28 глава

Тон данной главы значительно отличается от остальных глав этой книги. Иов забывает о своих ранах и скорбях и рассуждает как философ или знаток. В своей речи он уделяет большое внимание естественной и нравственной философии; но вопрос в том, зачем она приводится здесь? Безусловно, эта речь вставлена не для развлечения: чтобы отвлечь внимание от противоречия; хотя, если бы и так, это не было бы большой ошибкой. Когда спор становится жарким, то лучше оставить вопрос, который лишает нас самообладания. Эта речь весьма уместна и касается затронутой темы. Иов и его друзья обсуждали проявления Провидения по отношению к нечестивым и праведным людям. Иов показал, что некоторые нечестивцы живут и умирают в процветании, в то время как другие еще при жизни явно подвергаются судам Божьим. Но если кто-либо спросит о причине, почему одни наказываются в этом мире, а не другие, то следует сказать, что на этот вопрос нет ответа. Понимание принципов, соответственно которым Бог руководит этим миром, удерживается от нас, и мы не должны делать вид, что понимаем их, равно как и пытаться понять. Софар хотел, чтобы Бог открыл Иову тайны премудрости (Иов 11:6). «Нет, отвечает Иов, сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим» (Втор 29:29). И в данной главе он показывает, (I) как усердно сыны человеческие ищут мирское богатство, какие усилия прилагают, какие хитроумные планы придумывают и какому риску подвергают себя, чтобы обрести его (ст. 1-11).

(11) В общем, что цена мудрости весьма велика (ст. 12);

она неоценимо высока (ст. 15-19). Место, где она находится, сокрыто (ст. 14,20,22). В частности, есть мудрость, которая сокрыта в Боге (ст. 23-27), а есть мудрость, которая явлена сынам человеческим (ст. 28). Мы должны ограничивать исследования давних событий и побуждать себя к исследованиям недавних.

Стихи 1-11. В данных стихах Иов показывает, (1) какой великий путь может пройти разум человека, исследуя глубины природы и постигая ее богатства, какими обширными знаниями и богатством он может завладеть, благодаря своим усердным и изобретательным изысканиям. Но следует ли из этого, что благодаря своему разуму человек может постигнуть, почему одни нечестивцы процветают, а другие наказываются, почему одни благочестивые люди процветают, а другие страдают? Нет, ни в коем случае. Можно исследовать пещеры земли, но не планы небес.

(2) Какие большие усилия прилагают мирские люди, чтобы обрести богатство. Относительно нечестивца: Иов обратил внимание, что он набирает кучи серебра, как праха (Иов 27:16), а здесь рассказывает, откуда пришло серебро, которому он так радовался, и как оно было добыто, чтобы показать, как мало оснований есть у нечестивого богача гордиться своим богатством и великолепием. Здесь обратите внимание:

1. Богатства этого мира сокрыты в земле. Именно оттуда добывают серебро и золото, которое потом очищают (ст. 1). Там оно лежит, смешанное с грязью и мусором, как бесполезная вещь, не более ценная, чем обычная земля; и большая часть этих богатств так и будет находиться там в небрежении, пока земля и все дела на ней не сгорят. Св. г-н Герберт в своей поэме «Алчность» обращает на это внимание, чтобы пристыдить людей за их любовь к деньгам: Деньги, вы источник горя и отрава для блаженства, Откуда вы пришли, такие новые и манящие? Я знаю: ваше происхождение низкое и презренное; Человек нашел вас жалкими и грязными на прииске. Вы сделали незначительный взнос В то великое царство, которым сейчас владеете. Человек был счастлив, когда вы были заброшены, И выкопал вас из темной ямы. Он назвал вас своим богатством, сделавшим его богатым, Но когда выкапывал вас, упал в яму. Железо и медь не такие дорогие металлы, но более полезные; их получают из земли (ст. 2), где находят в большом количестве; это уменьшает их цену, но является великой милостью для человека, который вполне может обходиться без золота, но не без железа. Более того, на земле вырастает хлеб, то есть рожь и пшеница, необходимые для поддержания жизни (ст. 5). Именно из земли человек получает средства к существованию, и это должно напомнить ему о его происхождении. Он вышел из земли и торопится в землю. Внутри земля изрыта как бы огнем: драгоценными камнями, которые сияют, как огонь, серой, склонной к возгоранию, углем, который поддерживает огонь. Из земли мы получаем не только пищу, но и топливо. В ней находятся сапфиры и другие драгоценные камни, и из нее выкапывают песчинки золота (ст. 6). Мудрость Творца поместила их (1) за пределами нашего поля зрения, чтобы научить нас не устремлять к ним свои глаза (Прит 23:5).

