14 глава

В этой главе Моисей учит их (I) отличаться от соседей своей специфичностью:

(1) когда они скорбят (ст. 1,2),

(2) своей пищей (ст. 3-21).

(II) Посвящать себя Богу, и в доказательство этого отдавать Ему должное из своего имущества: десятину ежегодно и каждый третий год для поддержки религиозных праздников, левитов и бедных (ст. 22 и далее).

Стихи 1-21. В этих стихах Моисей говорит народу Израиля:

I. Что Бог выделил его как особый народ и почтил тремя отличительными привилегиями, которые были их славой и прообразом духовных благословений, которыми Бог в Иисусе Христе благословил нас.

1. Избрание: «Тебя избрал Господь» (ст. 2), но не за заслуги или за какие-либо предвиденные Им великие дела, а потому что хотел возвеличить среди них богатство Своей силы и благодати. Он выбрал их не потому что они сами посвятили себя Ему и подчинились Ему как особый народ, не похожий на других; Он выбрал их, чтобы они стали таковыми благодаря Его благодати; подобным образом были избраны верующие (Еф 1:4).

2. Усыновление: «Вы сыны Господа, Бога вашего (ст. 1), Он сформировал из вас народ, более того, Свою семью – народ, близкий к Нему, ближе любого другого». «Израиль есть сын Мой, первенец Мой», — Бог говорит так не потому, что нуждался в детях, а потому что они были сиротами и нуждались в отце. Каждый израильтянин – дитя Бога, сопричастник Его природы и благоволения, Его любви и благословения: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец!»

3. Освящение: «Ты народ святый» (ст. 2), отделенный для Господа, посвященный для служения Ему, предназначенный, чтобы славить Его, руководимый святым законом, награжденный святой скинией и святыми постановлениями, касающимися ее». Народ Божий обязан быть свят, и если они святы, то этим обязаны благодати Божьей, которая делает их такими. Бог отделил их для себя и сделал годными для служения Ему, чтобы они могли наслаждаться Им; и таким образом Он сделал их святыми для себя.

II. Что они должны отделяться от всех окружающих их других народов благоразумными особенностями. Раз Бог подобным образом выделил и почтил их, то пусть не унижают себя, следуя суеверным обычаям идолопоклонников, делая себя подобными им и становясь на один уровень с ними. «Будьте сынами Господа, Бога вашего», — написано в Септуагинте; эти слова написаны как повеление и означают: «Ведите себя, как приличествует сынам Божьим, и не делайте того, что опозорит и лишит вас привилегий этого родства». А именно: они должны отличаться от соседей:

1. Своей скорбью: «…не делайте нарезов на теле вашем» (ст. 1). Это повеление запрещает (как думают некоторые) не только резать себя на похоронах, выражая скорбь или желая своей кровью ублажить проклятые божества, но и наносить раны и калечить себя, поклоняясь своим богам, как делали пророки Ваала (3Цар 18:28). Оно также запрещает подобными надрезами на своей плоти делать отметины для того или иного божества; для них это было бы непростительным преступлением, ибо знак обрезания, который они носили на своем теле, был знаком Господа Иеговы. Тем самым (1) им запрещалось уродовать или наносить вред своим телам по любому поводу. Это похоже на повеление родителей для своих маленьких детей, которые глупы, беспечны и своенравны, которым нравится играть с ножами: «Дети, не делайте надрезов на теле вашем». Такова цель повелений, которые обязывают нас отказывать себе; и если мы правильно понимаем их, то их истинный смысл заключается в словах: «Не причиняйте себе вреда». Такова же цель провидений, которые особенно противодействуют нам, а именно: удалить нас от то, что может причинить нам вред. Ножи удалены от нас, чтобы мы не порезались. Те, кто посвящен Богу как святой народ, не должны делать того, что уродует их; тело – для Господа и должно использоваться соответственным образом.

(2) Им запрещалось причинять своему разуму боль и страдание чрезмерной скорбью об умерших родственниках и близких: «Вы не должны выражать или усиливать свою скорбь даже в самых печальных ситуациях, делая на себе надрезы или выстригая волосы над глазами подобно людям в ярости, решившим ужесточить свою скорбь по умершему, как не имеющие надежды» (1Фес 4:13). Мистер Эйнсворт цитирует превосходное изречение одного иудейского богослова, который понимает эти слова как закон, запрещающий чрезмерно скорбеть о смерти родственников. «Если ваш отец (например) умер, то вы не должны делать на себе надрезы, то есть не должны скорбеть больше, чем приличествует в данной ситуации, ибо вы не сироты, а имеете Отца – великого, живого, вечного, святого и благословенного Бога, чьими детьми вы являетесь (ст. 1). Но язычник (говорит он) после смерти отца становится сиротой: у него нет отца, который помог бы ему в трудное время, ибо он говорит дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня» (Иер 2:27), поэтому он рыдает, делает надрезы и выстригает волосы». Мы, имея Бога, на которого можно уповать, и небеса, попасть куда надеемся, должны достойно вести себя, испытывая тяготы подобного вида.

