21 глава

Как мы уже отметили, в этом повторном изложении событий не упоминается грех Давида в деле с Урией; к тому же ничего не говорится о бедах, постигших его семью впоследствии; ни слова не сказано о мятеже Авессалома и о бунте Савея. Зато повествуется о совершенном Давидом грехе исчисления народа, потому что когда зашла речь об искуплении этого греха, то было дано косвенное указание на место, где надлежало возвести храм. Здесь говорится:

(I) о грехе Давида, состоявшем в том, что он заставил Иоава исчислить народ (ст. 1-6). (II) О скорби Давида, как только он осознал греховность содеянного (ст. 7,8). (III) О печальной дилемме (вернее, «трилемме»), которая предстала перед Давидом, когда ему пришлось выбирать наказание за этот грех каким жезлом его бить (ст. 9-13). (IV) Об ужасном опустошении страны в результате мора, от которого едва удалось спастись Иерусалиму (ст. 14-17). (V) О покаянии и жертвоприношении Давида в связи с этим и о прекращении губительной язвы (ст. 18-30). Эту приводящую в ужас историю мы читали во 2Цар.24 и размышляли над ней.

Стихи 1-6. Казалось бы, что плохого в исчислении народа? Почему бы пастырю и не знать численность своего стада? Но Бог смотрит на это не так, как человек. Очевидно, что Давид поступил неправильно и вызвал у Бога сильное раздражение, ибо делал это от гордыни своего сердца; а грех гордыни являет собой самое сильное противоречие Богу и наносит Ему огромное оскорбление. Этот грех совершил Давид, и лишь на нем лежит вина. Однако здесь мы узнаем:

1. Как активно действовал искуситель: и восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида (ст. 1). Кроме того, сказано: гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида дать приказ об исчислении (2Цар 24:1). Нужно видеть и признавать праведные суды Божии даже в грехах и неправедности людей. Мы уверены, что Бог не является инициатором греха Он не искушает никого; а, значит, когда говорится, что Он побудил к такому поступку, то следует объяснить на основании подразумеваемого в этой главе, с какой мудрой и святой целью Господь позволил дьяволу сделать это. Здесь представляется возможным проследить, где берет начало этот грязный поток. Нет ничего странного в том, что сатана враг Бога и всякого блага восстал на Израиля; именно к этому он постоянно стремится, чтобы уменьшить силу и число и затмить славу Израиля Божия, для которого он сатана непримиримый противник. Однако нас должно удивить то обстоятельство, что ему удалось повлиять на Давида мужа по сердцу Божьему, чтобы он совершил ошибку. Казалось бы, Давид мог относиться к числу людей, которых лукавый не коснется. Но нет, даже лучшие из святых не должны считать себя недосягаемыми для искушений сатаны, пока не попадут на небеса. Итак, когда сатана задумал причинить Израилю зло, то какие действия предпринял? Он не стал возбуждать Бога против него, чтобы погубить его безвинно (как в ситуации с Иовом, Иов 2:3), но побудил самого Давида, наилучшего друга израильтян, исчислить их и таким образом оскорбить Бога и настроить Его против них. Следует заметить:

(1) когда сатана искушает нас согрешить против Бога, то причиняет нам больше зла, чем когда обвиняет нас перед Господом. Он губит людей исключительно их собственными руками.

(2) Наихудшее зло, которое сатана может причинить Божьей Церкви, это искусить ее руководителей к гордыне; ибо трудно представить, к каким фатальным последствиям приводит грех гордыни, особенно у церковных лидеров. А вы не так (Лук 22:26).

II. Сколь пассивным было орудие исполнения. Иоав, которого Давид задействовал в переписи, принимал активное участие в делах общества; но в данной ситуации его заставили совершить исчисление, и делал он это крайне неохотно.

1. Он открыто выразил свой протест, прежде чем приступил к исчислению. Никто так охотно не брался за дела, содействовавшие чести царя и благосостоянию царства, как Иоав, но в данном случае он предпочел бы, чтобы его освободили. Ибо (1) исчисление не имело смысла. В нем совершенно не было надобности. Бог обещал умножить израильтян и не желал, чтобы кто-либо ставил исполнение обетования под сомнение. Все они были Его слугами, и не нужно, чтобы Он Сам усомнился в их любви и преданности. Господь мог по Своему желанию сделать сильным любое число.

