10 глава

В этом псалме нам представлена борьба и победа, одержанная Давидом над сильным искушением оказать недоверие Богу и воспользоваться бесчестными средствами в трудные времена для собственной безопасности. Предполагается, что он был написан в то время, когда Давид почувствовал негодование против зависти Саула, несколько раз бросавшего в него копье. Тогда ему посоветовали бежать из страны. «Нет, — отвечает псалмопевец, — я доверяю Богу и поэтому останусь на своей земле». Обратите внимание,

(I) как он представляет это искушение и, возможно, обсуждает его (ст. 1-3).

(II) Как Давид реагирует на него и заставляет молчать, размышляя о владычестве и провидении Бога (ст. 4), Его благоволении к праведным и о гневе, который сохраняется для нечестивцев (ст. 5-7). Во времена всеобщего страха, когда оскорбления врагов Церкви становятся дерзкими и пугающими, очень полезно поразмышлять об этом псалме.

Начальнику хора. Псалом Давида.

Стихи 1-3. В этих стихах представлено:

I. Твердое решение Давида полагаться только на Бога: «На Господа уповаю…» (ст. 1). Тому, кто истинно боится Бога и служит Ему, позволено полагаться на Него, и такой человек не постыдится, поступая так. Святые, которые имеют Бога своим Господом, расположены, чтобы сделать Его своей надеждой. Даже когда у них есть другие объекты, на которые можно положиться, они не осмеливаются и не делают этого, а уповают лишь на Бога. Они надеются не на свое золото, лошадей и колесницы, а лишь на Него; поэтому, когда источник второстепенной важности подводит, их надежды не подводят их, ибо первостепенный источник тот же и всегда будет таким же. Псалмопевец, перед тем как описать свое искушение оказать недоверие Богу, говорит о своем решении уповать на Него и в жизни, и в смерти.

II. Возмущение искушением, которое противоположно по своей сущности: «Как же вы говорите душе моей, которая возвратилась к Богу и обрела в Нем покой: «Улетай на гору вашу, как птица», чтобы спастись от охотника?» Эти слова можно воспринять,

1. Как серьезный совет его робких друзей. Некоторые с большой вероятностью именно так воспринимают их. Немногие искренние доброжелатели Давида, увидев ярость Саула против него и то, с какой злобностью царь хотел погубить его, настойчиво всеми средствами уговаривали его бежать в безопасное место и не слишком полагаться на полученное им помазание, которое, как они считали, скорее способствовало его гибели, чем спасению. Больше всего в этом предложении его огорчало не то, что это было бы признаком трусости и не подобало солдату, а что это было бы признаком его неверия и не подобало святому, который так часто говорил: «На Господа уповаю». Размышляя таким образом видим, что два следующих стиха содержат пояснения, на которых основываются советы этих малодушных друзей Давида. Они хотели, чтобы он бежал, (1) потому что он не был в безопасности там, где находился (ст. 2). «Посмотри, — говорят они, — нечестивые натянули лук, Саул и его приспешники хотят лишить тебя жизни, а честность твоего сердца не послужит тебе безопасностью». Посмотри, сколько враждебности присутствует в нечестивцах против честных людей – в семени змея против семени жены; сколько стараний они прилагают, как готовятся, чтобы досадить святым: «Стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем: во тьме, чтобы те не рассмотрели их злые замыслы и не избежали их; чтобы ни Бог, ни кто-либо другой не помешал и не наказал их.

(2) Так как Давид не был больше полезен там, где находился. «Ибо, — говорят они, — когда разрушены основания (как это было при царствовании Саула), когда гражданское государство и правительство поколеблются и собьются с пути (Пс 74:4; 81:5), что будешь делать Ты со Своей праведностью, чтобы возместить обиду? Увы, нет смысла спасать царство, которое так разрушилось; что бы ни делал праведник, это ничего не даст». Abi in cellam, et dic, Miserere mei, Domine – скорей в твою обитель и там воскликни: «Помилуй меня, Господи». Потеря надежды на успех препятствует многим совершать в трудные часы то государственное служение, которое они могли бы.

