18 глава

В данной главе Вилдад вновь нападает на Иова. В своем первом рассуждении (гл.8) он ободряет друга надеяться, что все с ним будет хорошо, а в данной главе не звучит ничего подобного; он стал более раздражительным, а аргументы Иова не только не убеждают, а еще больше приводят его в ярость. I. Вилдад резко обвиняет Иова в том, что он заносчив, несдержан и упрямо придерживается своего мнения (ст. 14). II. Он подробно излагает доктрину о бедственном положении нечестивых и сопутствующей им гибели, которой раньше придерживался (ст. 5-21). Похоже, при этом он подразумевает жалобы Иова на свое бедственное положение: он оказался во тьме, в замешательстве, в сети, напуганный и спешно покидающий этот мир. «Такова участь нечестивых людей, говорит Вилдад, и поэтому ты являешься одним из них».

Стихи 1-4. В данных стихах Вилдад стреляет своими стрелами горькими словами в адрес бедного Иова, мало задумываясь о том, что хотя был мудрым и благочестивым человеком, но в данной ситуации служил планам сатаны, добавляя Иову страданий.

I. Он обвиняет его в пустых и бесконечных разговорах, как ранее Елифаз (Иов 15:2,3): «Когда же положите вы конец таким речам?»(ст. 2). Своими словами он бросает тень не только на Иова, но на всех, принимавших участие в разговоре (возможно, полагая, что Елифаз и Софар не были достаточно убедительны в своих размышлениях), или на когото из присутствующих, принявших сторону Иова и говоривших ранее и теперь в его защиту, хотя об этом не записано. Вилдад устал слушать других и не мог дождаться, когда настанет его очередь; и нам не следует хвалить его за это, ибо мы должны с готовностью слушать других и не стремиться выступить. Часто один из соперников монополизирует репутацию человека мудрого, а затем настаивает на ней как на праве быть диктатором. Все видят, когда другие подобным образом неприлично ведут себя, но лишь немногие, виновные в этом, замечают это качество в себе. Было время, когда во всех спорах последнее слово было за Иовом (Иов 29:22): «После слов моих уже не рассуждали». Тогда он процветал и был при власти, но теперь, когда обеднел и стал презренным человеком, ему вообще не разрешалось говорить, и все, что он говорил, теперь осуждалось так же, как раньше превозносилось. Поэтому, как утверждают в мире, хороша мудрость с наследством (Еккл 7:11), ибо мудрость бедняка пренебрегается (потому что он бедный), и слов его не слушают (Еккл 9:16). П. Он не обращал внимание на то, что было сказано ему; это подразумевают его слова: «Обдумайте, и потом будем говорить». Нет смысла говорить, даже если сказанное было весьма убедительно, если те, кому это предназначено, не обдумывают и не обращают на него внимания. Пусть ухо слушает, подобно учащимся, и тогда язык обученного сослужит добрую службу (Ис 50:4), а не наоборот. Когда рассказывающие об истинах Бога видят, что слушающие внимательны, это ободряет их.

III. Он говорит с высокомерным презрением и пренебрежением к своим друзьям по поводу ими сказанного (ст. 3): «Зачем считаться нам за животных?» Это было возмутительно. Правда, что Иов назвал их насмешниками (в англ.пер.), отозвался как о недальновидных и недоброжелательных людях, которым недоставало человеческого благоразумия и сострадательности, но он не называл их животными; тем не менее именно так Вилдад представляет его слова, (1) потому что они возмутили его высокомерный дух, словно были в высшей степени оскорбительными. Гордые люди склонны считать, что ими пренебрегают больше, чем есть на самом деле.

(2) Потому что его вспыльчивый дух стремился найти повод, чтобы придраться к Иову. Кто склонен быть суровым к другим, тот думает, что другие сперва были суровыми к нему.

IV. Он возмущен до глубины души: «Во гневе он терзал себя» (ст. 4, англ.пер.). Похоже, так сильно его разгневали сказанные ранее слова Иова (Иов 13:14): «Для чего мне терзать тело мое зубами моими?», и он говорит: «Это моя ошибка». Или он осуждает Иова за слова: «Гнев Его терзает меня» (Иов 16:9), где тот, похоже, обвиняет Бога или, как думают некоторые, Елифаза. «Нет, говорит Вилдад, ты один будешь нести его». Во гневе он терзал себя. Отметьте: гнев это грех, который является и наказанием. Раздражительные и невоздержанные люди терзают и мучат себя. Он терзал душу свою (дословно);

каждый грех (в частности, необузданная страсть) ранит душу, терзает ее и причиняет ей зло (Прит 8:36). V. Он собирался гордо и высокомерно указывать даже Провидению: «Неужели для тебя опустеть земле? Конечно, нет; нет повода изменять привычный ход природы и нарушать установленные правила управления, чтобы удовлетворить желание одного человека. Неужели ты, Иов, думаешь, что мир не сможет обойтись без тебя, что если ты погибнешь, то вместе с тобой погибнет весь мир?» Некоторые воспринимают эти слова как порицание попытки Иова оправдать себя, ложно внушая, что то ли Иов был нечестивым человеком, то ли мы должны отрицать божественное Провидение и предположить, что Бог оставил землю и скала веков сдвинулась. Но это, скорее, является справедливым упреком на его гневные жалобы. Когда мы не согласны с проявлениями Провидения, то забываем: что бы ни случилось с нами, оно действует (1) согласно вечной цели и плану Бога.

