7 глава

Эта глава описывает Гедеона на поле боя. Он командует армией Израиля и разбивает наголову армию мадианитян. В предыдущей главе мы читали, каким образом он был подготовлен к этому великому подвигу благодаря общению с Богом и его победе над Ваалом. В данной главе рассказывается:

(I) какое наставление Бог дал Гедеону в вопросе формирования его армии, в результате чего армия была сокращена до 300 человек (ст. 1,8). (II) Как Бог ободрил Гедеона атаковать врага, послав его тайно в лагерь врага, чтобы он услышал сон мадианитянина (ст. 915). (III) Как он со своими 300 воинами организовал атаку на вражеский лагерь, чтобы не сразиться с ними, а напугать их (ст. 16-20). (IV) Каков был успех этой атаки; в результате враг побежал, ему было нанесено окончательное поражение; армия мадианитян и соседей, которые пришли ей на помощь, была рассеяна (ст. 21-25). Этот рассказ очень ярко сияет в книге войн Господних.

Стихи 1-8. I. С максимальной старательностью и усердием Гедеон приступает к обязанностям хорошего военачальника и возглавляет войско Израиля в борьбе против мадианитян (ст. 1): он встал поутру как человек, который всем сердцем желает приступить к своему делу и боится потерять время. Теперь, имея уверенность в том, что Бог с ним, он не терпит никакого отлагательства. Гедеон разбил лагерь возле известного колодца, чтобы его армия не страдала из-за недостатка воды, и расположился на небольшой возвышенности, что, возможно, давало ему некоторое преимущество, ибо Мадиамский стан был в долине. Отметьте: наши старания должны не ослаблять, а воодушевлять веру в Божьи обетования. Когда мы уверены, что Бог идет перед нами, то должны побуждать себя к Действию (2Цар 5:24).

II. Бог позаботился, чтобы слава желаемой победы была отдана только Ему, и повелел, чтобы в этом мероприятии участвовало только 300 человек.

1. В то время армия состояла из 32000 человек; это была небольшая армия по сравнению с армией мадианитян, приведенной на поле боя; Гедеон полагал, что имеет слишком мало воинов, но Бог пришел и сказал, что их слишком много (ст. 2). Воины, которые добровольно согласились участвовать в походе, поступили хорошо, но Бог посчитал, что не следует использовать всех, кто пришел. Мы часто сталкиваемся с тем, что Бог совершает великие дела руками небольшого количества людей, но это был единственный случай, когда Он сознательно уменьшил количество воинов. Неужели совсем недавно Девора обвиняла тех, кто не пришел на помощь Господу, а уже при следующем великом сражении нужно было отправить назад тех, кто пришел? Да.

(1) Тем самым Бог хотел показать, что, используя в Своем служении подходящие инструменты, на самом деле Он не нуждается в них, а может сделать Свое дело и без них; поэтому Он не был перед ними в долгу за это служение, а они оказались в долгу перед Ним за то, что Он нанял их.

(2) Тем самым Бог хотел постыдить за трусость тех, кто ранее покорился мадианитянам и не осмеливался поднять против них голову из-за их преимущества в численности. Теперь они увидели, что, имея уверенность в благоволении Бога, даже один из них мог бы разогнать тысячу.

(3) Тем самым Бог хотел заставить их молчать и исключить хвастовство. Вот какое основание привел Тот, Кто знает гордость, присутствующую в человеческих сердцах: «…чтобы не возгордился Израиль предо Мною». Таковые были справедливо лишены славы, сопутствующей успеху. Слова «Моя рука спасла меня» никогда не должны выходить из уст спасенных. Кто хвалится, пусть хвалится Господом, и тогда да молчит перед Ним вся плоть.

