, p. 104.)

Радуга, по-видимому, кольцо зеленого цвета, подобное смарагду, – это обещание, что Бог не изменит Свои обетования, несмотря на грядущие суды.

4,4 Мы не можем со всей определенностью сказать, кто эти двадцать четыре старца. Их считают: ангельскими существами; искупленным народом как ВЗ, так и НЗ, и только новозаветными спасенными. То, что они имели венцы и сидели на престолах, дает основание предполагать, что их уже оценили и наградили.

4,5 Ясно, что престол здесь судейский – с его ужасающими молниями, громами и голосами. Семь огненных светильников представляют Дух Святой в Его полноте и величии. Дух Божий только один, но число семь здесь символизирует совершенство и полноту.

4,6 Стеклянное море, подобное кристаллу, говорит нам о том, что престол находится в таком месте, где его не тревожат беспокойные, неистовые нападки этого мира или противодействие грешников, которые уподобляются волнующемуся морю.

У престола были четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.

Это говорит о ясности, широте и силе зрения.

4,7-8 Трудно сказать, кто такие эти четыре животных. Определенно мы знаем только то, что они – сотворенные существа, потому что поклоняются Богу. Они, кажется, сочетают в себе херувима из Иезекииля (10) и серафима из Исаии (6). Стих 7 описывает херувима, а стих 8 – серафима. Эти ангельские существа охраняют Божий престол. Вероятно, херувим ассоциируется с пылающим возмездием, а серафим – с переплавляющим очищением.

Описание в стихе 7 имеет параллели с описанием Христа в Евангелиях: Лев – Матфей – Царь.

Телец или вол – Марк – Слуга.

Человек – Лука – Сын Человеческий.

Орел – Иоанн – Сын Божий.

Животные поют нескончаемую песнь о святости и вечности Бога. В большинстве манускриптов слово «свят» здесь повторяется девять раз: особый прием, цель которого – подчеркнуть троичность.

4,9-10 И когда четыре животных воздают славу Вечному, Сидящему на престоле, двадцать четыре старца падают ниц, поклоняясь вечному Богу, и полагают венцы свои перед престолом.

4,11 Их поклонение служит подтверждением того, что Господь достоин славы, и чести, и силы, потому что Он сотворил все и по Его воле все существует.

Это видение подготавливает нас к тому, что будет. Бог предстает перед нами как всемогущий Правитель вселенной, сидящий на престоле славы Своей, окруженный поклоняющимися животными и готовый обрушить на землю Свои суды.