Введение

В двух предшествующих книгах мы узнали, как Божье провидение заботилось об иудеях, вернувшихся из пленения на собственную землю, и какие великие дела и милости совершались для них. Но многие оставались в стране пленения, так как ревновали о Божьем доме, о святой земле и городе не настолько сильно, чтобы решиться на преодоление тягот переезда. Казалось бы, таковых следовало исключить из сферы действия Божьей защиты, как недостойных называться израильтянами; но Бог поступает с нами не так, как того заслуживает наша глупость и немощность. В этой книге мы узнаем, что Господь позаботился не только о вернувшихся в землю иудейскую, но даже и о тех, которые рассеялись на территории языческих государств, и хранил их, когда они были обречены на погибель, как овцы на заклание. Кто записал эту историю, точно сказать нельзя. Мардохей, как и любой человек, мог рассказать о некоторых известных ему событиях; quorum pars magna fuit в чем и сам принимал большое участие; и он составил описание таковых постольку, поскольку счел необходимым проинформировать свой народ о том, на каком основании стали праздновать Пурим; и об этом говорится: описал Мардохей эти происшествия и послал письма ко всем Иудеям (гл 9:20);

поэтому у нас есть основание полагать, что он являлся автором всей книги. В ней мы находим повествование о заговоре против иудеев, целью которого было их полное истребление, и о том, как таковой был расстроен по дивному стечению обстоятельств. Наиболее исчерпывающее объяснение можно найти, если вдумчиво прочесть книгу от начала и до конца в один присест, ибо более поздние события поясняют предыдущие и открывают стоявший за ними замысел провидения. В этой книге мы не найдем имени Бога; но апокрифическое дополнение к ней (которое написано не на иврите и не вошло в иудейский канон Писания), состоящее из шести глав, начинается словами: и сказал Мардохей: «от Бога было это». И хотя в книге не упоминается имя Бога, тем не менее перст Божий, направляющий ход вещей таким образом, чтобы все содействовало освобождению Его народа, присутствует везде. Подробности описываемых событий не только любопытны и занимательны, но и способствуют назиданию и воодушевлению Божьего народа в вере в самые трудные и опасные времена. В наше время мы не можем рассчитывать на чудеса, подобные тем, которые совершались для Израиля, чтобы вывести его из Египта, но мы вправе ожидать, что Бог до сих пор будет защищать свой народ точно так же, как тогда, когда Он расстроил замысел Амана. В этой книге мы узнаем:

(1) как Есфирь стала царицей, а Мардохей большим человеком при дворе, ибо им предстояло послужить орудиями задуманного Богом избавления (гл.1,2). (И) О хитрости амаликитянина Амана и о провокации, которую он устроил, чтобы получить приказ об истреблении всех иудеев (гл.З). (Ill) О тяжелом положении, в котором оказались после этого иудеи, особенно патриоты (гл.4). (IV) О том, как потерпел поражение замысел Амана против Мардохея (гл.5-7). (V) О поражении общего замысла против иудеев (гл.8). (VI) Как позаботились о том, чтобы увековечить эти события в памяти (гл.9,10). Эта история в целом подтверждает наблюдение псалмопевца: нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими: Господь же посмеивается над ним. ибо видит, что приходит день его (Пс 36:12,13).