2. Бог уменьшил их количество двумя способами:

(1) Он повелел, чтобы были отпущены все боязливые и робкие (ст. 3). В то время армия Гедеона расположилась станом вблизи противника на горе, называемой горой Галаада по имени общего предка семей Манассииных, которые поселились по эту сторону Иордана (Числ 26:30) и оттуда могли видеть огромное количество врагов; поэтому тем, которые пугались при виде их численности, была предоставлена свобода, и они могли вернуться, если им так хотелось. Основанием для подобного заявления мог послужить закон (Втор 20:8), но Гедеон, возможно, думал, что он касался только тех войн, которые совершались для умножения их владений, а не в данной ситуации, когда было необходимо защищаться от захватчиков. Поэтому он и не возвестил бы об этом, если бы Бог не повелел ему это сделать, ибо Он знал, как значительно его войско в таком случае уменьшится. Тогда после победы люди трусливые, как и все остальные, получили бы славу от Бога, а Он не хотел этого и, следовательно, не желал использовать их. Можно было подумать, что трудно’будет найти израильтянина, который признался бы в своей трусости, выступая против такого врага, как мадианитяне, и под руководством такого лидера, как Гедеон, тем не менее две трети войска воспользовались преимуществом, дарованным этим провозглашением, и покинули поле боя, увидев силу врага и собственную слабость, не задумываясь о заверениях в божественном присутствии, которое получил от Господа их военачальник и, скорее всего, передал им. Одни думают, что угнетение, от которого они страдали в течение такого длительного времени, сокрушило их дух, другие (что кажется более вероятным) полагали, что осознание собственной вины лишило их смелости. Грех смотрел им в лицо, и поэтому они не осмеливались смотреть в лицо смерти. Отметьте: боязливые и робкие люди не годны для служения Богу; и среди тех, кто перечислен под знаменем Христа, таковых находится больше, чем мы думаем.

(2) Он повелел оставить только 300 человек, а всех остальных отправить домой, и сделать это нужно было согласно знамению: «Все еще много народа, чтобы Мне использовать их» (ст. 4). Посмотрите, насколько Божьи мысли и пути выше наших. Сам же Гедеон, скорее всего, думал, что их слишком мало, хотя их было столько же, сколько в армии Варака, когда он сразился с Сисарой (Суд 4:14);

и если бы ему самому не пришлось верой преодолеть упадок духа, он подумал бы о том, чтобы оставить это опасное предприятие и убраться оттуда. Но Бог сказал: «Их слишком много»; когда же численность войска сократилась до одной трети, то и тогда оказалось все еще много народа; это поможет нам понять провидения, которые, как нам кажется, ослабляют Церковь и ее влияние: когда ее друзей слишком много и они слишком могущественные и мудрые, чтобы с их помощью Бог совершил избавление, тогда Он предпринимает шаги, чтобы уменьшить их количество и Господь таким образом мог вознестись силою Своею. Гедеону велено привести своих солдат к воде, возможно, к источнику Харода (ст. 1) и потоку, который тек от него; он сам или люди, им назначенные, должны были следить, как они пьют. Мы можем предположить, что все они испытывали жажду и хотели пить; скорее всего, он сказал им. чтобы они приготовились немедленно приступить к действию и соответственным образом подкрепились, не ожидая, что впоследствии им придется пить что-то другое, помимо крови своих врагов. Несомненно, некоторые стали на колени и приложились ртом к воде, как это делают лошади, чтобы сделать полный глоток. Другие же, возможно, поступили не так, а стали лакать воду языком, как собаки; они в спешке набирали в руки немного воды и охлаждали ею свои уста и были готовы идти. Так поступило не более 300 воинов, которые пили воду торопливо, лакая ее языком, и Бог сказал Гедеону, что с этими людьми он разгромит мадианитян (ст. 7). Благодаря первому разграничению остались только те люди, которые искренно решили сделать все возможное, чтобы восстановить свободу Израиля, а второе разграничение было проведено для того, чтобы в сражении участвовали только [1] мужественные люди, которые могут долго переносить усталость, не жалуясь на жажду или истощение, в которых не осталось лени или тяги к роскоши. [2] 13оины, которые спешили и не могли дождаться времени, когда они сразятся с врагом, предпочитая служение Богу и своей стране необходимому подкреплению плоти. Для этого похода Бог избрал людей, которые имели не только правильное стремление, но и были ревностны в достижении благих целей. А так как их было незначительное количество и они вряд ли могли осуществить то, для чего были отобраны, то именно через них Бог решил спасти Израиль. Когда Бог повелел Гедеону оставить только этих 300 воинов, а остальным идти каждому в место свое, то есть куда им хочется, ибо этот призыв их не касался и они не должны были подчиняться его командованию, то это было большим испытанием веры и смелости Гедеона. Тем не менее мы можем предположить (хотя об этом не говорится), что те воины, которые искренно сочувствовали делу Израиля, хотя и были исключены из числа сражавшихся, не удалились далеко, а были готовы последовать за основной группой, после того как они нападут на врага. Так странно была очищена и сформирована армия Гедеона; количество ее воинов было уменьшено, а не увеличено, что считалось необходимым для такого важного сражения.

