14 глава

В данной и двух следующих главах приводится история царствования Асы благочестивого и длительного царствования. В этой главе описано:

(1) его благочестие (ст. 1-5);

(II) политика его руководства (ст. 6-8);

(III) его процветание. Особенно детально описана его славная победа, одержанная над ефиоплянами, выступившими против него (ст. 9-1 5).

Стихи 1-8. В данных стихах описывается:

I. Характер Асы в общем (ст. 2): «Делал Аса доброе и угодное в очах Господа, Бога своего».

1. Он старался угодить Богу, чтобы Тот одобрил его. Блаженны те, которые живут по этому принципу и делают доброе не только в своих глазах или в глазах мира, но и в очах Бога.

2. Он постоянно видел устремленные на него глаза Господа, и это в значительной степени помогло ему поступать хорошо и правильно.

3. Бог благосклонно принял его дела и одобрил его поведение как хорошее и правильное.

II. Благословенное дело реформации, к которому он приступил сразу же, как только взошел на престол.

1. Он упразднил и искоренил идолопоклонство. С тех пор как в последние годы своего правления Соломон допустил идолопоклонство, ничего не делалось для его подавления, и поэтому мы допускаем, что оно укоренилось. Чужим богам поклонялись и строили жертвенники; им ставили истуканов и делали рощи; и хотя благодаря священникам богослужения в храме проводились (2Пар 13:10), но многие люди пренебрегали ими. Как только власть оказалась в руках Асы, он решил, что самое главное уничтожить истуканы и жертвенники идолопоклонников (ст. 3,5);

они сильно раздражали ревнивого Бога и были большим искушением для беспечного и легкомысленного народа. Уничтожив идолы, он надеялся изменить идолопоклонников, а не погубить их.

2. Он восстановил и утвердил чистое поклонение Богу; и так как священники выполняли свои обязанности и служили у Божьего жертвенника, то он обязал народ выполнять свой долг (ст. 4) и повелел взыскать Иудеям Господа, Бога отцов своих, а не богов языческих, исполнять закон Его и заповеди, то есть соблюдать все божественные постановления, которыми большинство из них пренебрегало. Благодаря этому спокойно было при нем царство (ст. 5). Хотя они очень любили своих идолов и не хотели с ними расставаться, но обличения совести встали на сторону повелений Асы, и из стыда они не могли отказаться повиноваться им. Отметьте: кто имеет в руках власть и энергично использует ее для подавления нечестия и изменения образа жизни, тот не столкнется с трудностями и оппозицией, которых опасался. Порок скользкая вещь, а добродетель имеет на своей стороне достаточно благоразумия, чтобы заградить уста всякому нечестию (Пс 106:42).

III. Мир в его царстве после постоянных военных тревог на протяжении двух последних царствований: во дни его покоилась земля десять лет (ст. 1);

она не воевала с царством Израиля, которое так и не оправилось после удара, нанесенного во время последнего правления. Победа Авии, которая благодаря Богу приписывалась его смелости и отваге, заложила основание для мира во время царствования Асы, что было наградой за его благочестие и реформацию. Хотя Авия не был религиозным человеком, но он стал инструментом, подготовившим путь для человека религиозного. Если бы Авия не одержал победу, в результате чего земля покоилась, то Асе не удалось бы ее реформировать, ибо inter arma silent leges среди грохота оружия голос закона не слышен.

IV. Он должным образом использовал мирное время: «Спокойна была земля, так как Господь дал покой ему». Отметьте: если Бог дарует тишину, то кто сможет возмутить eel (Иов 34:29). Безусловно, покой имеют те, кому Бог дает его; мир те, кому Христос дает его, но не так, как мир дает (Иоан 14:27).

1. Аса обращает внимание, что покой, который они имеют, это дар от Бога: «Он дал нам покой со всех сторон». Отметьте: мы должны благодарить Бога за покой в теле и разуме, в семье и стране, которым Он нас благословляет. Этот покой награда за начатую реформацию: «Мы взыскали его и Он дал нам покой». Отметьте: мы должны рассматривать упреки провидения как средство, обуздывающее нас на злом пути, а улыбки провидения как средство для ободрения в том, что мы делаем хорошо (см. Агг 2:18,19; Мал 3:10). Мы на собственном опыте убеждаемся, что благо взыскать Господа, ибо это даст нам покой. Стремясь завладеть этим миром, мы будем испытывать только недовольство.

2. Он посоветовался с народом через его представителей, каким образом лучше воспользоваться нынешними лучами мира, и они пришли к совместному выводу, (1) что не должны бездельничать, а заняться делом. В мирное время нужно трудиться, ибо мы всегда должны быть чем-то заняты. Когда не было войны, он сказал: «Давайте строить». Когда церкви были в покое, то умножались (Деян 9:31). Когда меч вложен в ножны, то следует взять в руки кельму.

