18 глава

В предшествующей главе говорилось о преданности Давида Господу и приводилась его молитва; непосредственно за этим, как и следовало ожидать, говорится о его успехах. Ибо кто сначала ищет царства Божия и правды его, как Давид, тому приложатся блага, которые Бог сочтет полезными. Здесь мы узнаем:

(I) об успехах Давида за границей. Он победил филистимлян (ст. 1), моавитян (ст. 2), царя Сувского (ст. 3,4), сирийцев (ст. 5-8), сделал своим данником царя Имафа (ст. 9-11), поразил идумеев (ст. 12,13). (II) О его успехах дома. Двор и царство Давида процветали (ст. 14-17). Такие же сведения мы находим во 2Цар.8.

Стихи 1-8. После сего, как здесь сказано (ст. 1), Давид совершил великие подвиги. После приятного общения с Богом словом и молитвой, как говорится в предыдущей главе, Давид продолжил свое дело с необычайной энергией и храбростью, завоевывая и побеждая. Подобным же образом после своего видения отправился в путь Иаков (Быт 29:1). Мы уже говорили об этих победах, а сейчас отметим лишь (1) те, в результате которых были наконец повержены давние враги Израиля Божия. На протяжении нескольких поколений израильтянам сильно досаждали филистимляне, но теперь Давид поразил их (ст. 1). Таким же образом и Сын Давидов низложит все противящиеся ему начальства, власти и мироправителей, и самые злостные враги падут перед Ним.

(2) Как часто из-за ненадежности этого мира люди теряют богатство и власть, когда думают укрепить их. Адраазар потерпел поражение, когда шел утвердить власть свою (ст. 3).

(3) Что ненадежен конь для спасения, как заметил Давид (Пс 32:17) и, похоже, сам верил сказанному, ибо разрушил все колесницы (ст. 4). Приняв решение не полагаться на таковые (Пс 19:8), он не использовал их.

(4) Как враги Божьей Церкви губят себя, помогая друг другу (ст. 5). Сирийцы из Дамаска потерпели поражение, когда пришли на помощь Адраазару. Когда враги таким образом идут, взявшись за руки, то не только не останутся безнаказанными, но и будут собраны, как снопы на гумно (Мих 4:11,12).

(5) Как подчас оказывается, что богатство грешника сберегается для праведного. Упомянутые сирийцы приносили Давиду дань (ст. 6). Их золотые и медные щиты были доставлены в Иерусалим (ст. 7,8). Подобно тому как раньше скиния была устроена за счет добычи, взятой у египтян, теперь богатство других языческих народов пошло на строительство храма, и это является добрым знаком «выгодного вложения» язычников в Евангельскую Церковь.

Стихи 9-17. Здесь нам предстоит усвоить урок, что (1) в наших интересах стать друзьями людей, наслаждающихся Божьим присутствием. Царь Имафа, услышав об огромном успехе Давида, стал искать его благосклонности и прислал ему поздравление вместе со щедрым даром (ст. 9,10). Бесполезно соперничать и с Сыном Давидовым. Почтите Сына, чтобы Он не прогневался; пусть цари и судьи земли и все подчиненные им народы будут такими же мудрыми и рассудительными. Дары, которые нам надлежит приносить Ему, отнюдь не сосуды золотые, серебряные, как здесь (ибо Христос принимает и тех, кто не может принести подобные дары), а свое сердце и искреннюю любовь всего себя без остатка нужно представить Ему в жертву живую.

(2) Чем Бог благословляет нас, тем и мы должны почтить Его. Дары друзей, равно как и добычу от врагов, посвятил царь Давид Господу (ст. 11), то есть оставил их на строительство и украшение храма. На самом деле то, что мы посвящаем Богу и используем во славу Ему, принадлежит нам и приносит наибольшее благо. Пусть наши торговля и прибыль будут посвящаемы Господу (Ис 23:18).

(3) Кто отправляется в путь вместе с Богом, тот, куда бы он ни шел, вправе рассчитывать на успех и защиту. Выше было сказано (ст. 6), а здесь повторяется, что Господь помогал Давиду везде, куда он ни ходил (ст. 13). Чьи глаза всегда смотрят на Бога, на того и Бог всегда обращает Свой взор.

(4) Бог дает людям власть не для того, чтобы они выглядели великими, а чтобы имели возможность творить добро. Когда Давид царствовал над всем Израилем, то творил суд и правду всему народу своему и таким образом соответствовал цели своего восхождения на престол. Он не сосредоточился на своих завоеваниях в других странах настолько, чтобы пренебрегать отправлением правосудия дома. Таким образом он служил целям царства провидения и Богу, Который воссел на престоле, Судия праведный; и в этом Давид стал выдающимся прообразом Мессии, жезл царства Которого жезл правоты.