3. Давайте посмотрим, как незначительное и презренное военное формирование, которое должно было сыграть главную роль в этом походе, было экипировано и подготовлено к бою. Если бы эти 300 человек были вдвое больше обычного укомплектованы личным составом и вдвое больше обычного вооружены мечами и копьями, то тогда (мы подумали бы) они, возможно, и смогли бы осуществить задуманное. Но вместо того, чтобы сделать их более пригодными для сражения за счет экипировки, их делают за счет этого менее пригодными, ибо (1) каждый солдат должен был стать прислужником: и взяли они съестной припас (ст. 8). Они оставили свое имущество, и каждый воин нагрузил себя собственными продуктами. Это было испытанием для их веры и проверкой, смогут ли они доверять Богу, когда у них будет столько продуктов, сколько они смогут унести в своих руках; это должно было испытать их усердие: унесут ли они столько, сколько смогут. Тогда они будут жить, обращая руку к устам.

(2) Каждый солдат должен был стать трубачом. Уволенные воины оставили свои трубы этим 300 воинам, и таким образом вместо военного оружия они были экипированы трубами, словно собирались принять участие в игре, а не в сражении.

Стихи 9-15. Итак, как мы увидели ранее, численность армии Гедеона была сильно сокращена, и поэтому ему оставалось либо сражаться верой, либо не сражаться вообще; поэтому Бог позаботился, чтобы набранные им воины укрепляли его веру, а не его армию.

I. Господь обеспечил Гедеона добрым основанием, чтобы строить на нем свою веру. Основанием для такой веры могло быть только слово Божье, которое Гедеон имел во всей полноте и выразительности, чего только мог пожелать (ст. 9).

1. Слово повеления было предписанием к действию, которое в противном случае казалось бы безрассудным и опрометчивым, совершать которое не приличествовало бы такому мудрому генералу: «Встань и сойди в стан с горсткой людей».

2. Слово обетования заверяло его в успехе, который в противном случае казался бы маловероятным: «Я предаю его в руки твои; это все твое». Это слово Господне пришло к нему той же ночью, когда он (мы можем предположить) был очень взволнован и переживал, решая, что предпринять. При умножении скорбей его, эти утешения услаждали душу его. Божественные утешения, посылаемые верующим, не только сильные, но и своевременные.

II. Бог обеспечивает его хорошей поддержкой, чтобы укрепить его веру.

1. Он велит ему стать разведчиком и той же ночью спуститься тайно в лагерь мадианитян, а затем посмотреть, какую информацию он получит благодаря этой разведке: «Если же ты боишься идти сражаться, то пойди вначале со своим слугой (ст. 10) и послушай, что они говорят» (ст. 11). Для Гедеона эти слова означали: там он услышит то, что значительно укрепит его веру. Бог знает слабости Своего народа и какое большое ободрение они иногда могут получить от незначительного источника; и поэтому, зная заранее, что произойдет с Гедеоном именно в той части лагеря, куда он должен спуститься, Господь велит ему пойти и послушать, что они говорят, дабы он с большей твердостью верил словам Бога. Он Должен был взять с собой Фуру, слугу своего человека, на которого он мог положиться, возможно, одного из тех десяти слуг, которые помогали ему разрушить жертвенник Ваалу. Он должен был взять с собой только его, чтобы он был свидетелем того, что они услышат от мадианитян, и чтобы из уст этих двух свидетелей утвердилось слово, когда об этом будет доложено Израилю. Он должен был взять с собой своего слугу, ибо двое лучше, чем один, и незначительная помощь лучше, чем вообще никакой.