(2) Под нашими ногами, чтобы научить нас не хранить их в своей душе и не устремлять к ним свое сердце, а попирать со святым презрением. Посмотрите и убедитесь, что земля полна произведений Божьих (Пс 103:24);

сделайте вывод, что Господь, Которому принадлежит земля и Который наполняет ее (Пс 23:1), велик, а небеса, являющиеся городом великого царя, полны богатств Божьих, и по сравнению с ними эта земля убогое место.

11. Богатство, сокрытое в земле, очень трудно добыть.

1. Его сложно обнаружить. Неточные жилы серебра находятся в разных местах (ст. 1). Хотя драгоценные камни сами по себе яркие, но погребены в безвестности вне поля зрения, поэтому их называют камнями во мраке и тени смертной. Людям приходится много искать, прежде чем найдут их.

2. Когда найдут, то их сложно извлечь. Разум человека включается в работу, чтобы изобрести пути и средства для добычи сокрытых богатств. Своими светильниками люди полагают предел тьме; и если одно средство окажется несостоятельным, один метод потерпит неудачу, они будут применять другой, пока тщательно не разыщут и не перевернут каждый камень для достижения своей цели (ст. 3). Им приходится бороться с подземными водами (ст. 4,10,11) и прокладывать путь через скалы, похожие на корни гор (ст. 9). Бог сделал такой сложной добычу золота, серебра и драгоценных камней (1), чтобы побудить и заставить нас быть трудолюбивыми. Dii laboribus omnia vendunt Труд это цена, которую боги ставят на всем. Если бы ценные вещи было легко получить, то люди никогда не научились бы прилагать усилия. Но трудности, с которыми мы сталкиваемся при обретении земных богатств, должны натолкнуть нас на мысль, что для обретения царства небесного необходимо приложить огромные усилия.

(2) Чтобы ограничить и обуздать стремления к богатству и роскоши. То, что нам необходимо, добывается с поверхности земли без особого труда, а то, что мы желаем иметь для украшения, приходится добывать из ее недр при помощи больших усилий. Чтобы быть сытым, не требуется много денег, а чтобы быть красивым, придется потратиться.

III. Хотя богатство, находящееся под землей, трудно добыть, но людям это удается. Любящий серебро не удовлетворится серебром, но и не будет удовлетворенным без него; кто имеет много, тот хочет иметь больше. Посмотрите:

(1) что изобретают люди, чтобы добыть богатство. Они тщательно разыскивают его (ст. 3), разрабатывают методы и изобретают средства, чтобы иссушать реки и уводить их в сторону, когда вода врывается в их шахты и грозит уничтожить работу (ст. 4, англ.пер.). У них есть насосы, трубы, каналы, чтобы расчистить себе путь и удалить с него все препятствия; они идут стезей, которой не знает хищная птица (ст. 7,8) и не видал глаз коршуна, везде проникающий и быстро все схватывающий, стезей, по которой не ходили детеныши льва, пересекающие все дороги пустыни.

(2) Какие огромные усилия прилагают люди и на какие большие затраты идут, чтобы добыть это богатство. Они прокладывают себе путь через скалы и подкапываются под горы (ст. 10).

(3) Какому риску они себя подвергают. Трудящиеся в шахтах хранят жизнь в своих руках, ибо вынуждены останавливать течение потоков (ст. 11), и постоянно подвергают себя опасности быть задушенными влагой или раздавленными и погребенными заживо упавшей на них землей. Посмотрите, как глупо поступают люди, добавляя себе бремени. Человек приговорен есть хлеб в поте лица, но словно этого недостаточно, он добывает золото и серебро, подвергая свою жизнь опасности, хотя чем больше его, тем оно менее ценно. Во времена Соломона серебро было, как камни. Но (4) что поддерживает людей в этом тяжелом труде и опасности: «Все драгоценное видит глаз его» (ст. 10). Для них золото и серебро драгоценности, и во всех своих трудах они видят их. Они представляют, что видят их сияние перед собой, и возможность владеть ими превращает в ничто все трудности; в конце они видят результат своего утомительного труда: «Он сокровенное выносит на свет» (ст. 11). Богатство, сокрытое под землей, они кладут в банк; металл, спрятанный в руде, очищается от примеси и выходит чистым из печи; тогда человек считает, что не зря старался. Пойди к рудокопам, ленивец в религии, задумайся об их путях и стань мудрым. Пусть их смелость, усердие и постоянство в поиске богатства, которое погибает, постыдят нас за лень и малодушие в труде за обретение истинных богатств. Приобретение мудрости гораздо лучше золота\ Насколько это легче и безопаснее! Тем не менее золото ищут, а благодатью пренебрегают. Неужели надежда обрести драгоценное из земли (так они называют богатство, хотя на самом деле оно презренно и не вечно) будет таким сильным стимулом для трудолюбия, и неужели видение истинных сокровищ на небесах не будет более энергичным?

