5 глава

Великим делом, для которого Бог воздвиг Соломона, было строительство храма, а богатство и мудрость дал, чтобы сделать царя пригодным к этому. И здесь ему в особенности предстояло выступить прообразом Христа, ибо Он «создаст храм Господень» (Зах 6:12). В этой главе мы находим описание приготовлений к строительству храма и других зданий. О золоте и серебре сполна позаботился его добрый отец, Соломон же должен заготовить древесину и камни, о чем он и договаривается здесь с царем Тира Хирамом. I. Хирам поздравил Соломона с восхождением на престол (ст. 1). П. Соломон сообщил ему о своих планах построить храм и выразил желание, чтобы Хирам снабдил его работниками, (ст. 26). III. Хирам согласился (ст. 7-9). IV. Таким образом, Соломон справляется со своим делом, а работники Хирама получают хорошую плату (ст. 10-18).

Стихи 1-9. Здесь приводится описание дружеских переговоров между Соломоном и Хирамом. Тир был известным торговым городом, расположенным прямо на берегу моря на границе с Израилем. Его жители (по-видимому) не относились к числу заклятых народов и не враждовали когда-либо с Израилем, и поэтому Давид никогда не пытался их уничтожить, но поддерживал с ними дружеские отношения. Здесь говорится, что Хирам был другом Давида во всю жизнь; и у нас есть основания думать, что он поклонялся истинному Богу и сам отказался (хотя и не мог искоренить) от идолопоклонства этого города. А Давид благодаря своему нраву вызывал симпатию даже у внешних. Итак, здесь мы узнаем, что:

I. Хирам отправил к Соломону послов с поздравлением (ст. 1). Он отправлял к нему, как это принято у правителей, послов, чтобы выразить соболезнования по поводу смерти Давида и установить связи с Соломоном после того, как тот унаследовал власть. Всегда полезно поддерживать дружбу и общение с семьями, в которых религия занимает самое важное место.

II. Соломон сделал Хираму деловое предложение, вероятно, через его собственных послов. Хирам сильно уступал Соломону в богатстве, славе и власти. Тем не менее Соломон воспользовался возможностью выразить ему свою признательность и попросить об услуге. Давайте же и мы никогда не будем смотреть с презрением на людей, которые занимают более низкое, чем мы, положение, потому что не знаем, возможно, вскоре будем в них нуждаться.

1. В послании Соломона Хираму первый знакомит второго со своими планами построить храм в честь Бога. Существует мнение, что язычники впервые стали строить храмы после появления скинии, воздвигнутой Моисеем в пустыне, и по ее образцу, а до того у них никаких храмов не было. Тем не менее лжебогам было построено много домов, прежде чем возвели этот храм в честь Бога Израилева, а значит, признаком истинной церкви служит отнюдь не внешнее великолепие. Соломон рассказывает Хираму, знавшему, о чем идет речь, что:

(1) Давиду мешали войны, которые тот вел, поэтому храм он не построил, хотя и замышлял (ст. 3). Войны отнимали у Давида много времени; он посвятил им немало мыслей и забот, постоянно нес из-за них расходы и привлекал к участию своих подданных, поэтому не смог бы заняться строительством храма должным образом; и, поскольку для религии это существенной роли не играло, ему пришлось оставить дело своему преемнику. Видите, как необходимо молиться, чтобы Господь даровал нам мирное время, ибо во время войны строительство евангельского храма обычно замедляется.

(2) С установившимся теперь миром у Соломона появилась возможность возвести храм, и поэтому он решил немедленно взяться за дело: ныне же Господь Бог мой даровал мне покой как внутри страны, так и за ее пределами; нет противника, нет сатаны (дословно), нет орудий сатаны, которым нужно противодействовать и которые могут нас отвлечь. Сатана делает все возможное, чтобы помешать работе храма (1Фес 2:18; Зах.ЗД), но когда он будет связан (0тк 20:2), тогда нам предстоит много дел. Давайте же и мы, пока нет препон, будем энергичны и усердны в добром служении. Пока церкви в покое, пусть они получают наставление (Деян 9:31). Дни мира и процветания подобны попутному ветру, и если мы им не воспользуемся, то нам придется нести ответственность. Божье провидение побудило Соломона размышлять о строительстве храма, дав ему богатство и свободное время, а Божье обетование вдохновило его. Бог сказал еще Давиду, что его сын построит дом имени Господа (ст. 5). И Соломон почитает за удовольствие заняться этим делом и не желает отказываться от чести, которую сулит данное обетование. Если нас заверят в успехе, то это послужит сильным побуждением в добром предприятии. Так пусть же Божьи обетования будут для нас стимулом в прилежном служении.