2. После этого Он открывает его глазам весьма удручающее зрелище, достаточное для того, чтобы его напугать. Возможно, благодаря лунному свету он смог увидеть огромное количество врагов (ст. 12), которые за счет своей численности были похожи на саранчу, а из-за своей силы и дерзости были не лучше ее; их верблюдов невозможно было пересчитать, ибо их было больше, чем песка.

3. Но Бог также дает ему возможность услышать слова, которые были для него хорошим знамением, и, услышав их, он сразу повернул обратно, полагая, что теперь получил то, за чем был послан. А услышал он разговор двух вражеских солдат приятелей; возможно, они вместе легли спать, но еще бодрствовали.

(1) Один из них рассказывал свой сон, похожий на обычные сны, которые мы видим, и поэтому не заслуживающий того, чтобы его пересказывали, ибо был очень бессмыслен. Во сне он видел ячменный хлеб, который скатился с холма на стан мадианитян. «Этот прикатившийся хлеб, рассказывает он о своем сне, ударил одну из наших палаток (возможно, одну из самых главных) с такой силой (кто бы мог подумать!), что опрокинул ее, смел колья и разорвал веревки одним ударом; и в результате палатка осталась лежать и похоронила под собой своих обитателей» (ст. 13). «Во .множестве сновидений много суеты», сказал Соломон (Еккл 5:6). Можно изумляться, какие странные и непоследовательные вещи часто складываются вместе из-за смехотворной фантазии, проявляющейся в наших снах.

(2) Второй, находящийся между сном и бодрствованием, решил истолковать этот сон, хотя его толкование было весьма натянутым: «Это не иное что, как меч Гедеона» (ст. 14). Наши толкователи теперь могут сказать, насколько уместно Гедеон, который молотил пшеницу для своей семьи и делал хлеб для своих друзей (Суд 6:11-19), был представлен хлебом: он сам и его армия были так же незначительны, как хлеб, сделанный из небольшого количества муки, такими же презренными, как ячменный хлеб, торопливо замешенный и быстро испеченный на углях; вряд ли они способны победить эту великую армию, как и хлеб не способен опрокинуть палатку. Но, в конце коннов, не от Бога ли истолкования? Именно Он вложил в голову одного из них сон, а в уста другого смысл его. Если бы Гедеон услышал только сон и ему самому вместе со слугой пришлось истолковывать его, то он нашел бы в нем мало смысла и сон был бы мало полезен ему, но, услышав истолкование из уст врага, он понял, что этот сон не только от Бога, Который держит в Своей руке все человеческие сердца и языки, но что он также является доказательством того, что враг был значительно подавлен и что имя Гедеона стало для них настолько грозным, что тревожило их сон. Гедеон легко одержит победу, которая и так ему уже была обещана: «Предал Бог в руки его мадианитян». Вряд ли будут сражаться те, кто видит, что Бог сражается против них. И наконец, Гедеон увидел, что перст Божий указал ему место и время, чтобы он услышал этот сон и его истолкование; это чрезвычайно ободрило его и избавило от мрачных предчувствий после того, как его армия была сильно сокращена. Ему очень понравилось, что его сравнивали с ячменным хлебом, раз это в итоге привело к таким значительным результатам. Все это сильно вдохновило его, и далее мы узнаем (ст. 15):

(1) что за это он воздал славу Богу; он сразу поклонился Ему: склонил голову или, возможно, вознес свои глаза и руки и в кратких восклицаниях поблагодарил Бога за победу, в которой теперь был уверен, и за полученное ободрение. Где бы мы ни находились, мы можем говорить с Богом, поклоняться Ему и найти открытый путь к небесам. Бог должен получать славу за то, что ободряет нашу веру, и в этих событиях нужно видеть Его провидение, которое хотя и кажется незначительным и случайным, но для нас оказывается очень полезным.

(2) Что полученным ободрением он поделился со своими друзьями: «Вставайте Готовьтесь выступить немедленно; предал Господь в руки ваши стан Мадиамский «.