2. Эти слова можно воспринять как насмешку, которой враги дразнили его, насмехаясь над исповеданием его доверия Богу и презрительно предлагая испытать, какую выгоду от этого он имел бы сейчас. «Ты говоришь, что Бог – твоя скала; так беги к Нему сейчас и посмотри, станет ли тебе от этого лучше». Таким же образом они прилагали усилия, чтобы пристыдить мысли нищего, говоря: «Нет им помощи в Господе» (Пс 13:6; 3:4). Уверенность и утешение, которое имеют святые в Боге, когда все остальные надежды и радости в творениях рушатся, являются загадкой для плотского мира и соответственно высмеиваются им. Толкуя эти слова подобным образом, мы видим, что следующие два стиха – это ответ Давида на их сарказм, в котором он (1) жалуется на злобность тех, кто оскорбляет его (ст. 2): «Нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве». В Псалме 63:4 говорится, что их стрелы – язвительные слова, такие же, как эти, которыми они стараются лишить Давида упования на Бога, что для него – как меч для костей.

(2) Он противостоит искушению с отвращением (ст. 3). Давид рассматривает это предложение как разрушающее основание, на котором стоит каждый израильтянин: «Если вы разрушите основания, если вы лишите добрых людей их упования на Бога, если вы сможете убедить их, что их религия – это надувательство и насмешка и таким образом обманете их, то вы погубите их, разобьете их сердца и сделаете самыми несчастными из всех людей». Принципы религии – это основания, на которых строится вера и надежда праведных. Очень важно, чтобы в своих стремлениях, как и в исполнении долга, мы твердо противостояли всем искушениям к неверию; ибо если вера и надежда будут разрушены, если мы лишимся их, то что сделает праведник? Хорошие люди погибнут, если у них не будет Бога, к которому они могли бы прийти, на которого можно было бы положиться и надеяться в будущем получить благословения.

Стихи 4-7. Говорят, что когда дерево трясут, то его корни становятся крепче и глубже. Попытки врагов Давида поколебать его уверенность в Боге побудили его прилепиться к Господу еще крепче и обновить свои религиозные принципы, что он и совершает для своего собственного удовлетворения и чтобы заглушить все искушения к неверию. Больше всего веру Давида и многих других шокировало процветание нечестивцев на их злых путях, а также нужды и душевные страдания, которые иногда выпадали на долю лучших людей. В результате возникали подобные злые мысли: « Тщетно служение Богу, и мы можем назвать гордецов счастливыми». Но для того чтобы заглушить и пристыдить подобные мысли, в этих стихах нас призывают задуматься о том, что:

I. Есть Бог на небесах: «Господь во святом храме Своем…» (ст. 4), откуда Он всегда наблюдает за нами, хотя мы не можем Его видеть. И пусть враги святых не обижают их, словно они в недоумении и не знают, что делать; нет, у них есть Бог, они знают, где найти Его и как молиться своему Отцу Небесному. Он пребывает во святом храме Своем, то есть в Своей Церкви; Он является Богом, который состоит в завете и общении со Своим народом через Посредника, прообразом Которого был храм. Нам не нужно говорить: «Кто пойдет на небеса, чтобы оттуда принести нам Бога, которому можно доверять?» Нет, Слово близко к нам, а Бог – в Слове; Дух Божий пребывает в Его святых – живых храмах, и Господь – тот Дух.

II. Этот Бог управляет миром. Господь имеет на небесах не только жилище, но и Свой престол, и Он устанавливает господство на земле (Иов 38:33), ибо Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает (Пс 102:19). Поэтому Писание говорит, что все управляется властью небесною (Дан 4:23). Давайте же верой видеть Бога на Его престоле: на Его престоле славы, бесконечно превосходящего великолепие и величие земных владык; на Его престоле, с которого Он управляет, дает закон, совершает движение, дает цели для всех тварей; на Его престоле суда, откуда Он воздает каждому человеку по его делам; на Его престоле благодати, к которому Его народ смело может приступать, прося милости и благодати. И тогда не будет повода огорчаться из-за гордости и силы угнетателей или страданий, которые выпадают на долю праведных.

III. Этот Бог в совершенстве знает характер каждого человека. Очи Его зрят; вежды Его испытывают сынов человеческих; Он видит не только их, но и через них; Он знает не только то, что они говорят, но и что они думают, замышляют; когда они действительно взволнованны, а когда притворяются. Мы видим людей такими, какими они нам кажутся, а Господь знает, какими они есть на самом деле, как ювелир знает, какую цену представляет металл после того, как испытал его. Писание говорит, что Бог испытывает глазами и веждами, так как Он знает людей не так, как их земные владыки по докладам и утверждениям, а благодаря собственному строгому исследованию, которое не может быть ошибочным или обманчивым. Знание о том, что суд Божий над людьми будет совершаться в соответствии с истиной, может утешить нас, когда люди обманываются относительно нас, даже те, которых, как нам кажется, мы испытали.

