Введение

Эта книга включает в себя значительную часть истории и законов, содержащихся в предыдущих трех книгах, которые Моисей, благодаря многократному повторению (с помощью слов, переданных устами, дабы оказать воздействие, и писаний, чтобы они могли пребывать), передал Израилю незадолго до своей смерти. Насколько мне известно, в ней нет новых повествований, за исключением описания смерти Моисея в последней главе, как и новых откровений, переданных Моисею, и поэтому стиль написания отличается от предыдущего, где говорилось: «И сказал Господь Моисею…» Но в ней повторяются и комментируются, поясняются и подробно излагаются данные ранее законы, к которым добавлены некоторые особые постановления с обильными увещеваниями, усиливающими их. Для этого Моисей получал помощь и был вдохновлен божественным образом, поэтому они представляют собой такое же истинное слово Господа, переданное через Моисея, что и слова, обращенные к нему внятным голосом из скинии собрания (Лев.1:1). Греческие переводчики назвали ее Второзаконием, что означает второй закон или второе издание закона; она не содержит поправок, так как не нуждается в них, а лишь дополнения для дальнейшего наставления народа в различных ситуациях, не упомянутых ранее.

I. Благодаря этому повторению закону была оказана большая честь. Содержащиеся в нем истины, прививаемые таким образом, очень важны, и никакого прощения не заслужат те, которые будут считать их как бы чужими (Ос.8:12).

II. Возможно, теперь появился особый повод, чтобы повторить его; поколение, которое первым получило его, уже умерло, выросло новое поколение, и Бог хотел, чтобы сам Моисей повторил для него закон, дабы, если возможно, это отложило на них длительное впечатление. Теперь, когда они собирались вступить во владение Ханааном, Моисей должен был зачитать им статьи договора, чтобы они знали, на каких условиях могли владеть и наслаждаться этой землей, и поняли, что эти условия базируются на их хорошем поведении в этой стране.

III. Для народа было очень удобно иметь определенные статьи закона, которые касались непосредственно их самих и их образа жизни, собранными вместе, ибо законы, затрагивающие священство и левитов, а также отправление других служб, здесь не повторяются; достаточно, чтобы они были им переданы один раз. Но из сострадания к слабостям народа законы, имеющие более общее употребление, были изложены во второй раз. Ибо нужна заповедь на заповедь, правило на правило (Ис.28:10). Служители Христа должны часто втолковывать людям важные и необходимые истины Евангелия. Павел говорит: «Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно» (Фил.3:1). То, что Бог сказал один раз, нам нужно услышать дважды, услышать много раз, и хорошо, если после этого Его слова будут должным образом восприняты и оценены. Книга Второзаконие тремя путями была возвеличена и прославлена.

1. Царь должен был переписать ее своей рукой и читать во все дни жизни своей (гл.17,18,19).

2. Ее нужно было написать на больших камнях, обмазанных известью, когда они перейдут Иордан (Втор.27:2,3).

3. Священники должны были читать ее, когда собирался весь народ Израиля, каждый седьмой год во время праздника кущей (Втор.31:9 и далее). Евангелие – это разновидность Второзакония, это второй закон, исцеляющий закон, духовный закон, закон веры; благодаря ему мы пребываем под законом Христа, который может сделать совершенными приходящих.

Книга Второзаконие начинается с повторения самых знаменательных событий, случившихся с израильтянами с момента, когда они покинули гору Синай. Глава четвертая содержит самое патетическое увещевание к послушанию. С главы двенадцатой и до главы двадцать седьмой повторяются многие частные законы, которые усилены (гл.27, 28) обетованиями и угрозами, благословениями и проклятиями, объединенными в виде завета (гл.29,30). Определенное внимание уделено тому, чтобы израильтяне запомнили это (гл.31) с помощью песни (гл.32), и поэтому Моисей заканчивает свой труд благословением (гл.33). Все это пророк передал Израилю в последние месяцы своей жизни. Вся книга описывает события, произошедшие лишь на протяжении двух месяцев (ср.Втор.1:3 и Иис.Н.4:19), последний из которых представлял собой тридцать дней скорби Израиля по Моисею. Посмотрите, насколько был деятелен и посвящен добрым делам этот великий и благочестивый человек, знавший, что его время коротко; какими быстрыми стали его движения, когда он приблизился к своему концу! Подобным образом для нас больше записано о том, что говорил и делал наш благословенный Спаситель в последнюю неделю своей жизни, чем на протяжении любой другой. Последние слова выдающихся людей производят или должны производить глубокие впечатления. Ради славы этой книги обратите внимание, что когда наш Спаситель отвечал на искушения дьявола (Мат.4:4,7,10), говоря: «Написано…», то брал все цитаты из этой книги.