Введение

Как и в Септуагинте, данная книга называется Четвертой Книгой Царств (в англ. пер. Вторая Книга Царей, так как ей предшествовали Первая Книга Самуила, Вторая Книга Самуила и Первая Книга Царей, прим. перев.) и является продолжением предыдущей; и существует мнение, что ей следовало бы начинаться с пятьдесят первого стиха предшествующей главы, в котором говорится о начале царствования Охозии. Третья Книга Царств начиналась блестяще, повествуя о славе Израильского царства, когда оно было еще единым; а у этой книги грустный конец, ибо она сообщает сначала о разорении царства Израиля, а затем и царства Иуды, которые уже долгое время существовали порознь, а «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет». Тем не менее начало этой книги украшают великие дела Елисея, подобно тому как последнюю часть предыдущей прославили великие дела Илии. Эти пророки затмили своих правителей, и поэтому повествование главным образом построено вокруг их славных деяний. Здесь мы узнаем:

(1) как по слову Илии сошел огонь с неба и как сам пророк был вознесен в огненной колеснице на небо (гл.1,2). (II) О множестве чудес, которые совершил Елисей для правителей и народа, для израильтян и иноземцев (гл.3-7). (III) О помазании на царство Азаила и Ииуя: первого для наказания Израиля, второго чтобы положить конец дому Ахава и поклонению Ваалу (гл.8-10). (IV) О правлении разных царей в Иудее и Израиле (гл.11-16). (V) О пленении десяти колен (гл.17). (VI) О благочестивом и славном царствовании Езекии (гл.18-20). (VII) О нечестивом царствовании Манассии и благочестивом Иосии (гл.21-23). (VIII) О разрушении Иерусалима вавилонским царем (гл.24-25). Разные события, о которых поведала данная книга, подтверждают наблюдение, сделанное Соломоном: праведность возвышает народ, а беззаконие бесчестие народов.