(2) Соответственно написанному слову. И так как написано, что в мире мы будем иметь скорби, то, раз мы ежедневно грешим, должны быть готовы к наказанию.

(3) Соответственно обычному ходу Провидения; это то, что обычно приключается с людьми, и поэтому глупо и безрассудно думать, что план Бога и Его метод изменится, а Его слово останется неисполненным лишь для того, чтобы угодить нам думать, что для нас опустеет земля и скала сдвинется с .места своего.

Стихи 5-10. Остальные рассуждения Вилдада представляют собой изысканное описание бедственного положения нечестивых, в котором присутствует значительная доля истины и которое будет очень для нас полезно, если о нем должным образом поразмыслить и сделать вывод: греховное состояние это печальное состояние, беззаконие приведет к гибели, если в нем не покаяться. Но не следует утверждать, что все нечестивцы явно страдают в этом мире, равно как и то, что всех, оказавшихся в трудном положении и бедствии в этом мире, следует считать нечестивыми людьми, если против них нельзя выдвинуть других подтверждений. Поэтому хотя Вилдад думал, что данную теорию можно легко применить к Иову, но это было неосмотрительно и несправедливо. В данных стихах предвидится и предсказывается:

I. Истребление нечестивых, которое будет похоже на тьму (ст. 5,6): «Свет у беззаконного потухнет». Даже свет наилучшая и ярчайшая его часть иссякнет. Даже то, чему он радовался, подведет его. Или эти слова относятся к жалобам Иова на великое бедствие, обрушившееся на него, и на тьму, которая скоро станет его постелью. «Больше того, говорит Вилдад, так и есть; ты опорочен, оказался в стесненных обстоятельствах, несчастный, и поэтому ничего лучшего не стоит ожидать, ибо свет у беззаконного потухнет, а следовательно, и твой». Здесь обратите внимание:

(1) нечестивый какое-то время может иметь свет, удовольствия, радость, надежду, равно как и богатство, почести и власть. Но его свет всего лишь искра (ст. 5), неприметная и быстро исчезающая. Это светильник (ст. 6), который истощается и сгорает; его легко затушить. Это не свет Господа (свет солнца), а пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами (Ис 50:11).

(2) Его свет в конце обязательно затухнет, так что от него не останется ни малейшей искорки, чтобы от нее зажечь другой огонь. И даже пока он находится в скинии, в своем теле, которое является скинией души (2Кор 5:1), свет будет мрачным; он не будет иметь истинного, основательного утешения, радости, которая бы удовлетворила его, и надежды, которая поддержала бы. Даже свет, который в нем, тьма, как же велика эта тьма? Но когда по причине смерти он покинет этот шатер, то светильник его угаснет над ним. С его уходом закончатся его дни, а все надежды обратятся в бесконечное отчаяние. Со смертью человека нечестивого исчезает надежда (Прит 11:7). Он в мучении умрет.

II. Подготовка к этому истреблению представлена в виде подобия животного или птицы, попавшей в сеть, или преступника, заключенного в тюрьму для наказания (ст. 7-10).

1. Сатана совершает приготовления для его уничтожения. Он грабитель, который уловит его (ст. 9), ибо с самого начала он был не только убийцей, но и грабителем. Как искуситель он закладывает сети для грешников на их пути, куда они идут, и обязательно уловит их. Если ему удастся сделать их такими же греховными, как он сам, то он сделает их такими же несчастными, как он сам. Он охотится за драгоценной жизнью.

2. Он сам совершает приготовления для собственного истребления, продолжая грешить и таким образом собирая гнев на день гнева. Бог оставляет его, как он того желает и заслуживает, и предоставляет самому себе, а затем низложит его собственный замысел его (ст. 7). Греховные планы и стремления увлекают его ко злу, и он попадет в сеть своими ногами (ст. 8). Он спешит к своей погибели и улавливается делами своих рук (Пс 9:17);

языком своим он поразит самого себя (Пс 63:9). В грехе злого человека — сеть для него.

3. Бог совершает приготовления для его истребления. Грешник своим грехом готовит топливо, а Бог Своим гневом готовит огонь. Посмотрите:

(1) каким глупым становится грешник, раз он торопится попасть в сеть; кого Бог собирается истребить, того он лишает разума.

