2 глава

В этой главе Моисей продолжает перечислять провидения Бога, коснувшиеся Израиля на его пути в Ханаан, не упоминая ни об одном событии, случившемся с ними во время их утомительного перехода обратно к Красному морю, который почти истощил их в течение тридцати восьми лет; он обходит молчанием этот темный период и начинает свой рассказ с того периода, когда они вновь повернули к Ханаану (ст. 1-3) и приблизились к странам, населенным другими народами, относительно которых Бог дает им наставления:

(I) какие народы они не должны тревожить. Они не должны беспокоить (1) едомитян (ст. 4-8) и (2) моавитян (ст. 9);

при этом он приводит краткое описание истории древних жителей этой страны (ст. 10-12). Далее он приступает к пересказу их перехода через реку Заред (ст. 13-16).

(3) Аммонитян, рассказывая им историю этой страны (ст. 17-23).

(II) Какие народы они должны атаковать и завоевать. Они должны начать с Сигона, царя аморреев (ст. 24,25).

(1) У них были все основания враждовать с ним (ст. 26-32).

(2) Благодаря Богу они одержали над ним полную победу (ст. 33 и далее).

Стихи 1-7. Эти стихи:

I. Кратко описывают длительную стоянку Израиля в пустыне: «Мы много времени ходили вокруг горы Сеир» (ст. 1);

почти тридцать восемь лет они блуждали в пустынях Сеира; возможно, на некоторых стоянках они оставались на протяжении нескольких лет, не двигаясь в каком-либо направлении; тем самым Бог не только наказывал их за ропот и неверие, но и (1) готовил для Ханаана: смиряя за грех, научая умерщвлять свои похоти, следовать за Богом и утешать себя в Нем. Чтобы сделать душу подходящей для небес, требуется время и длительная цепь упражнений.

(2) Готовил хананеян для погибели. Все это время чаша их беззаконий наполнялась, и хотя они могли использовать это время для покаяния, но злоупотребили им и еще больше ожесточили свои сердца. Теперь, когда израильтянам один раз уже было отказано, и после этого они так долго блуждали и почти затерялись в пустыне, хананеи пребывали в уверенности, не подозревая об опасности с этой стороны; и эти факторы сделали следующее нападение Израиля более устрашающим.

II. Им были даны приказы повернуть к Ханаану. Хотя Бог долго гневается, но не до конца. Хотя Израиль долго ожидал избавления или увеличения, но наконец его время настало, ибо видение относится к определенному времени и говорит о конце и не обманет.

III. Им дано повеление не досаждать едомитянам.

1. Они не должны были враждовать с ними: остерегайтесь начинать с ними войну (ст. 4,5).

(1) Они не должны использовать свои преимущества над ними, так как те испытают страх при приближении израильтян: «Они убоятся вас, зная о вашей силе и многочисленности, а также о том, что Бог сражается за вас. Но не думайте, что раз из-за страха они могут стать для вас легкой добычей, вы можете напасть на них; нет, остерегайтесь начинать с ними войну». Мы должны следить и строго руководить своим духом, чтобы удерживать себя и не причинять зло тем, над кем имеем преимущество. Или же это предостережение дано начальникам: они не должны не только нападать на едомитян, но и запретить солдатам нападать на них.

(2) Они не должны мстить едомитянам за нанесенное ими оскорбление, когда те запретили израильтянам проходить через их страну (Числ 20:21). Так Бог, прежде чем позволить израильтянам истребить своих врагов в Ханаане, научил их прощать своих врагов в Едоме.

(3) Они не должны надеяться, что им отойдет какая-либо часть земли, принадлежащей едомитянам: те уже заселили гору Сеир, и израильтяне не должны думать, что им позволено по праву завета, заключенного с Богом, присваивать все, что попадалось под руку. Владычество не базируется на благодати. Израиль Божий будет хорошо размещен, но не должен ожидать, что будет один поселен на земле (Ис 5:8).

2. Они должны будут торговать с ними, как с соседями, покупать у них продукты и воду и платить за то, что купили (ст. 6). Религия не должна становиться прикрытием для несправедливости. Приводится основание для этого (ст. 7): «Бог благословил тебя, и до сего момента ты ни в чем не нуждался; и поэтому (1) ты ничего не должен просить; смешно быть обязанным едомитянам, когда у тебя есть всемогущий Бог, на которого ты можешь уповать. Благодаря божественному благословению ты имеешь все необходимое, чтобы заплатить за то, в чем нуждаешься; поэтому используй то, что имеешь, используй с радостью и не живи за счет едомитян».

(2) «Ты не должен красть. Ты прочувствовал на себе заботу божественного провидения, поэтому в будущем уповай на него, твердо верь в его достаточность и никогда не используй нечестные методы для добычи. Живите верой, а не мечом».

