24 глава

В данной главе рассматриваются следующие вопросы:

(I) допущение развода (ст. 1-4).

(II) Освобождение недавно вступивших в брак мужчин от войны (ст. 5).

Законы (III) относительно залога (ст. 6,10-13,17).

(IV) Против похищения людей (ст. 7).

(V) Относительно проказы (ст. 8,9).

(VI) Против несправедливости господ по отношению к слугам (ст. 14,15). Судопроизводство дел, караемых смертной казнью (ст. 16), и гражданских дел (ст. 17,18).

(VII) О благотворительности по отношению к бедным (ст. 19 и далее).

Стихи 1-4. Это именно то разрешение, на которое фарисеи ошибочно ссылались как на заповедь: Моисей заповедал давать разводное письмо (Мат 19:7). Но было не так: наш Спаситель сказал им, что Моисей позволил это лишь по их жестокосердию, чтобы они, не имея свободы разводиться со своими женами, не стали господствовать над ними с жестокостью, что могло привести к смерти. Вероятно, к разводам прибегали и раньше (о них говорится как о чем-то само собой разумеющемся, Лев 21:14), и Моисей посчитал нужным дать здесь некоторые правила относительно развода.

1. Мужчина не мог разводиться со своей женой, если только не находил в ней что-нибудь нечистое (англ.пер., ст.1). Недостаточно просто сказать, что она ему не нравится или что он нашел лучшую, но нужно предъявить основания своей неприязни – нечто, делающее жену отталкивающей и неприятной ему, хотя другой и не нашел бы ее таковой. Эта нечистота означала нечто меньшее, чем прелюбодеяние, ибо за таковое женщина подлежала бы смерти, и меньшее, чем подозрение в прелюбодеянии, ибо в таком случае он мог бы ей дать воду ревнования; но здесь речь идет либо о легкомысленном поведении, либо о слишком своевольном характере, либо о какой-то вызывающей отвращение язве или болезни; более того, некоторые иудейские авторы полагают, что справедливым основанием для развода мог послужить неприятный запах изо рта. Что бы это ни означало, вне сомнения, основание было весьма серьезным, поэтому заблуждались те законники, современники упомянутых фарисеев, которые позволяли развод по всякой, самой банальной, причине (Мат 19:3).

2. Разводу надлежит совершаться не словом, исходящим из уст, ибо таковое может быть сказано опрометчиво, но письмом, составленным должным образом, и серьезным заявлением при свидетелях, что, вот есть собственноручно составленный официальный документ, а на все это потребуется время, дающее возможность для размышления, чтобы не поступить безрассудно.

3. Муж должен дать разводное письмо в руки жене и отпустить ее, что, существует мнение, обязывало его одарить и обеспечить ее соответственно ее положению в обществе и так, чтобы она могла вновь выйти замуж; и на то была веская причина, поскольку этот разрыв – не ее вина, а ее беда.

4. Получив развод, женщина имела законное право вступить в брак с другим мужчиной (ст. 2). Развод расторгал узы брака так же действенно, как могла их расторгнуть смерть, поэтому женщина была вольна снова выйти замуж, как если бы ее первый муж умер естественной смертью.

5. Если второй муж женщины умирал или разводился с ней, она могла выйти замуж и за третьего, но ее первый муж уже не мог жениться на ней (ст. 3,4), что было бы ему доступно, если бы она не вышла за другого, ибо этим своим поступком она полностью отрекалась от него навеки и для него считалась оскверненной, хотя и не считалась таковой для другого человека. Иудейские авторы говорят, что это правило предназначалось для предотвращения одного из самых порочных и безнравственных обычаев египтян, состоявшего в обмене женами; или, может быть, правило предназначалось для предупреждения необдуманного решения мужчины расстаться с женой, ибо разведенная жена могла в отместку сразу же выйти за другого, и, наверно, муж, который с ней развелся, каким бы сильным для себя преимуществом ни почитал возможность сделать новый выбор (таковой мог бы оказаться худшим и новая жена – еще неприятнее), захотел бы вновь сойтись с прежней женой. «Нет, – говорит закон, – она тебе не достанется, надо было беречь ее, пока она была твоей». Следует заметить: лучше всего – довольствоваться тем, что имеем, ибо перемены, внесенные по неудовлетворенности, зачастую оказываются худшими. Знакомая беда, как правило, лучше (хотя мы склонны полагать, что хуже), чем беда незнакомая. На примере строгости этого закона Бог показывает богатство Своей благодати, проявляющейся в Его готовности примириться со Своим народом, блудившем от Него: а ты со многими любовниками блудодействовала, – и однако же возвратись ко Мне (Иер 3:1). Ибо Его мысли и пути выше, чем наши.