(2) Что не должны считать себя в безопасности, а готовиться к войне. Во времена мира мы должны готовиться к бедствию и ожидать, что оно хранится для нас. [1] Он укрепил главные города стенами с башнями, с воротами и запорами (ст. 7). «Давайте займемся этим делом, говорил он, пока земля еще наша», то есть пока есть возможность заняться этим и ничто не препятствует нам. Он говорил так, словно ожидал, что беда тем или иным образом придет, когда будет слишком поздно укрепляться, и они порадуются тому, что это сделано. И стали строить, и имели успех. [2] У него была хорошая армия, готовая выйти на поле боя (ст. 8). Это была не регулярная армия, а обученные военизированные отряды со всей страны. Иуда и Вениамин были тщательно осмотрены, и Вениамин, которого совсем недавно называли Вениамином младшим (Пс 67:28), теперь имел почти столько же воинов, сколько Иуда так поразительно это колено умножилось за последнее время. Благословение Божье может из малого сделать тысячу. Похоже, эти два колена были по-разному вооружены, но оба для наступательных и оборонительных действий. Мужи Иуды вооружились маленькими щитами, а мужи Вениамина большими щитами (3Цар 10:16,17). В столкновениях с врагом мужи Иуды сражались копьями, а мужи Вениамина доставали луки, чтобы поражать врага на расстоянии. Оба колена хорошо служили и не говорили друг другу: «Ты мне не надобно». Различные дары и занятия даются для общего блага.

Стихи 9-15. I. Но вот грозная армия ефиоплян потревожила мир царства Асы и напала на него (ст. 9,10). Хотя в то время они продолжали искать Бога, но их поразил страх, дабы испытать их веру в Бога и дать Ему возможность совершить для них великое дело. Против них выступило огромное количество ефиоплян: их войско состояло из 1000 ООО мужей; и теперь Аса убедился, насколько выгодно иметь армию, готовую выступить в такое трудное время. Приготовления, которые в настоящее время кажутся ненужными, вскоре могут оказаться большим преимуществом.

IIПо поводу грозного облака, нависшего У него над головой, Аса воззвал к Богу (ст. 11). Кто ищет Бога в день мира и процветания, тот может со святым дерзновением возопить к Нему в день бедствия и назвать Его своим Богом. Его молитва краткая, но очень содержательная.

1. Он прославляет Бога за Его безграничную власть и силу: «Господи! Не в твоей ли силе помочь и спасти через многих или немногих, через могущественных или не имеющих силы» (см. 1Пар 14:6). Бог совершает дела Своей силой, а не силой задействованных Им инструментов (Пс 20:14);

более того, Его слава помогать наислабейшему и из уст младенцев и грудных детей устроить себе хвалу. Мы не говорим: «Господи, стань на нашу сторону, ибо мы имеем для Тебя хорошую армию, через которую Ты сможешь действовать», а: «Господи, стань на нашу сторону, ибо без Тебя у нас нет сил».

2. Он крепко держится заветных отношений с Господом как с Богом своего народа: «Гэсподи, Боже наші»; и вновь: «Ты Бог наш, Которого мы избрали и к Которому прилепились как к своему Богу; Ты пообещал быть нашим Богом».

3. Он ссылается на то, что они уповают на Бога и в данном походе взирают только на Него. Аса хорошо подготовился к сражению, но не уповал на свои приготовления: «Господи, мы на Тебя уповаем, и во имя Твое мы вышли против множества сего, имея предписание от Тебя, стремясь прославить Тебя и уповая на Твою силу».

4. Он старается заинтересовать Бога в их деле: «Да не превозможет Тебя человек человек смертный (дословно). Если враг одолеет нас, то скажут, что он одолел и Тебя, потому что ты наш Бог, мы полагаемся на Тебя и выступаем во имя Твое; Ты ободрял нас сделать это. Враг человек смертный, так покажи, что он является неравным противником для бессмертного Бога. Господи, сохрани Свою славу; да святится имя Твое».

III. Бог даровал ему славную победу над врагами.

1. Он поразил врага и привел его армию в беспорядок (ст. 12): «Поразил Господь Ефиоплян, поразил их ужасом и непонятным оцепенением, и поэтому они бежали, не зная почему и куда».

2. Аса со своими воинами воспользовался преимуществом, полученным от Бога, в сражении с врагом и (1) уничтожил их. Ефиопляне пали пред Господом (ибо кто может устоять перед Ним?) и перед воинством Его: то ли перед невидимым воинством ангелов, задействованных в их уничтожении, то ли перед воинством Израиля, названном воинством Господним, потому что Господь признал его.

(2) Они ограбили их стан и набрали добычи великое множество, взяв то, что принадлежало убитым и находилось в их обозе.

(3) Они разрушили все города, сотрудничавшие с врагом, куда те бежали, надеясь скрыться, и вынесли из них весьма много добычи (ст. 14);

те не могли оказать никакого сопротивления, потому что напал на них ужас от Господа, то есть страх Господень поразил их в такой степени, что они не могли сопротивляться победителям.

(4) Они угнали множество стад из вражеской страны (ст. 15). Так богатство грешника сберегается для праведника.


Глава 15 из 37« Первая«141516»Последняя »