2. Своей пищей. Обратите внимание:

(1) Израильтяне должны были воздерживаться, как от нечистого, от многих видов мяса, которые были вполне полезны и повсеместно употреблялись другими народами. Этот закон был изложен ранее (Лев 11:2), где подробно истолковывался. Он предназначался (что четко видно благодаря проводимой здесь связи), чтобы быть знаком их отличия, ибо соблюдение этого постановления обратило бы на них внимание во всех смешанных компаниях и выделило бы их; это также не позволило бы им смешиваться с другими народами и подражать своим соседям-идолопоклонникам.

[1] Здесь более детально, чем в Книге Левит, перечисляются животные, которые им позволено есть, чтобы показать, что у них не было оснований жаловаться на запрещение есть мясо свиньи, зайца и кролика (которые в то время запрещались, а теперь повсеместно используются), раз им было позволено употреблять так много разновидностей мяса: не только мясо, которое приносилось в жертву (ст. 4), но и мясо оленя, которых было много в Ханаане, серны и буйвола (ст. 5), мясо которых хотя и не приносилось на Божий жертвенник, но позволялось есть дома (см. Втор 12:22). Раз все эти виды мяса можно было есть (как и Адаму было позволено есть от всякого дерева в саду), то не подлежали прощению те, кто ради угождения разборчивому аппетиту или для почитания своих идолов и участия в приносимых им жертвах ест свиное мясо, и мерзкое варево (ставшее таким согласно этому закону) в сосудах у него (Ис 65:4).

[2] Относительно рыбы приводится лишь одно основное правило, гласящее, что все, что не имеет плавников и чешуи (подобно моллюскам, угрям, помимо пиявок и других животных, живущих в воде, не годных для употребления в пищу), считалось нечистым и запрещалось (ст. 9,10).

[3] Не даны основные правила в отношении птиц, но детально перечисляются те, которые были для них нечистыми, и лишь несколько из запрещенных здесь птиц (или вообще таковых нет) сейчас повсеместно употребляются в пищу; то, что четко не запрещается, то позволено (ст. 11-20). Всякую птицу чистую ешьте.

[4] Далее им запрещеНо, во-первых, есть мясо какого-либо творения, умершего своей смертью, так как кровь не была должным образом отделена от него, и помимо церемониальной нечистоты, которая им передавалась (Лев 11:39), это мясо считалось вредной пищей и чаще всего использовалось лишь бедными людьми. Во-вторых, варить козленка в молоке матери его, то ли для того, чтобы удовлетворить свои изысканные желания, полагая это блюдо лакомством, то ли следуя некоторым суеверным обычаям язычников. Халдейское толкование излагает это так: «Ты не должен есть мясную и молочную пищу вместе»; тогда запрещено использование масла в качестве соуса для любого мяса.

(2) Что же касается всех этих заповедей о пище,

[1] ясно, что все они предназначались только для евреев; это не были нравственные законы и их не нужно было постоянно соблюдать, так как они не были обязательными для всех. Что им самим запрещалось есть, то они могли отдать пришельцу, последователю их религии, живущему среди них, который отказался от идолопоклонства и поэтому ему было позволено жить среди них, хотя он не был обрезан. Или они могли продать его чужестранцу, обычному язычнику, который прибыл в их страну для торговли, но не мог привести ее в порядок (ст. 21). Им разрешалось есть то, к чему израильтянин не мог даже прикоснуться, что является четким примером своеобразия этого святого народа.

[2] Из Евангелия четко видно, что сейчас эти законы устарели и отменены, ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно и не называется скверным или нечистым (1Тим 4:4).

Стихи 22-29. В этих стихах изложена часть законов о десятине. Плоды земли дважды облагались десятиной, и поэтому, складывая их вместе, Богу посвящалась пятая часть от их урожая, и только четыре части из пяти шли на обычное употребление; и они не могли не признать, что платили легкую аренду, особенно на том основании, что Божья часть распределялась для их выгоды и продвижения. Первая десятина предназначалась для содержания левитов, которые наставляли их в добром знании о Боге и служили им святынями. Это считалось древним налогом и, согласно закону, по праву принадлежало левитам в качестве наследия (Числ 18:24 и далее). Но здесь также говорится о второй десятине, которая взымалась из оставшегося после того, как левиты получали им положенное.