Стихи 12-19. Поговорив о богатстве этого мира, которое так высоко ценят люди, прилагая огромные усилия для его обретения, далее Иов говорит о другом, более драгоценном камне о премудрости и разуме, о знании и наслаждении Богом и собой. Нашедшие все пути и средства для личного обогащения считают себя очень мудрыми, но Иов не признает их мудрость. Он допускает, что они достигли своей цели и вынесли на свет найденное (ст. 11), но, тем не менее, спрашивает: «Но где премудрость обретается? Ее нет здесь». Их путь демонстрирует безрассудство, поэтому мы должны искать что-то другое, и найти премудрость можно только в принципах и постановлениях религии. В истинном богословии, которое показывает нам путь к небесной радости, можно обрести больше истинного знания, удовлетворенности и счастья, чем в естественной философии или математике, которые помогают нам найти путь в недра земли. Но, что касается премудрости, нельзя найти:

I. Ее цену, ибо она бесценна; ее цена бесконечно выше всех богатств этого мира: «Не знает человек цены ее» (ст. 13), то есть (1) немногие правильно оценивают ее, присущее ей превосходство и то, какое неизреченное преимущество она дает. Поэтому, хотя они имеют сокровище в руках, чтобы приобрести премудрость, но для этого нет у них разума (Прит 17:16). Петух из басни не знал цену драгоценного камня, найденного в мусоре, поэтому решил наброситься на ячменные зерна. Люди не знают цены благодати, поэтому не прилагают усилий для ее приобретения.

(2) Никто не может по достоинству оплатить ее, ибо всех богатств мира не хватит, чтобы приобрести премудрость. Иов подробно говорит об этом (ст. 15 и далее) и приводит перечень bona notabilia самых ценных сокровищ этого мира. Золото упоминается пять раз, вместе с ним серебро, драгоценные камни, такие как оникс, сапфир, жемчуг, рубины и топазы эфиопские. Эти сокровища выше всего ценятся на мирских базарах; но если человек отдаст за премудрость даже горы этих драгоценных камней, имущество своего дома и все, чего он стоит в этом мире, то и тогда он будет с презрением отвергнут. Богатства дают человеку преимущество при поиске премудрости, как это было с Соломоном, но за них невозможно приобрести премудрость. Премудрость дар Святого Духа, ее нельзя получить за деньги (Деян 8:20). Она не содержится в крови и поэтому не передается нам по наследству; ее нельзя купить за деньги или приобрести. Духовные дары передаются без денег и без цены, ибо их нельзя оценить деньгами. Подобным образом и мудрость более ценный дар, чем золото или драгоценные камни, для того, кто имеет ее. Приобретение мудрости гораздо лучше золота. Золото принадлежит другому, а мудрость нам; золото дается на время и для тела, мудрость для души и вечности. Пусть то, что является самым ценным для Бога, будет таким же для нас (см. Прит 3:14 и далее).

II. Место, где она находится, ибо оно неизвестно. «Где премудрость обретается?» (ст. 12). Иов спрашивает об этом (1) как человек, истинно желающий найти ее. Мы все должны задать этот вопрос. В то время как большинство людей спрашивает: «Где можно найти деньги?», мы должны спросить: «Где можно обрести премудрость?», чтобы можно было искать и найти ее, но не пустую философию или плотскую хитрость, а истинную религию, которая наилучшим образом использует и лучше всего хранит наше духовное и вечное благополучие. Именно к этому мы должны стремиться и этого добиваться (Прит 2:3,4).