Стихи 5-13. Здесь приводится:

I. Постановление, направленное на сохранение и укрепление любви между двумя недавно вступившими в брак людьми (ст. 5). Оно весьма кстати следует за законами относительно развода, которого можно было бы избежать, если бы сначала укрепились чувства между супругами. Если мужу предстоит надолго оставить свою жену в течение первого года супружества, его любовь к ней подвержена риску охладиться, кроме того, его могут привлечь другие, встреченные им вдали; поэтому нужно обойтись без его служения стране на войне, в посольствах или в других государственных делах, отзывающих его из дому, чтобы он мог увеселять жену свою, которую взял. Следует заметить:

(1) весьма важно сохранить любовь между мужем и женой и тщательно избегать всего, что способно отчуждать их друг от друга, особенно поначалу, ибо, где нет надлежащей любви, там открыты двери для сильного чувства вины и печали.

(2) Одна из наших обязанностей в этом отношении – ободрять друг друга в заботах и выпадающих на нашу долю испытаниях, споспешествуя друг другу в радости, ибо веселое сердце благотворно, как врачевство.

II. Закон, запрещающий похищение людей (ст. 7). Кражу скота или вещей Моисеев закон смертью не карал, но похитить ребенка или немощного и бедного, или того, кто находится в твоей власти, чтобы сделать его предметом торговли, считалось преступлением, заслуживающим смертной кары, и не подлежало искуплению путем возмещения убытков, как другие виды краж, – настолько лучше человек овцы (Мат 12:12). Это преступление было весьма гнусным, ибо (1) похищало у общества одного из его членов.

(2) Отнимало у человека свободу, свободу рожденного свободным израильтянина, которая по ценности стояла на втором месте после жизни.

(3) Удаляло человека от владения землей – привилегии, на которую он имел право, и принуждало служить иным богам, о чем Давид жаловался на Саула (1Цар 26:19).

III. Напоминание относительно проказы (ст. 8,9).

1. Надлежит добросовестно исполнять законы, касающиеся таковой. Они изложены в Книге Левит (гл.13,14). О них сказано, как о повелениях священникам и левитам, и поэтому они не повторяются во всех подробностях для народа, но люди здесь получают приказание обращаться в случае проказы к священнику, согласно закону, и следовать его решению постольку, поскольку оно не противоречит закону и реальной действительности. Язва проказы обычно была особым знаком Божьего недовольства за грех, и на ком появлялись ее признаки, тому не следовало их скрывать, стараться удалить или обращаться за помощью к врачу, но надлежало пойти к священнику и следовать его указаниям. Подобным же образом тот, кому совесть подсказывает, что он виноват и пребывает под гневом, не должен этого скрывать или пытаться отмахнуться от обличений, но с покаянием, молитвой и смиренной исповедью встать на этот, определенный свыше, путь к примирению и прощению.

2. Частный случай с Мариам, которая была поражена проказой за ссору с Моисеем, не должен быть забыт. Он стал иллюстрацией к закону относительно проказы. Помните об этом, и (1) «Остерегайтесь грешить, подобно Мариам, презирая власти и злословя достойных людей, чтобы не навлечь на себя тем самым такую же кару».

(2) «Если кто-либо из вас будет поражен проказой, то пусть не надеется, что можно обойтись без закона, и пусть не думает, что так уж трудно быть выдворенным из стана, выставив себя на посмешище; пощады не будет: сама Мариам, хотя и была пророчицей и сестрой Моисея, не избежала этого, но была вынуждена покориться этому строгому порядку, когда прогневила Бога». Таким же образом и Давид, Езекия, Петр и другие великие люди, согрешив, смиряли себя и принимали позор и скорбь; не будем же уповать на то, что получим примирение на более легких условиях.