Стихи 8-23. Следует обратить внимание, что в данной ситуации Моисей, говоря об едомитянах, называет их «братья наши, сыны Исавовы». Хотя они были недоброжелательны к Израилю, запретив им мирно проходить через свою страну, тем не менее он называет их братьями. Если наши родственники не исполняют свой долг перед нами, то мы должны сохранить родственные отношения и исполнять свой долг перед ними, как в данном случае. В этих стихах:

I. Моисей описывает происхождение народов – моавитян, едомитян и аммонитян, так как появился повод рассказать об этом. Из других разделов истории мы очень хорошо знаем, чьим потомством они являлись, но здесь пророк рассказывает, как они пришли и поселились в этих странах, где сейчас Израиль столкнулся с ними. Они не были аборигенами или первопроходцами, (1) моавитяне проживали в стране, которая раньше принадлежала многочисленному народу, называемому Емимы (т.е. ужасные), представители которого были такими же высокими, как сыны Енаковы и, возможно, более агрессивными (ст. 10,11).

(2) Подобным образом едомитяне отобрали у хорреев гору Сеир и захватили их страну (ст. 12 и 22), о чем мы читаем в Книге Бытие 36:20.

(3) Аммонитяне также захватили страну, которая раньше принадлежала исполинам, называемым замзумимами, людям искусным или нечестивым (ст. 20,21);

возможно, это тот же народ, который называли зузимы (Быт 14:5). Моисей иллюстрирует эти замечания более древними примерами. Кафторим, который был родственником филистимлян (Быт 10:14), изгнал аввеев из их страны и завладел ею (ст. 23). Образованный епископ Патрик считает, что аввеи, лишившись родной земли, поселились в Ассирии и были тем же народом, который упоминается в Писании под именем аввийцы (4Цар 17:31). Эти изменения записаны здесь,

[1] чтобы показать, как быстро мир населялся народами после потопа; земля была настолько заселенной? что, как только семья становилась многочисленной, она не могла найти места для поселения, по крайней мере в той части мира, и была вынуждена прогонять тех, кто поселился ранее.

[2] Чтобы показать, что не всегда забег выигрывают самые быстрые, а сражение – самые сильные. Исполины были вытеснены людьми обычного сложения, ибо, возможно, эти великаны были подобны жившим до потопа (Быт 6:4), которые были известны порочностью и агрессивностью, что и навлекло на них суды Божьи, от которых не защитила их великая сила.

[3] Чтобы показать, какими зыбкими являются мирские владения и как часто они меняют своих владельцев; так было раньше, так происходит и сейчас. Семьи угасают, и их имущество переходит семьям, которые умножаются; так мало постоянства или вечности присуще этим благам.

[4] Чтобы ободрить сынов Израилевых, которые теперь собирались завладеть Ханааном, не бояться трудностей, с которыми они там столкнутся, и показать неверие тех, кто боялся сынов Енаковых, побежденных Богом, с которыми здесь сравниваются исполины (ст. 11,21). Если провидение Божье сделало это для моавитян и аммонитян, то тем более исполнит Его обетование, данное Его избранному народу.

II. Описывается продвижение израильтян к Ханаану. Они шли к пустыне Моава (ст. 8) и далее перешли долину или поток Заред (ст. 13). И здесь Моисей обращает внимание на исполнение слова Божьего, гласившего, что ни один из тех, кто был исчислен у горы Синай, не увидит землю, обещанную Богом (Числ 14:23). Согласно этому приговору, сейчас, когда они повернули к Ханаану и имели перед глазами страну обетованную, не осталось в живых ни одного из тех людей, а все они были истреблены и погибли (ст. 14). Мы можем отметить, что обычное провидение в течение тридцати восьми лет благодаря обычному ходу истории поднимает новое поколение, и к концу периода остается мало людей преклонного возраста, но в данном случае лишь новое поколение составляло народ израильский, а из старого остались лишь Халев и Иисус Навин, ибо рука Господня была на них (ст. 15). А те, против кого простерлась рука Божья, будут растрачивать свои силы, пока не угаснут. Обратите внимание, что Израилю не велено вступать в сражение с хананеями до тех пор, пока все ветераны войска, участвовавшие в военных действиях, привыкшие к трудностям и наученные искусству ведения войн у египтян, не перевелись и вымерли из среды народа (ст. 16), чтобы завоевание Ханаана, совершенное армией, состоявшей из молодых воинов, обученных в пустыне, и превосходство их могущества более четко явили, что это от Бога, а не от человека.

III. Говорится о данном им предостережении не вступать в сражение с моавитянами и аммонитянами, которых они не должны лишать владений и беспокоить: «Не вступай с ними во вражду и не начинай войны с ними» (ст. 9). Хотя моавитяне стремились истребить Израиль (Числ 22:6), тем не менее Израиль не должен стремиться уничтожить их. Если другие стараются причинить нам зло, то это не оправдает нас, если мы будет замышлять зло против них. Но почему не нужно враждовать с моавитянами и аммонитянами?