(2) Как человек, отчаявшийся найти ее где-либо, помимо Бога и только благодаря божественному откровению: «Она не обретается на земле живых» (ст. 13). Мы не сможем получить правильное разумение о Боге и Его воле сами по себе, равно как понимание о своем долге и выгоде, благодаря чтению книг или людям; оно приобретается через чтение Божьих книг и общение с Божьими людьми. Вырождение человеческой природы говорит о том, что истинную премудрость можно найти только в тех, кто рожден свыше и через благодать стал сопричастником божественной природы. Что касается других, даже самых изобретательных и трудолюбивых, то они ничего не могут нам сказать об этой утерянной мудрости. [1] Спросите рудокопов, а через них бездну; она говорит: «Не во мне она» (ст. 14). Те, кому пришлось докапываться до недр земли, чтобы добыть оттуда богатства, не могут в темных пещерах найти этот редкий драгоценный камень, равно как и стать его владельцем. [2] Спросите моряков, а через них море; море говорит: «Не у меня». Премудрость невозможно приобрести за счет торговли морем и погружения в него; ее невозможно извлечь из богатства моря и сокровищ, сокрытых в песке. Где находится серебряная жила, там нет жилы мудрости и благодати. Людям легче преодолеть трудности, с которыми они сталкиваются, добывая мирские богатства, чем трудности, сопутствующие приобретению небесной мудрости; они прилагают больше усилий, чтобы узнать, как жить в этом мире, а не как жить вечно в лучшем мире. Человек стал настолько глупым и слепым, что напрасно спрашивать его: «Где премудрость обретается и какая дорога ведет к ней?»

Стихи 20-28. В данных стихах Иов повторяет свой вопрос, заданный ранее (ст. 12), ибо он слишком важен и значителен и поэтому не должен остаться без ответа; следует поспешить задать его. Ответ на него мы должны искать, пока не найдем и не получим удовлетворительный отчет. Благодаря усердному поиску ответа на этот вопрос, Иов приходит к выводу, что существует две мудрости: одна сокрыта в Боге, представляет собой тайну и нам не принадлежит, другая явлена и открыта человеку Богом, принадлежит нам и сынам нашим до века.

I. Познание тайной Божьей воли, воли Его провидения нам недоступно; Бог оставил это Себе. Эта тайна принадлежит Господу Богу нашему. Прежде всего Иов говорит о познании того, что Бог сделает в будущем, и причин, почему Он так поступает сейчас.

1. Это знание сокрыто от нас. Этой высоты мы не можем достичь (ст. 21,22): «Сокрыто оно от очей всего живущего, даже от философов, политиков и святых; и от птиц небесных оно утаено»; хотя они летают высоко и им доступна твердь небесная, хотя иногда кажется, что они ближе к высшему миру, где пребывает источник этой мудрости, хотя глаза их видят далеко (Иов 39:29), но и они не могут проникнуть в планы Бога. Нет, человек мудрее птиц небесных, но и он не обладает этой мудростью. Даже тем, которые в своих предположениях взлетают выше всех и, подобно птицам небесным, парят над головами других людей, не следует претендовать на эти знания. Иов спорил со своими друзьями о методах и причинах определенных проявлений Провидения в управлении этим миром. «Какие же мы глупцы, говорит Иов, раз сражаемся во тьме и спорим о том, чего не понимаем!» Мерная вервь и отвес человеческого разума никогда не смогут постичь бездны божественных планов. Кто может решиться дать разумную оценку Провидению или описать принципы, средства и методы Божьего руководства arcana imperii совокупность советов божественной мудрости? Поэтому давайте удовлетворимся тем, что не узнаем будущих проявлений Провидения, пока не придет время раскрыть их (Деян 1:7), не узнаем тайных причин Провидения, пока вечность не раскроет их. Сейчас Бог скрывает Себя (Ис 45:15): облако и мрак окрест Его. Хотя мудрость сокрыта от всего живущего, но погибель и смерть говорят: «Ушами нашими слышали мы слух о ней» (англ.пер.). Сами они не могут описать себя, ибо в могиле нет ни размышления, ни знания, ни мудрости, тем не менее есть мир по другую сторону смерти и могилы, с которым граничат эти мрачные районы, через которые нам придется пройти; там мы четко увидим, что из себя представляем в окружающей тьме. «Немного терпения, говорит смерть пытливой душе, скоро я перенесу тебя туда, где ты сможешь найти эту мудрость». Когда совершится тайна Божия, тогда она откроется, и мы познаем, как и сами были познаны; когда завеса плоти разорвется, а вклинившиеся облака рассеются, тогда узнаем, что Бог делает, хотя сейчас не знаем (Иоан 13:7).