IV. Несколько необходимых предписаний о залогах, гарантирующих возвращение займов. Брать что-либо в залог не запрещается, чтобы уберечь заимодавца от потерь и обязать заемщика быть честным, но (1) нельзя брать в залог жернова (ст. 6), ибо с их помощью мелют зерно на хлеб для семьи или, если речь идет об общественной мельнице, жерновами мельник зарабатывает себе на жизнь; так закон запрещает брать в залог любую вещь, без которой человеку грозит смерть. Соответствующее положение есть в и старинном общем английском праве, которое предусматривает, что нельзя в обеспечение долга накладывать арест на чье-либо имущество, если это – орудия труда и принадлежности, необходимые в работе или ремесле, например: топор плотника или книги ученого, или скот, запрягаемый в плуг, при условии, что есть другие животные, которых можно взять в залог (Коук. Правовые институты Англии, 47.1). Это учит нас думать об удобствах и пропитании других людей так же, как и о собственной выгоде. Кредитор, которому нет дела до того, что семья берущего взаймы будет голодать, и его совершенно не интересует, что с ними будет, но заботится он лишь о том, чтобы получить свои деньги или гарантировать их возвращение, идет не только против закона Христова, но и против Моисеева закона.

(2) Заимодавцу нельзя заходить за залогом в дом берущего в долг, но следует стоять снаружи, залог вынесет заемщик (ст. 10,11). Должник (по словам Соломона) делается рабом заимодавца, поэтому, чтобы дающий в долг не злоупотреблял своим преимуществом над должником и не использовал его в своих интересах, предусмотрено, чтобы он брал не то, что ему заблагорассудится, а то, без чего берущий в долг сможет обойтись. Дом человека – его крепость, даже дом бедняка, и здесь таковой берется под защиту закона.

(3) У бедного никогда не следует брать в залог одежду, которая служит ему одеялом (ст. 12,13). Об этом мы читали ранее (Исх 22:26,27). И если такую одежду брали с утра, то к ночи ее нужно было вернуть, и, в сущности, это подразумевает, что не нужно ее брать вообще. «Пусть бедный должник спит в собственной одежде и благословляет тебя, то есть молится за тебя и хвалит Бога за твою к нему доброту». Следует заметить, что бедным должникам нужно быть чуткими (более чуткими, чем обычно) к благости тех кредиторов, которые не используют против них все преимущества, данные им законом, и за их доброту надлежит воздать молитвами за них, ибо бедный не в состоянии отблагодарить чем-то другим. «Более того, ты обретешь не только молитвы и добрые пожелания своего бедного брата, но тебе поставится сие в праведность пред Господом, Богом твоим, то есть это будет принято и вознаграждено как деяние милосердия по отношению к твоему брату и послушания твоему Богу и как свидетельство твоего непритворного подчинения закону. И хотя люди могут посчитать возвращение залога за данный тобою заем проявлением слабости, Бог посчитает это деянием благости, которое не потеряет награды своей».

Стихи 14-22. В этих стихах:

I. Господам дано повеление быть справедливыми по отношению к своим бедным слугам (ст. 14,15).

1. Они не должны притеснять их, перегружая работой, упрекая необоснованно и не по делу или отказывая им в надлежащем содержании. Слугу, даже если тот пришелец в обществе Израилевом, нельзя унижать: «Ибо и ты был рабом в той земле, где был пришельцем (ст. 18), и знаешь, как тяжко, когда тебя притесняет начальник работ, а посему с заботой о тех, кто стал слугой и пришельцем, и в благодарность Богу, освободившему и поселившему тебя в твоей собственной стране, не обижай наемника». Да не будут господа тиранами над своими слугами, ибо и у них есть Господин на небе (см. Иов 31:13).