Стихи 16-22. Данные стихи описывают:

I. Страх, которым Гедеон поразил войско мадианитян в эти глухие часы ночи, ибо нужно было, чтобы те, которые длительное время были ужасом для Израиля и часто пугали их, теперь сами были разгромлены и погибли изза охватившего их ужаса.

1. Атака, совершенная ими, во многих деталях похожа на атаку Авраама, благодаря которой он освободил Лота, взятого в плен вражеской армией. Количество воинов было приблизительно таким же: Авраам имел 318, а Гедеон 300 воинов; они оба разделили свои войска, оба напали ночью и одержали победу, несмотря на неблагоприятные условия (Быт 14:14,15). Гедеон был не только сыном Авраама (как мадианитяне сынами Хеттуры), но и наследником его веры.

(1) Гедеон разделил свою армию, какой бы маленькой она ни была, на три отряда (ст. 16), один из которых возглавил он сам (ст. 19), так как большие армии (и он хотел бы продемонстрировать это) обычно делились на правое крыло, левое крыло и основную часть.

(2) Он повелел всем сделать то же, что и он (ст. 17). Скорее всего, тогда же он сказал воинам, что они должны делать, в противном случае они вряд ли сообразили бы на месте, ибо его действия были необычными; своим примером он хотел научить их, что они должны делать, как офицеры тренируют своих солдат с помощью команды или барабанного боя: «Смотрите на меня и делайте то же». То же повеление дал наш Господь Иисус, Вождь нашего спасения, Своим воинам, ибо Он оставил нам пример, чтобы мы ему следовали: «Что Я делаю, то и вы делайте».

(3) Гедеон напал на стан мадианитян ночью, когда враги считали, что находятся в безопасности, и меньше всего ожидали нападения, ибо темнота скрывала малочисленность его армии. Эта атака сильно напугала врагов, так как ночью люди особо подвержены страху, особенно около полуночи, когда началась ночная стража и сигнал тревоги пробудил их ото сна. Мы читали о том, что ужасы в ночи (Пс 90:5) и страхи ночные (Песн 3:8) являются самыми пугающими.

(4) Своими действиями Гедеон стремился напугать это огромное войско, чтобы нанести ему не только смертельный удар, но и опозорить. Каждый воин его армии был особым образом экипирован: держал в правой руке трубу, а в левой глиняный кувшин со светильником; он и сам не считал для себя унижением возглавить свое войско экипированным подобным образом. Он хотел посмеяться над этой армией, победив ее, ибо его выступление против нее скорее напоминало поход против группы детей, а не против армии солдат. Презрит тебя, посмеется над тобою девствующая дочь Сиона (Ис 37:22). Малочисленность войска содействовала его замыслу, ибо, так как их было мало, то они подошли к стану быстро и незаметно; их присутствие было обнаружено только тогда, когда они оказались у стана. Гедеон планировал поднять тревогу как раз во время смены стражи (ст. 19), чтобы разбуженные стражники быстрее распространили сигнал тревоги по всему лагерю; это было бы наилучшее, что они смогли сделать. Он задумал напугать врага и сбить с толку тремя путями: [1] большим шумом. Каждый из его воинов должен был изо всех сил затрубить в трубу и в то же время разбить кувшин; скорее всего, они должны были разбить свои кувшины о кувшины соседей, которые, разбившись одновременно, не только создавали великий грохот, но и послужили прообразом того, каковы будут последствия этого страха: мадианитяне будут убивать друг друга. [2] Ярким светом. Пока армия не достигла стана врага, у воинов под кувшинами были спрятаны зажженные светильники, как прячут свечу под сосудом; а затем внезапно кувшины нужно было одновременно разбить, чтобы ослепительный свет от светильников, прошедший через весь стан, был похож на вспышку молнии. Возможно, при этом они также подожгли несколько палаток, находящихся вне стана, что значительно усилило путаницу. [3] Громкими возгласами. Каждый воин должен был кричать: «За Господа и Гедеонаг’; некоторые думают, что именно так нужно читать ст.18, ибо в оригинале там нет слова «меч»; оно появляется в ст.20: «Меч Господа и Гедеона». Похоже, эти слова позаимствованы из сна мадианитянина (ст. 14): «.. .это меч Гедеона». Узнав, что его имя вызывает в них ужас, он использовал его в борьбе против них, но перед ним ставит имя Иеговы, без которого его собственное было бы пустым местом. Это должно было вдохновить его воинов, раз они имели такого Бога, как Иегова, и такого мужа, как Гедеон, вместе с которыми и за которых они сражались; имеющие таких вождей вполне могли следовать за ними. Упоминание этих имен также могло напугать врагов, которые с давних времен слышали великое имя Иеговы и недавно узнали имя Гедеона. Меч Господа является самым главным условием для того, чтобы меч Гедеона достиг успеха, но при этом меч Гедеона также должен действовать. Люди это орудия, а Бог главная движущая сила; и то и другое должны находиться на своих местах, но люди, даже наилучшие и величайшие, всегда должны быть послушны и подчиняться Богу. Эту армию нужно было победить только страхом, а страх и был мечом Господа. Если бы воины Гедеона взяли с собой мечи, то они ничего больше не могли бы взять в руки, а они одержали победу, всего лишь восклицая: «Меч Господа и Гедеона!» Так и враги Церкви будут разгромлены мечом, исходящим из уст (Отк 19:21).