2. Это знание сокрыто в Боге, как говорит апостол (Еф 3:9). Ведомы Богу от вечности все дела Его, хотя нам они неизвестны (Деян 15:18). Для всего, что Он делает, есть добрые основания, хотя мы не можем определить их (ст. 23): «Бог знает путь ее (мудрости)». Иногда люди сами не знают, что делают, но у Бога такого не бывает. Люди делают то, чего не планировали; новые обстоятельства побуждают их менять свои планы и обязывают использовать новые средства. Но Бог все делает согласно Своей цели, которую Он определил в Себе и никогда не меняет. Иногда люди не могут привести разумное основание для своих поступков, но у Бога для каждого желания есть план: Он знает, что делает и почему так делает, всю череду событий, порядок и место, где они произойдут. Он обладает этим знанием в совершенстве, но хранит его для Себя. В данных стихах приводятся два основания, почему только Бог должен понимать Свой путь:

(1) Потому что все события сейчас направлены всевидящим и всемогущим Провидением (ст. 24,25). Бог, управляющий миром, [1] всеведущ, ибо Он презирает до концов земли знает место и время; Он видит давние века и отдаленные места. Мы не знаем своего пути, тем более не сможем понять путь Божий, потому что недальновидны. Мы очень мало знаем о том, что происходит в мире, еще меньше что с ним будет в будущем. Но очи Господни на всяком месте’, более того, они обозревают всю землю. Ничто не может скрыться от Него, и поэтому Ему одному известны причины, почему одни нечестивцы поразительным образом процветают, а другие наказываются, сокрытые от нас. События одного дня и дела одного человека настолько связаны и зависят от разных обстоятельств, что понять и объяснить их может лишь Тот, перед Кем все события и дела обнажены и открыты, Кто видит все, как одно целое, и является компетентным Судьей каждой стороны. [2] Он всемогущ. Бог может сделать все, и Он очень тщателен в Своих действиях. Для доказательства этого утверждения Иов ссылается на ветры и воды (ст. 25). Что легче ветра? Тем не менее у Бога есть способы уравновесить его. Он знает, как положить ветру вес, когда изводит его из хранилищ Своих (Пс 134:7);

Он точно подсчитывает, сколько извлек, как делают люди, доставая деньги из сокровищниц, а не делает это наугад, как люди, выбрасывающие хлам. Из видимых явлений для нас нет ничего более непонятного, чем ветер. Мы его слышим, а не знаем, откуда приходит и куда уходит, а Бог извлекает его по весу, мудро повелевая, откуда ему дуть и с какой силой. Он взвесил и измерил воды моря и воды дождя, распределил количество каждого прилива и каждого дождя. Между облаками и морями, водой, расположенной выше небосвода и под ним, установлена постоянная связь. Пар поднимается вверх, дождь идет вниз, воздух конденсируется в воду, а вода испаряется в воздух, но великий Бог ведет точный подсчет всего богатства, с помощью которого Он содействует общему благу людей и следит, чтобы ни один из них не был забыт. И если Провидение так точно в отношении этих стихий, то тем более при распределении порицания и благоволения, наград и наказаний сынам человеческим, соответственно принципам справедливости.

(2) Потому что все события от самой вечности были предопределены безошибочным предвидением и непреложным постановлением (ст. 26,27). Когда Бог учредил ход природы, то предопределил все действия Своего руководства. [1] Он установил ход природы. Здесь Иов упоминает устав дождю и путь для молнии громоносной. Общий ход и способ, особое использование и тенденции этих странных явлений, их причины и последствия определены божественным стремлением; поэтому и говорится, что Бог творит молнии при дожде (Пс 134:7; Иер 10:13). [2] Сделав это, Он привел в действие все средства Своего провидения и разработал точную схему явления от начала и до конца. Затем от вечности Он увидел в Себе и возвестил план Своих действий. Он приготовил его, отрегулировал, утвердил, привел все в готовность, чтобы в случае, если что-либо нужно будет сделать, ничего не пришлось искать, чтобы не возникло непредвиденных обстоятельств и не пришлось искать новый метод или откладывать до лучшего времени. Все было приготовлено совершенно, словно Он изучал и исследовал этот вопрос; поэтому, что бы Бог ни делал, к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, поэтому все, что делает Бог, пребывает вовек (Еккл 3:14). Некоторые считают, что в данном месте Иов говорит о мудрости как о человеке, и переводят это место так: «Тогда Он видел ее и явил ее…»; и это место совпадает со словами Соломона о сущности мудрости Отца, вечного Слова (Прит 8:22 и далее): «От века я помазана, прежде бытия земли» (см. Иоан 1:1,2).