2. Господа должны быть верными и пунктуальными в оплате труда слуг: «В тот же день отдай плату его, плати вовремя, без задержки. Как только наемник завершил дневную норму, если он того желает, заплати ему за день, когда наступил вечер, как в известном нам из Евангелия случае (Мат 20:8)». Кто занимается поденной работой, тот, как правило, живет по принципу из руки да в рот и не может приобрести хлеб для семьи на завтра, если не получит своей платы за сегодня. Если плату удерживают, то (1) это будет горем для слуги, ибо он беден, и ждет ее душа его, или дословно: к ней возносит душу свою, он ее страстно жаждет как вознаграждения за работу свою (Иов 7:2) и уповает на нее как на дар Божьего провидения для содержания своей семьи. Сострадательный господин, даже если ему это не совсем выгодно, не разочарует ожиданий бедного слуги, которого греет сама мысль о получении своей платы. Но это не самое страшное.

(2) Это будет наказуемой виною господина. «Обиженный слуга возопит на тебя к Господу, ибо ему больше не к кому обратиться, он представит свою жалобу на рассмотрение небесного суда, и это вменится тебе как грех». Или же, если слуга не пожалуется, само дело скажет за себя, «плата, удержанная вами у работников, сама возопит» (Иак 5:4). Причинять лишения бедным слугам, трудящимся, работникам, которых мы нанимаем, – грех более серьезный, нежели полагает большинство людей, и таковой обнаружится в оный великий день. Бог поступит с поступающими так справедливо, если этого не делают люди.

II. Повеление судьям и должностным лицам быть справедливым в своих отправлениях.

1. В отношении того, что мы называем уголовными делами, здесь дано неизменное правило: отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов (ст. 16). Если дети по своей вине предстали перед законом, пусть они сами понесут наказание, но отцы не должны страдать ни вместо них, ни вместе с ними, для них достаточной скорбью будет видеть страдание своих детей; если виновны родители, пусть они умрут за свой собственный грех; несмотря на то что Господь Бог Владыка жизни иногда посещает детей за беззакония отцов, в особенности за грех идолослужения, когда Он имеет дело со всем народом в государственном масштабе, людям Он делать этого не позволяет. Поэтому мы видим, что Амасия пощадил детей, даже когда умертвил их отцов, убивших царя (4Цар 14:6). Чрезвычайным случаем было то, что, несомненно, по особому указанию с неба, были умерщвлены сыны Саула за его преступление, и умерли, скорее, как жертва, а не как злодеи (2Цар 21:9,14).

2. В гражданских делах между истцом и ответчиком надлежит уделять особое внимание, чтобы ни с кем из тех, чье дело правое, не обходились хуже по причине их слабости или из-за того, что у них нет друзей, например, с пришельцами, сиротами и вдовами: «Не суди их превратно (ст. 17), не вынуждай их давать в залог последнюю одежду, не посягай на их права». Судьи должны вставать на защиту тех, кто не может постоять за себя сам и не имеет друзей, которые бы заступились.

III. Повеление для богатых благотворить и являть милость бедным. Моисеев закон многими способами заповедует им это. Здесь предписан частный случай благотворительности, заключающийся в том, чтобы не жадничать при сборе зерна, винограда и маслин, боясь, как бы чего не забыть, но добровольно оставлять что-то, чтобы бедный собирал остатки (ст. 19-22).

1. «Не говори: «Все принадлежит мне, и почему бы мне не забрать это себе?» Но научись благородному пренебрежению к собственности в малом. К концу года ты никак не обеднеешь, если забудешь один-два снопа, зато кому-то они принесут пользу».

2. «Не говори: «Я даю то, что хочу, и знаю, кому даю, зачем мне оставлять, чтобы собрал неизвестно кто и не поблагодарил меня?» Но полагайся на Божье провидение, которое распорядится твоей милостыней и, возможно, направит ее самым нуждающимся». Или же: «Ты имеешь все основания считать, что это попадет в руки самым трудолюбивым, которые первыми устремляются на поиски и сбор предусмотренного для них этим законом».

3. «Не говори: «На что бедному виноград и маслины? Хватит с него хлеба и воды;» ибо бедные имеют те же чувства, что и богатые, так почему же им хотя бы чуть-чуть не причаститься к наслаждению?» Вооз приказал, чтобы для Руфи специально откидывали и оставляли зерно от снопов, и Бог благословил его. Все, что оставлено, – не потеряно.