1. Потому что они были сынами Лотовыми (ст. 9,19), сынами праведного Лота, который в Содоме хранил свою непорочность. Отметьте: судьба детей в этом мире часто становится лучше благодаря благочестию их предков; семя правого, хотя и вырождается, но благословляется временными благами.

2. Так как земля, которой они владели, была дана им Богом, и Он не планировал дать ее Израилю. Даже нечестивые люди имеют право на мирские владения, и им нельзя наносить ущерб. Плевелам также позволено занимать место на поле, и их нельзя удалять, пока не настанет время сбора урожая. Бог дает и хранит видимые благословения для нечестивцев, чтобы показать, что они не являются главными, но намного лучшие блага Он хранит для Своих детей.

Стихи 24-37. Бог испытал самоотречение Своего народа, запретив ему враждовать с моавитянами и аммонитянами, и они мирно прошли мимо этих богатых стран, хотя превосходили их народы по численности, и не совершили ни одной попытки напасть на них. Поэтому Бог награждает их за послушание, отдав им во владение страну Сигона, царя Аморрейского. Если мы удерживаемся и не совершаем того, что Бог запрещает, то получим то, что Он обещает, и ничего не потеряем из-за своего послушания, хотя в настоящее время кажется, что мы чего-то лишаемся. Не причиняй зла другим – и Бог будет милостив к тебе.

I. Бог велит им напасть на страну Сигона, царя Есевонского (ст. 24,25). В то время Бог именно так распределял царства, но сейчас мы не должны претендовать или ожидать получить права на владение подобным образом. В этом повелении обратите внимание:

(1) хотя Бог уверил, что эта земля будет принадлежать им, тем не менее они сами должны были совершить действие и сразиться в битве с врагом. Мы должны прилагать усилие, чтобы получить то, что Бог дает нам.

(2) Бог обещает, что когда они будут сражаться, то Он будут сражаться за них: «…начинай овладевать ею, и Я начну распространять страх и ужас пред тобою среди них». Бог лишит воинственного духа врага и таким образом погубит его; Он возвеличит Израиль и наведет ужас на тех, против кого они выступят (см. Исх 15:14).

II. Моисей посылает Сигону мирное послание и просит позволения лишь пройти через его землю, обещая не причинять беспокойства ее населению и суля выгоду от торговли с такой большой армией (ст. 26-29). Тем самым Моисей не был непослушен Богу, велевшему Израилю сразиться с Сигоном, и не пытался обмануть царя; несомненно, это было сделано по божественному наставлению, чтобы Сигон не мог оправдаться, хотя Бог ожесточил его сердце. Это иллюстрирует метод, которым Бог обращается с теми, кому Он дает Свое Евангелие, но не дает благодать, чтобы уверовать в него.

III. Сигон начинает войну (ст. 32), но Бог сделал сердце его упорным и сокрыл от его глаз то, что содействовало его миру (ст. 30), чтобы предать его в руки Израиля. Кто враждует с народом Божьим, тот причиняет себе зло; и Бог часто губит Своих врагов их же намерениями (см. Мих 4:11-13; Отк 16:14).

IV. Израиль одержал победу.

1. Израильтяне предали мечу всех аморреев: мужчин, женщин и детей (ст. 33,34). Они совершили это как исполнители гнева Божьего; теперь чаша беззаконий аморреев наполнилась (Быт 15:16), и чем дольше она наполнялась, тем суровее было конечное наказание. Это был один из закланных народов. Они умерли не как враги Израиля, а как жертвы божественной справедливости, а Израиль должен был принести эту жертву как царство священников. Это был необычный случай: не следует втягивать в военный конфликт тех, кто не проводит различий и не предоставляет места для стоянки, ибо не оказавшего милости ожидает суд без милости.

2. Израильтяне завладели всем, что имели аморреи: их городами (ст. 34), их имуществом (ст. 35) и их землей (ст. 36). Богатство грешника хранится для праведного. В какой новый мир теперь вступил Израиль! Большая часть народа родилась и на протяжении всех дней жизни своей жила в унылой пустыне, не зная, что существуют поля и города, не имея домов, в которых можно жить, не засевая землю и не собирая урожай. И теперь вдруг они стали хозяевами страны, которая была настолько хорошо застроена и возделана, что это полностью компенсировало им длительное ожидание; тем не менее это было лишь залогом великих благ, ожидающих их в будущем. Намного больше радости испытают святые души при перемене, когда они покинут пустыню этого мира и окажутся в лучшей стране, то есть небесной, в городе, имеющем основание.



Пожертвования на развитие сайта

Вы скачиваете книгу: Комментарии Мэтью Генри — Второзаконие. Раздел: Комментарии Мэтью Генри на Ветхий Завет.

Скачать книги с Яндекс-диска:

Функцию "скачать всё" использовать не рекомендую по причине большого объёма информации. Предпочтительнее скачивать книги по разделам.