2. На данный метод, примененный для поражения мадианитян, можно сослаться (1) как на прообраз уничтожения царства дьявола в этом мире с помощью проповеди вечного Евангелия, звука этой трубы и света, исходящего из глиняных сосудов, ибо именно ими являются служители Евангелия, в которых хранится богатство этого света (2Кор 4:6,7). Так Бог избирает немудрое мира, чтобы посрамить мудрых». ячменный хлеб чтобы опрокинуть стан мадианитян, дабы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам. Евангелие это меч, но не в руке, а в устах, меч Господа и Гедеона, Бога и Иисуса Христа: Того, Кто восседает на престоле, и Агнца.

(2) Как на олицетворение ужасов, которые обрушатся в тот великий день. Именно так считает превосходный богослов епископ Холл. Если кувшины, трубы и факелы настолько устрашили и испугали войска гордых мадианитян и амаликитян, то кто сможет устоять перед последним ужасом, когда вострубит труба архангела, когда все будет объято огнем, когда небеса с шумом прейдут и Сам Господь сойдет, громко восклицая!

II. Поразительный успех, который будет сопутствовать их тревоге. Восклицания воинов Гедеона лишили жизни мадианитян так же, как восклицания израильтян разрушили стены Иерихона. Это было сделано для того, чтобы Гедеон увидел то, что он уже не надеялся увидеть: чудеса, о которых рассказывали им отцы. Воины Гедеона сохранили боевой порядок, и всякий стоял на своем месте вокруг стана (ст. 21);

при этом они трубили, чтобы побудить врагов сражаться друг с другом, и своими светильниками ослепляли их, чтобы они погибли. Они не торопились наброситься на войско мадианитян как солдаты, жаждущие крови и добычи, а терпеливо стояли на своих местах, желая увидеть спасение Господне, совершенное Им самим. Посмотрите, как осуществился этот план.

1. Враги боялись израильтян. Весь стан подхватил сигнал тревоги, который подобно молнии прошел через весь лагерь; в результате они стали бегать, и кричат, и обратились в бегство (ст. 21). В охватившем их ужасе было что-то природное. Мы можем предположить, что они не знали о значительном уменьшении армии Гедеона, а скорее предполагали, что за последнее время она значительно возросла; а так как они осознавали, какую ненависть вызывали у израильтян и какие смелые попытки те предпринимали, чтобы избавиться от их ярма, то у них были основания подозревать, что те собрали огромную армию, о выступлении которой возвещали трубы и светильники. Но при этом также была задействована сверхъестественная сила, поразившая их страхом. Она исходила от Бога, Который хотел показать, как исполнится обетование: «Один из вас прогонит тысячу», если только они сами не лишат себя этой силы. Посмотрите на силу воображения: иногда она может вызвать ужас, а иногда доставить удовольствие.