(2) Исчисление было опасным. Оно могло побудить израильтян к злоупотреблениям и настроить против них Бога. Иоав опасался этого, тогда как сам Давид нет. Самые сведущие в Божьем законе не всегда отличаются проницательностью в применении такового.

2. Он утомился от этого дела еще до его окончания, потому что царское слово противно было Иоаву (ст. 6). Было время, когда все, что делал царь, нравилось всему народу (2Цар,3:36). Но нынешние распоряжения Давида не находили всеобщего одобрения, что и укрепило неприязнь Иоава к таковым. Поэтому, несмотря на то что результаты переписи оказались впечатляющими, у него не было желания довести дело до конца, и два колена остались неисчисленными (ст. 5,6), причем речь идет о важных коленах Левия и Вениамина; и, наверно, при переписи остальных Иоав не проявлял особой точности, так как делал это без удовольствия; возможно, именно по этой причине мы находим расхождения в данных, приведенных здесь и во 2Цар 24:9.

Стихи 7-17. За исчисление народа над Давидом навис жезл карающий жезл, призванный выбить из него поселившуюся в сердце глупость глупость гордыни. Давайте сделаем краткий обзор того:

I. Какое наказание его постигло. Если любимые дети Господа совершают проступки, то их ждет расплата.

1. Давиду дали понять, что Бог недоволен; а такой благочестивый человек, как Давид, не сочтет это за мелкое недоразумение (ст. 7). Бог все замечает, и Ему неугодны грехи Его народа; и самый неугодный Ему грех это гордыня сердца; а если благодатная душа понимает, что вызвала недовольство Бога, то для нее нет ничего более смиряющего, прискорбного и болезненного, чем это.

2. Давид поставлен перед выбором между наказанием войной, голодом или болезнью, ибо наказание неминуемо, и одно из трех перечисленных будет наведено. И для еще большего смирения он поставлен в весьма затруднительное положение выбора между тремя судами, размышления о каждом из которых приводят, вне всякого сомнения, в неописуемый ужас.

3. Давид узнает, что в течение нескольких часов 70000 его подданных умерли от язвы (ст. 14). Он гордился огромной численностью своего народа, но Божье правосудие предприняло действия, чтобы их стало меньше. То, чем мы гордились, отнимается от нас, становится слабее или приносит нам страдания и вполне заслуженно. Давиду захотелось непременно узнать число своих людей: пойдите исчислите Израильтян… и представьте мне, чтоб я знал число их. Но теперь Бог исчислил их другим образом пересчитал мечом (англ. пер., Ис 65:12). И Давиду представили другие данные, которые совсем не удовлетворили его, но, скорее, привели в замешательство, а именно число умерших, черную таблицу смертности, издержки его переписи.

4. Давид видит ангела-губителя с мечом, простертым на Иерусалим (ст. 16). Конечно, это привело его в ужас, так как стало зримым образом гнева Небес и грозило полным уничтожением любимому городу. Эпидемии приводят к наиболее ощутимому опустошению самых густонаселенных мест. Вид ангелов даже сильных людей приводил в трепет, хотя они приходили с миром и дружеской услугой. Какое тогда страшное зрелище являет собой ангел с обнаженным мечом в руке, причем с мечом огненным, подобным тому, который у херувима, обращающимся во все стороны, ведь ангел стоит на пути к древу жизни! Когда мы подвергаемся Божьему гневу, против нас вооружаются святые ангелы, хотя мы, в отличие от Давида, их и не видим.

II. Как Давид перенес наказание.

1. Его раскаяние в грехе было сильным и искренним, он усердно молился о прощении (ст. 8). Теперь, когда Давид признал, что согрешил согрешил очень сильно, и поступил неразумно весьма неразумно, он умоляет: какое бы наказание его ни постигло, с этим беззаконием должно быть покончено.

2. Он согласен на наказание за это беззаконие: «да будет рука Твоя на мне и на доме отца моего (ст. 17). Я покоряюсь жезлу, и пусть только я пострадаю, потому что согрешил; вина на моей голове пусть меч укажет на нее».