2. Соломон желает, чтобы Хирам помог ему в этом деле. Местом, откуда следовало доставить древесину, был Ливан величественный лес в северной части Ханаана, причем об этой земле явно говорится как о дарованной Израилю весь Ливан (Нав 13:5). Так что Соломон являлся собственником всех ее произведений. Не зря сказано, что кедры ливанские… насадил Господь (Пс 103:16), поскольку они предназначены в пользование Израилю, в частности для возведения храма. Но Соломон признался, что, хотя деревья и принадлежали ему, израильтяне не умели… рубить дерева так, как сидоняне, которые являлись подданными Хирама. Ханаан был землей пшеницы и ячменя (Втор 8:8), поэтому израильтяне занимались земледелием и совсем не имели опыта в промышленном производстве в таковом их превосходили сидоняне. Конечно, Израиль был мудрым и разумным относительно истин о Боге, тем не менее уступал своим соседям в премудростях ремесел. А истинное благочестие это дар небес, который ценится намного больше, чем наивысшее мастерство. Лучше быть израильтянином, сведущим в законе, нежели сидонянином, искусным в заготовке древесины. Но ситуация сложилась таким образом, что Соломон попросил Хирама прислать ему работников и обещал помогать им (рабы мои будут вместе с твоими рабами работать под их руководством) и платить им (и я буду давать тебе плату за рабов твоих)-, ибо трудящийся (даже в церковном служении, которое само по себе награда) достоин награды за труды свои. Похоже, что и евангельский пророк ссылался на эту историю, предсказывая славу Церкви в дни Мессии (Ис.60), где он пророчествует, что:

(1) сыновья иноземцев (то есть тиряне и сидоняне) будут строить стены евангельского храма (Ис 60:10). Среди язычников были воздвигнуты духовные служители для назидания тела Христова.

(2) Слава Ливана будет принесена, чтобы украсить его (Ис 60:13). Все внешние украшения и блага будут поставлены на службу интересам царства Христова.

3. Хирам принял это послание и дал ответ.

(1) Принял с огромным удовольствием: он очень обрадовался (ст. 7), что Соломон идет по стопам своего отца и осуществляет его планы и, вероятно, станет большим благословением для своего царства. Именно этому радовался благородный дух Хирама, а не просто перспективе получения личной выгоды от предложения Соломона. Он воздал Богу благодарность за то, что ему понравилось: благословен ныне Господь, Который дал Давиду (который и сам был мудрым человеком) сына мудрого для управления этим многочисленным народом! Здесь обратите внимание: [1] с каким удовольствием Хирам говорит о мудрости Соломона и о масштабах его владычества. Давайте же на этом примере научимся не завидовать другим, если они превосходят нас либо в своих достижениях, либо в умственных способностях. [2] Какое огромное утешение испытывают люди, желающие добра Божьему Израилю, когда видят, что религия и мудрость передаются из рода в род, особенно в великих семьях, которые имеют влияние на других! И когда так происходит, то надлежит воздать славу Господу. Если благочестивым родителям дается потомство от Бога (Мал 2:15), то это добрый знак и счастливое предзнаменование того, что передача благословения из рода в род не прервется.

(2) И с огромным удовольствием откликнулся на просьбу Соломона, дав ему желаемое и проявив готовность помочь в этом великом и добром деле, к которому приложил свою руку. Здесь приводится текст соглашения с Соломоном по этому вопросу, и по деталям такового можно судить о благоразумии Хирама. [1] Прежде чем дать ответ, Хирам размышлял над предложением: я думал над этим (англ. пер., ст.8). А кто заключает сделки поспешно, тот, как правило, впоследствии жалеет, что их уже нельзя отменить. И о добродетельной жене сказано, что сначала задумает она о поле и только потом приобретает его (Прит.З 1:16). Кто посвящает время размышлению, тот не тратит его впустую. [2] Хирам перешел к детальному изложению соглашения, чтобы впоследствии не было недоразумений, приводящих к ссоре. Соломон говорил о заготовке древесины (ст. 6), и Хирам согласился с этим (ст. 8), но ничего не сказано о доставке, а значит, этот вопрос нужно решить. Доставка по суше стала бы весьма трудоемкой и дорогостоящей, поэтому Хирам берется отправить древесину с Ливана по морю сплавлять вдоль берега. Водное сообщение дает торговле огромное преимущество, за которое надлежит славить Господа, научившего людей такой предусмотрительности. Обратите внимание, как четко составил Хирам договор. Соломон должен определить место, куда доставлять древесину, а Хирам возьмет на себя заботу об отправке и будет отвечать за безопасность груза. Сидоняне превосходили израильтян не только в заготовке древесины, но и в судоходстве, ибо Тир и Сидон поселились на выступах в море (Иез 27:3), а значит, у них лучше получалось отправлять грузы по воде. Tractant fabrilia fabri — У каждого художника есть свое ремесло. [3] И если Хирам берется за дело и исполнит все желание Соломона о деревах (ст. 8), то на законных основаниях ожидает от Соломона вознаграждения: «но и ты исполни мое желание, чтобы доставлять хлеб для моего дома (ст. 9) не только для работников, но и для моей собственной семьи». Если Тир помогает Израилю с умельцами, то Израиль пусть поможет ему с хлебом (Иез 27:17). Провидение мудро распорядилось таким образом, что одна страна нуждается в другой и получает от нее пользу, чтобы между странами устанавливались отношения и взаимная зависимость во славу нашего общего Покровителя Бога.