(2) Как он будет приведен в замешательство: сократятся шаги могущества его его великие планы и усилия, так что он не сможет осуществить желаемое; и чем больше он будет пытаться выйти из затруднительного положения, тем больше будет запутываться. Злые люди становятся хуже и хуже.

(3) Он будет схвачен и лишен возможности сбежать от судов Божьих, которые будут преследовать его: петля зацепит за ногу его. Он не сможет спастись от божественного гнева так же, как человек, нога которого попала в петлю, не сможет убежать от преследователя. Знает Господь, как беззаконников соблюдать ко дню суда (2Пет 2:9).

Стихи 11-21. В данных стихах Вилдад описывает, какое истребление ожидает нечестивых в ином мире; оно в некоторой степени часто обрушивается на них уже в этом мире. Посмотрите, в каком бедственном положении оказывается грешник, когда его дни подходят к концу.

1. Его дух будет сломлен и ослаблен постоянными страхами, возникающими от осознания собственной вины и боязни перед гневом Божьим (ст. 11,12): «Со всех сторон будут страшить его ужасы». Ужасы, поразившие совесть, будут часто посещать его, так что он никогда не будет иметь покоя. Куда бы он ни пошел, они будут преследовать его; куда бы он ни взглянул, они будут пристально смотреть ему в лицо. От этого он будет трепетать, видя, что сражается против всего творения, что небеса недовольны им, что ад широко отверзся для него, а земля устала от него. Кто несет в себе собственного обличителя и в своей душе имеет мучителя, тот обязательно будет страшиться со всех сторон. Это побудит его пуститься в бега, и он, как преступник, осознающий свою вину, решит спасаться бегством и побежит, когда никто не будет гнаться за ним (Прит 28:1). Но ноги не помогут ему; они крепко запутаются в сети (ст. 9). Грешник может с таким же успехом преодолеть божественное всемогущество, как и бежать от божественного всеведения (Ам 9:2,3). Неудивительно, что грешник пал духом и обезумел от страха, ибо (1) он видит приближение собственной гибели: «…гибель готова, сбоку у него, чтобы завладеть им, как только справедливость изречет слово; поэтому он внезапно пришел в разорение» (Пс 72:19).

(2) Он чувствует, что абсолютно неспособен преодолеть его: ни сбежать, ни справиться с ним. То, на что он полагался как на силу свою (богатство, власть, роскошь, друзья, твердость духа), истощится во время нужды от голода, то есть поможет ему не больше, чем изнемогающий и умирающий от голода человек, когда нужно воевать или сражаться. Если его ситуация такова, то неудивительно, что он является ужасом для самого себя. Отметьте: путь греха это путь страха, и он ведет к вечному смятению, залогом которого являются нынешние страхи, одолевающие грязную и беспокойную совесть, как это было с Каином и Иудой.

II. Он будет поглощен ничтожной смертью; безусловно, презренна смерть нечестивого человека, какой бы защищенной и веселой ни была его жизнь.

1. Посмотрите, как он умирает, арестованный первенцами смерти (некой болезнью или ударом, который более обычного несет в себе подобие смерти великой смерти (2Кор 1:10, англ.пер.), посланником смерти, обладающим необычной силой и внушающим ужас), ослабленный предвестником смерти, который съест члены его, то есть пошлет гниль в кости и поглотит их. Тогда изгнана будет из шатра его надежда его (ст. 14), то есть он лишится всего, на что уповал как на свою поддержку, ему не на что больше будет надеяться, даже на собственный шатер. Он уповал на свою душу, но она будет изгнана из шатра тела, как дерево, которое мешает почве. «Душу твою возьмут у тебя».

2. Посмотрите, как он умирает, и рассмотрите его ситуацию глазом веры.

(1) Тогда его низведут к царю ужасов. Пока он жил, был окружен ужасами (ст. 11), а смерть является царем всех ужасов; они сражаются с грешником во имя смерти, ибо от страха смерти грешники через всю жизнь были подвержены рабству (Евр 2:15);

наконец их приведут туда, куда они так долго боялись попасть, как пленников к победителю. Природа человека боится смерти; наш Спаситель молился: «Отче! Избавь Меня от часа сего!» Но для нечестивцев она особым образом является царем ужасов, ибо с ее приходом заканчивается жизнь, в которой они сосредоточивали свое счастье, и начинается новая жизнь, в которой они обретут лишь бесконечное несчастье. Как же счастливы тогда святые, и в каком огромном долгу они перед Господом Иисусом, Который упразднил смерть и изменил ее сущность настолько, что царь ужасов стал другом и слугой!