II. Познание явленной воли Божьей, воли Его заповеди доступно нам; это знание соответствует нашим способностям и послужит нам во благо (ст. 28): «И сказал человеку: «Вот, страх Господень есть истинная премудрость «». Пусть никто не говорит, что когда Бог сокрыл Свои планы от человека и запретил ему есть от дерева познания, то сделал это, потому что пожалел для него того, что доставило бы ему истинное блаженство и удовлетворение. Пусть знает столько, сколько ему положено, чтобы исполнял свой долг и был счастливым; верховный разум вверит ему столько знаний, сколько нужно и необходимо для определенного дела; человек не должен считать себя достойным быть тайным советником Бога. Бог сказал Адаму (как считают некоторые), первому человеку, в день, когда сотворил его; Он сказал ему открыто, что тому не стоит развлекать себя глубокими исследованиями тайн сотворения и делать вид, что он постиг все феномены природы, ибо сам убедится, что для него это невозможно и неполезно. Только мудрость, сотворившая мир (говорит епископ Тиллотсон), может основательно понять его философию. А человек должен считать, что поступает мудро, если боится Господа и удаляется от зла; пусть осознает это и он будет знать достаточно, и пусть это знание выполнит свое назначение. Когда Бог запретил человеку есть плод дерева познания, то позволил использовать дерево жизни, а это знание и есть дерево жизни (Прит 3:18). Она (мудрость) дерево жизни (Прит 3:18). Обрести истинную мудрость мы можем лишь через божественное откровение. Господь дает ,мудрость (Прит 2:6). Ее сущность невозможно найти в тайнах природы или провидения, а в правилах, предписанных для нас. Бог не сказал человеку: «Иди на небеса и набери там себе блаженства»; или: «Сойди в недра земли и набери его себе там». Нет, Он сказал: «Весьма близко к тебе слово сие» (Втор 30:14). О, человек! Сказано тебе, что — добро: не то, что велико, не то, что Господь, твой Бог, собирается с тобой сделать, а то, чего требует от тебя Господь (Мих 6:8). «К вам, люди, взываю я\» (Прит 8:4). Господи, что такое человек, что Ты так заботишься и переживаешь о нем! Вот, отметьте, обратите внимание, пусть имеющий уши услышит, что Бог небесный говорит сынам человеческим: «Страх Господень есть истинная премудрость». В данных стихах приводится (1) описание истинной религии, чистой и неоскверненной; это страх Господень и удаление от зла; она полностью согласуется с Божьей характеристикой Иова (Иов 1:1). Страх Господень источник и итог всей религии. Существует рабский страх перед Богом, источник которого плохие мысли о Нем, но этот страх противоречит религии (Мат 25:24). Существует эгоистичный страх перед Богом, источник которого вызывающие ужас мысли о Боге, но этот страх может быть хорошим шагом на пути к истинной религии (Деян 9:5). А есть сыновний страх перед Богом, источник которого возвышенные мысли о Нем, и он является жизнью и душой всей религии. Где этот страх царствует в сердце, там появляется постоянное стремление удалиться от зла (Прит 16:6). Это сущность религии. Мы должны вначале перестать делать зло, в противном случае никогда не научимся делать добро. Virtus est Vitium fugere Даже убегая от зла, мы поступаем благочестиво.

(2) Похвала религии: религия это премудрость и разум. Быть истинно религиозным человеком значит быть истинно мудрым. Как мудрость Бога явлена в постановлениях религии, так и мудрость человека проявляется в их соблюдении и его поступках. Религия это разум, ибо разум знание истины; религия это премудрость, ибо премудрость это наилучшее управление нашими делами. Религия наилучшим образом направляет нас на пути и помогает достичь цели.


Глава 29 из 43« Первая«282930»Последняя »