I. Им велено выделять и отделять ее для Бога: «Отделяй десятину от всего произведения семян твоих» (ст. 22). Левиты заботились о своей десятине, а отделение этой десятины было предоставлено самим владельцам. Закон ободрял их быть честными, доверяя им это дело, и тем самым испытывал их страх перед Богом. Им велено честно отделять десятину (англ.пер.), то есть обязательно делать это, и быть при этом честным и усердным, чтобы часть Бога не была уменьшена преднамеренно или по недосмотру. Отметьте: мы должны быть уверены, что отдаем Богу сполна Его часть от нашего имущества, ибо являемся лишь управляющими своего хозяйства, и мы должны быть честными, так как нам придется дать отчет.

II. Им велено, как распределять ту часть, которую они отделили. Пусть каждый человек откладывает соответственно тому, как Бог благословляет его и дарует успех, а затем тратит для благочестивого использования соответственно тому, как Бог дает ему возможность; при этом нам будет проще тратить, а потраченная часть будет более удовлетворительной, если вначале мы отложим то, что требуется. Эта вторая десятина могла предназначаться:

1. На богоугодные дела, совершаемые в течение первых двух лет после года отпущения. Они могли принести ее в том виде, как она есть, или ее полную стоимость ко святилищу и там использовать в святой трапезе перед Господом. Если это не было сопряжено с неудобствами, они могли принести десятину в том виде, как она есть (ст. 23);

если да, то они могли обратить ее в деньги (ст. 24,25), которые должны быть потрачены на продукты для трапезы перед Господом. Когда мы с радостью, благопристойно и воздержанно используем то, что Бог дал нам, то тем самым почитаем Бога. Удовлетворенность, святая радость и благодарность делают любую пищу религиозным праздником. Цель этого закона такова (ст. 23): «Дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни». Это должно было помочь им оставаться верными и твердыми в религии, (1) так как в это время они знакомились со святилищем, святынями и торжественными служениями, которые там совершались. Им было полезно видеть совершение постановлений, касающихся скинии, о которых они читали в Библии; это оставляло на них более глубокое впечатление и хранило от сетей идолопоклонских обычаев. Отметьте: хорошее влияние на наше постоянство в религии будет оказано в том случае, если мы не будем оставлять собрания своего (Евр 10:25). Через утешение от общения со святыми будет поддерживаться наше общение с Богом.

(2) Благодаря использованию десятины для самого приятного и восхитительного служения религии. Пусть веселятся пред Господом, дабы научились бояться Господа во все дни. Чем больше удовольствия мы получаем, идя путями религии, тем больше вероятность, что мы останемся на них. Лишь об одном они должны помнить во время своих благочестивых пиршеств – приглашать левитов участвовать в них. Ты не должен оставлять левита (ст. 27): «Он не должен оставаться в стороне, особенно когда ты ешь пред Господом».

2. Каждый третий год эта десятина должна тратиться дома на дела благотворительности (ст. 28,29): «Клади сие в жилищах твоих»; и пусть она будет отдана бедным, которые, зная, что закон позаботился о них, обязательно придут и спросят о ней; а чтобы бедные чувствовали себя свободно и не избегали вашего общества, велено приглашать их в свои дома. «Пусть они придут в твой дом, и едят, и насыщаются». Раздавая благотворительно вторую десятину, они должны помнить о бедных служителях и ободрять их, угощая, затем – о бедных странниках (не только восполняя их нужды, но и оказывая им уважение и приглашая стать прозелитами), а затем – о сиротах и вдовах, которые, возможно, и имеют пристойное содержание, но не живут в таких удобствах и изобилии, как в прошлом; поэтому такие люди нуждаются в поддержке и их нужно пригласить на эту трапезу, чтобы они чувствовали себя непринужденно. Бог особым образом заботится о вдовах и сиротах и требует, чтобы мы поступали так же. Его слава, как и наша, – помогать беспомощным. И если мы подобным образом служим Богу и совершаем добрые дела тем, что имеем, то обещано, что Господь, Бог наш, благословит нас во всяком деле рук наших. Отметьте:

(1) благословение Бога является самым главным условием для нашего внешнего процветания, и без этого благословения все дела наших рук будут безуспешны.

(2) Способ получить это благословение – быть усердным и щедрым. На трудящуюся руку сходит благословение: «Не надейся, что Бог благословит тебя, если ты бездельничаешь и любишь покой, но Он благословит все труды твоих рук». Лишь рука усердного совместно с благословением Божьим обогащает (Прит 10:4,22). Оно сходит на руку дающую; кто подобным образом сеет, богатство того обязательно умножится, и благотворительная душа будет насыщена. Несомненная истина, которой трудно верить, гласит, что наилучший способ добиться процветания – благотворить бедным, щедро жертвовать для религии и добрых дел. Бог возместит со щедрыми процентами то, что было отдано Ему (см. Иез 44:30).