3. Давид отдался на милость Божью (хотя знал, что Господь гневается на него) и не позволил себе считать Бога жестоким. Как бы там ни было, но пусть лучше впаду в руки Господа, ибо весьма велико милосердие Его (ст. 13). Благочестивые люди думают о Боге хорошо даже тогда, когда Он сердится на них. Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться.

4. Давид проявил нежную заботу о народе и скорбел всем сердцем, когда увидел, что люди страдают за его преступление: а эти овцы что сделали?

Стихи 18-30. Здесь мы узнаем об окончании конфликта и о примирении Давида с Богом после покаяния. Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой.

1. Казнь была остановлена (ст. 15). Когда Давид раскаялся в грехе, Бог раскаялся о наказании и велел ангелу-губителю: возврати меч твой в ножны его (ст. 27).

2. Давиду дано указание поставить жертвенник на гумне Орны (ст. 18). Ангел велел пророку Гаду сообщить Давиду это указание. Тот же ангел, который от имени Бога вел войну, теперь охотно начинает переговоры о мире, ибо ангелы не желают бедственного дня. Ангел мог бы передать указание лично Давиду, но предпочел сделать это через провидца, чтобы удостоить чести служение пророка. Подобным же образом откровение Иисуса Христа было передано ангелом Иоанну, а Иоанн передал его церквам. Повеление о том, чтобы Давид поставил жертвенник, служило благословенным знаком примирения; ибо если бы Богу было угодно убить Давида, то Он не стал бы предписывать жертвоприношение, потому что не принял бы жертву из его рук.

3. Давид тотчас же договорился с Орной о покупке упомянутого гумна, так как он не хотел служить Господу за счет других людей. Орна великодушно предложил отдать его бесплатно, и не только, чтобы угодить царю, но и потому, что сам увидел Ангела (ст. 20);

причем это зрелище так его напугало, что он вместе с четырьмя своими сыновьями спрятался, ибо не мог вынести яркого сияния его славы и боялся обнаженного меча. Итак, во власти страха Орна готов сделать что угодно ради искупления. Кто ощущает ужасы Господни должным образом, тот сделает все от него зависящее для содействия религии и будет поощрять любые методы примирения ради отвращения Божьего гнева.

4. Бог подтвердил, что принимает жертву, принесенную Давидом на этот жертвенник. Господь ответил, послав огонь с неба (ст. 26). Символом отвращения Божьего гнева послужил огонь, который мог бы сойти на грешника, но сошел на жертву и поглотил ее; и после этого карающий меч вернулся в ножны. Подобным же образом и Христос сделался грехом и проклятием за нас, и Богу было угодно поразить Его, чтобы благодаря Ему Господь стал для нас не огнем пожирающим, а примирившимся с нами Отцом.

5. Давид продолжал приносить жертвы на этот алтарь. Медный жертвенник, сделанный Моисеем, находился в Гаваоне (ст. 29), и все жертвоприношения Израиля совершались там; но Давид так испугался, увидев ангела с мечом, что не мог пойти туда (ст. 30). Когда началось поражение, дело требовало поспешности. И Аарону пришлось идти быстро, даже побежать, чтобы заступиться за народ (Числ 16:46,47). В данной ситуации дело было таким же неотложным, поэтому у Давида не было времени идти в Гаваон он не рискнул оставить ангела с мечом, простертым на Иерусалим, чтобы на город не обрушился фатальный удар еще до его возвращения. И поэтому Бог из сострадания к Давиду велел поставить жертвенник прямо на этом месте, позволив, с учетом бедственного положения, отступление от собственного закона относительно жертвенника, и принял жертвоприношение, совершенное на новом алтаре, который был поставлен не в противовес, а в помощь Моисееву. Мы должны стремиться к единству как к таковому, а не к его символам. Более того, когда беда миновала, то Давид (по всей видимости) продолжал совершать жертвоприношения в этом месте до самой смерти (хотя жертвенник все еще находился в Гаваоне), ибо Бог принял принесенные на нем жертвы и подтвердил, что они Ему угодны (ст. 28). Хорошо, если мы продолжаем совершать служение, во время которого ощутили знаки Божьего присутствия и убедились, что Господь поистине с нами. «Бог милостиво посетил меня здесь, и поэтому я буду ожидать новой встречи с Ним».