2. Они пошли друг против друга, ибо обратил Господь меч одного на другого (ст. 22). В этой суматохе, услышав звуки труб и увидев воинов со светильниками, расположившихся вокруг стана, мадианитяне решили, что основная армия уже вошла и находится среди них, и поэтому каждый нападал на встретившегося ему человека, даже если это был друг, предполагая, что это враг. Подобная ошибка приводила ко многим другим, ибо убивший другого считался врагом, и поэтому с ним немедленно расправлялись. Мы должны стараться хранить свой дух в покое и не смущаться ни от какого страха, ибо не знаем, к каким плохим последствиям это может привести. Обратите также внимание: как часто Бог делает врагов Церкви орудиями, которые уничтожают друг друга; и жаль, что друзья Церкви иногда могут подобным образом паниковать.

3. Мадианитяне обратились в бегство, чтобы спасти свою жизнь. Возможно, когда рассвело, они осознали свою ошибку и тот факт, что сражались друг с другом, но пришли к выводу, что своей фатальной ошибкой они настолько ослабили свою армию, что теперь не могли оказать сопротивление Израилю, и поэтому наилучшее, что они могли сделать в создавшейся ситуации, это вернуться в свою страну, хотя всего 300 воинов удерживали их лагерь. Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним (Прит 28:1). Со всех сторон будут страшить его ужасы и заставят его бросаться туда и сюда (Иов 18:11).

Стихи 23-25. Данные стихи описывают последующие действия, сопутствовавшие этой славной победе.

1. Солдаты Гедеона, отпущенные из армии, возможно, начали расходиться по разным местам, но, услышав известие о бегстве врага, вновь собрались вместе и энергично преследовали тех, с кем у них не хватило смелости столкнуться лицом к лицу. Израильтяне из колена Неффалимова и Ассирова, участвовавшие в этом походе (ст. 23), не пришли издалека, а были теми же, которые согласились участвовать в походе (Суд 6:35), но были отчислены. Те, которые раньше были робкими и боялись воевать (ст. 3), теперь, когда наихудшее было позади, осмелели и были готовы участвовать в преследовании и делении добычи, хотя боялись участвовать в атаке. Те, которым не разрешалось сражаться (хотя они желали участвовать в сражении) и они были отстранены по повелению Бога, не были похожи на тех (2Пар 25:10), которые пошли назад в свое место, в пылу гнева; они ожидали возможности послужить, преследуя врага после победы, хотя не участвовали в основном сражении и были лишены этой славы.

2. Ефремляне пришли единодушно по призыву Гедеона и охраняли переправы через Иордан, чтобы не дать возможность врагу отступить в свою страну, а полностью истребить его и тем самым не допустить, чтобы Израилю впредь причинялось зло. Теперь, когда враг начал падать (Есф 6:13), можно было сказать: «Кончай с ними!» Они перехватили переправы через воду (ст. 24), то есть поставили солдат вдоль реки, чтобы мадианитяне, спасавшиеся бегством от преследователей, попадали в руки тех, кто ожидал их, чтобы перехватить. Это были ужас и яма и петля для них (Ис 24:17).

3. Ефремляне захватили и убили на этой стороне реки Иордан двух военачальников войска мадианитян (ст. 25). Похоже, их имена символизировали их характер: Орив означает ворон, а Зив волк (corvus и lupus). Во время бегства они нашли прибежище: один в ущелье скалы (Ис 2:21; Отк 6:15), а другой у точила, подобным образом Гедеон из страха перед ними прятал свое зерно у точила (Суд 6:11). Но место их прибежища стало местом их убийства, и память об этих событиях сохранилась для потомства в именах, данных этим местностям для их вечного позора: «Здесь пали князья Мадиамские».


Глава 8 из 22« Первая«789»Последняя »

Пожертвования на развитие сайта

Вы скачиваете книгу: Комментарии Мэтью Генри — Судей. Раздел: Комментарии Мэтью Генри на Ветхий Завет.

Скачать книги с Яндекс-диска:

Функцию "скачать всё" использовать не рекомендую по причине большого объёма информации. Предпочтительнее скачивать книги по разделам.