(2) Тогда изгонят его из света во тьму (ст. 18): от света этого мира и процветающего положения в нем во тьму могилы и ада, в кромешную тьму, где он никогда не увидит света (Пс 48:19), даже его малейшего проблеска, и потеряет надежду когда-либо увидеть его.

(3) Тогда сотрут его с лица земли’, посланники смерти будут торопить и выгонять его против воли, как выгоняли Адама из рая, ибо мир это его рай. Эти слова означают, что он бы с радостью остался здесь и ему не хочется уходить, но его заставят; весь мир устал от него и поэтому гонит, словно рад избавиться от него. Такой будет смерть для нечестивца.

III. Его семья деградирует и скоро будет истреблена (ст. 16). Гнев и проклятие Бога неожиданно обрушатся и прольются не только на его голову и сердце, но и на его дом и истребят его, и дерева его, и камни его (Зах 5:4). Теперь смерть будет обитать в его шатре и, изгнав его, завладеет домом к ужасу всех оставшихся в живых, а затем уничтожит и их. Даже жилище будет разрушено из-за его владельца: жилище его будет посыпано серою, которая прольется на него, как на Содом (похоже, именно на него ссылается данный стих). Некоторые считают, что этими словами он обвиняет Иова в том, что тот сжигал своих овец и слуг огнем с небес. Приводится основание, почему его шатер подобным образом отмечен для гибели: потому что он уже не его; то есть он нечестным путем добыл его, отобрав у истинного владельца, и поэтому пусть не надеется получать от него утешение или длительно пользоваться им. Его дети умрут вместе с ним или после него (ст. 16);

и поэтому снизу подсохнут корни его (т.е. он сам умрет), и сверху увянут ветви его (т.е. все дети в его семье будут истреблены). Подобным образом были уничтожены семьи Иеровоама, Ваасы и Ахава; никто из их потомков не остался в живых. Кто укоренялся в земле, тот должен быть готов подобным образом высохнуть; но если мы укореняемся во Христе, то даже наш лист не увянет, тем более не будет отсечена ни одна ветвь. Кто принимает во внимание истинную славу своей семьи и заботится о благополучии ее ветвей, тот боится, чтобы она не высохла из-за греха. Уничтожение семьи грешника вновь упоминается в ст.19: «Ям сына его, ни внука его не будет, чтобы порадоваться его состоянию и носить его имя, и никого из его родственников не останется в жилищах его». Грех навлекает проклятие на потомство, и детей часто наказывают за беззакония отцов. Возможно, в данных стихах Вилдад вновь приводит смерть детей и слуг Иова в качестве доказательства того, что он является нечестивым человеком, хотя не всех оставшихся без детей следует считать лишенными благодати; есть имя, которое лучше, нежели имена сыновей и дочерей.

IV. Память о нем погребут вместе с ним или сделают отвратительной; о нем либо забудут, либо будут говорить неуважительно (ст. 17): «Память о нем исчезнет с земли’, и если она исчезнет оттуда, то исчезнет вообще, ибо имя его не было записано на небесах, как имена святых (Лук 10:20). Его слава будет погребена и затеряется в прахе, или она будет запятнана вечным позором, так что имени его не будет на площади; он уйдет, но никто не будет сожалеть об этом. Подобным образом и после смерти в этом мире суды Божьи будут преследовать его как признак бедственного положения его души после смерти и залог вечного позора и презрения, для которого он воскреснет в великий день». Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет (Прит 10:7). V. Его падение вызовет всеобщее удивление (ст. 20). Увидевшие его испугаются этой внезапной перемене настолько страшным будет его наказание для всех окружающих. Кто придет позже и услышит рассказ об этом, тот изумится; у них в ушах зазвенит, а их сердца затрепещут, и они воскликнут: «Господи, как страшен Ты в судах Своих!» Писание говорит, что место или человек, подобным образом истребленные, будут ужасом (Втор 28:37; 2Пар 7:21; Иер 25:9,18). Ужасные грехи навлекут непостижимые наказания. VI. Все это подтверждает единодушное восприятие патриархального века, основанное на их познании Бога и многих проявлений Его провидения (ст. 21): «Таковы жилища беззаконного, и таково место (т.е. положение) того, кто знает Бога!» Посмотрите, какое начало и какой конец нечестия в этом нечестивом мире.

1. Нечестие начинается с незнания Бога; нечестивые сознательно не хотят знать Его, ибо есть знание о Нем, которое навсегда лишает их повода оправдаться. Они не знают Бога и поэтому совершают беззакония. Фараон не знал Господа и поэтому не повиновался Его голосу.

2. Нечестие заканчивается его абсолютным уничтожением. Такими презренными являются жилища нечестивых. Отмщение ожидает непознавших Бога (2Фес 1:8), ибо Он прославится на тех, кто не воздал Ему славу. Поэтому давайте благоговеть и не грешить, ибо в конце грех обратится для нас горечью.