Стихи 10-18. Здесь сообщается:

I. О реализации соглашения между Соломоном и Хирамом. Каждая из сторон выполнила свои обязательства.

1. Хирам поставлял Соломону древесину согласно договору (ст. 10). Деревья принадлежали Соломону, но, возможно, materiam superabat opus мастерство ценилось выше, чем материалы. Поэтому здесь говорится, что деревья давал Хирам.

2. Соломон поставлял Хираму обещанное зерно (ст. 11). Именно таким образом следует искать правды (как говорилось раньше, Втор 16:20), чтобы обе стороны поступали справедливо в каждой сделке.

II. Об укреплении благодаря этому дружбы между двумя царями. Господь дал мудрость Соломону (ст. 12), которая была намного ценнее и лучше всего, что давал или мог дать ему Хирам; но за мудрость Хирам и полюбил его, и мудрость помогала Соломону проявлять любезность, так что дружелюбие обоих царей росло и превратилось во взаимовыгодный и прочный союз. Мы поступаем мудро, когда укрепляем дружбу с людьми, которых нашли честными и справедливыми, чтобы не убеждаться лишний раз, что новые друзья могут оказаться не такими верными и добрыми, как старые.

III. О работниках, которых Соломон привлек к заготовке материалов для храма.

1. Некоторые из них были израильтянами, выполнявшими более легкую и почетную работу они помогали рабам Хирама валить и выравнивать стволы деревьев. Соломон определил на эту работу 30 000 человек, которые трудились по очереди партиями по 10 ООО и после месяца работы два месяца отдыхали, чтобы восстановить силы и выполнить дела в собственном доме (ст. 13,14). Речь шла о служении на благо храма, тем не менее Соломон заботился, чтобы его подданные не перетруждались. Сильные мира сего должны учитывать, что их слуги нуждаются в отдыхе так же, как и они сами.

2. Некоторые были пленниками из других народов, которым предстояло носить тяжести и тесать камни (ст. 15), и мы не видим, чтобы у этих работников было время отдыха, как у первых, ибо они обречены на рабство.

3. Некоторые были наняты как начальники и надсмотрщики (ст. 16). Число таковых 3300, и на своем месте они так же полезны и необходимы, как и остальные работники на своем. В деле было занято много рук и много глаз, ибо в то время велась подготовка к строительству не только храма, но и остальных зданий, согласно планам Соломона, в Иерусалиме и здесь в лесах Ливана, а также в других местах его владений (о которых мы узнаем в гл 9:17-19). Соломон сам говорит о масштабности своих предприятий: я предпринял большие дела (Еккл 2:4), которые требовали такого огромного числа работников.

IV. О закладке фундамента храма; ибо именно на нем зиждется все здание, и поэтому с него начинают (ст. 17,18). По-видимому, Соломон сам присутствовал и руководил работами по закладке основания храма, и первый камень (как обычно поступали при строительстве знаменитых сооружений) закладывали в торжественной обстановке. И повелел царь привозить камни дорогие для основания дома; он не желал изменять себе ни в одном деле и, будучи щедрым, заложил или, вернее, спрятал в основании самые дорогие камни, хотя, если учесть, что их не видно, можно было обойтись и более дешевыми. Христос, Который положен в основание, назван камнем испытанным, краеугольным, драгоценным (Ис 28:16), а об основании Церкви сказано, что оно сделано из сапфиров (Ис 54:11, ср. Отк 21:19). Искренность, в которой проявляется совершенство нашего Евангелия, требует, чтобы мы строили на твердом основании и прилагали более всего сил в той части религиозного служения, которая скрыта от глаз людских.