IV. Если Он поражает хороших людей, то делает это для их испытания и поэтому для их же блага (ст. 5). Господь испытывает всех сынов человеческих, чтобы впоследствии сделать… добро (Втор 8:16). Поэтому давайте не будем расшатывать наши основания, терять надежду и веру в Бога.

V. Как бы в настоящее время ни процветали и побеждали преследователи и угнетатели, они и сейчас пребывают под гневом Божьим и погибнут от него.

(1) Наш Господь – святой Бог, и поэтому Он ненавидит их и не может вынести их вида: нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его, ибо нет ничего более противоположного честности и добродетельности Его природы. Их процветание не является доказательством любви Бога, а их плохое обращение с Ним безусловно делает их объектами Его ненависти. Тот, Кто ненавидит все, что не Им было сотворено, ненавидит тех, кто творит это зло. Доктор Хаммонд предлагает другое чтение этого стиха: «Господь испытывает праведного и нечестивого (безошибочно производит отличие между ними, что нам не под силу), и любящий насилие ненавидит свою собственную душу», из чего следует, что преследователи сами навлекают на себя погибель (Прит 8:36).

(2) Бог – праведный Судья, и поэтому накажет их (ст. 6). Их наказание будет [1] необратимо: «Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу». Здесь присутствует двойственная метафора, чтобы подчеркнуть неизбежность наказания нечестивцев. С небес на них прольются бедствия (Иов 20:23), от которых нельзя укрыться или удрать (см. ИНав 10:11; 1Цар 2:10). Это наказание удивит их, как внезапный дождь иногда удивляет путника в летний день. Для них это будут сети, которые крепко держат узников до дня расплаты.

[2] Ужасно. Это будут горящие угли, огонь и сера, что четко указывает на гибель Содома и Гоморры. Это наказание будет очень подходящим, ибо именно такая гибель предназначена для тех, кто подвергается казнью вечного огня (Иуда 7). Огонь гнева Божьего, опускающийся на серу их собственной вины, будет яростно пылать и доберется до самого нижнего ада и до крайней отметки вечности. Какой страшной буре подвергнутся нечестивцы после смерти! Какое ложе в вечности сделают они для себя в озере из огня и серы в обществе мертвых и проклятых! Именно это имеется здесь в виду; именно такой будет их чаша – наследство, уготовленное для них Всевышним и переданное им (Иов 20:29). Такой будет чаша, данная им в руки и которую они должны будут выпить до конца (Пс 74:9). Каждый человек имеет свою чашу, предназначенную для него. Тот, кто выбрал Господа как свою чашу, будет иметь то, что он избрал и будет счастлив вечно в своем выборе (Пс 15:5). Тот же, кто отказался от Его благодати, должен будет испить чашу Его гнева (Иер 25:15; Ис 51:17; Авв 2:16).

VI. Хотя добрыми и честными людьми могут пренебрегать и плохо о них отзываться, но Бог признает их Своими; Он благоволит к ним, улыбается им и именно поэтому сурово рассчитается с преследователями и угнетателями, так как те, кого они угнетают и преследуют, дороги Ему (ст. 7), ибо касающийся вас касается зеницы ока Его. Господь любит их и работу Своей благодати, совершенную в них. Бог праведен, поэтому Он любит праведность везде, где находит ее, и становится на защиту праведных, которых обижают и угнетают; Ему нравится совершать суд ради них (Пс 112:6). Поэтому мы должны быть последователями Бога: любить правду, как Он любит ее, для того чтобы постоянно пребывать в Его любви. Он милостиво смотрит на них, лице Его видит праведника; Он не только в мире с ними, но и дает веселье их сердцам, позволяя им знать, какой Он. Бог, как любящий отец, с наслаждением смотрит на них, а они, как послушные дети, абсолютно довольны Его улыбкой. Они ходят во свете Господа.

Воспевая этот псалом, мы должны ободрять себя и побуждать других доверяться Богу во все времена; должны полагаться на Него — Он защитит нашу невиновность и сделает нас счастливыми; должны бояться Его недовольства больше, чем смерти, и желать Его благоволения больше, чем жизни.