32 глава

Это псалом хвалы. Возможно, его сочинил Давид, но здесь нам не сообщается об этом, так как Бог хотел, чтобы мы смотрели выше человека, написавшего священный труд, на тот благословенный Дух, который двигал и направлял его. Псалмопевец (I) призывает праведных славить Бога (ст. 1-3).

(II) Обеспечивает нас поводами для хвалы. Мы должны славить Бога (1) за Его справедливость, благость, истину, явленную в Его слове и во всех делах Его (ст. 4,5).

(2) За Его силу, проявившуюся в делах сотворения (ст. 6-9).

(3) За могущество Его провидения, управляющее этим миром (ст. 10,11; 13-17).

(4) За особое благоволение, которое Он оказывает Своему избранному народу, ободряя уповать на Него (ст. 12, 18-22). Мы не окажемся в затруднении за подобные мысли при пении этого псалма, который так естественно выражает благочестивую любовь праведной души к Богу.

Стихи 1-11. В этих стихах псалмопевец выражает:

I. Свое великое желание прославить Бога. Он не считает, что сам делает это достаточно хорошо, поэтому хочет, чтобы другие также участвовали в этом служении: чем больше людей будет участвовать в нем, тем лучше; это будет больше напоминать небеса.

(1) Святая радость – это сердце и душа хвалы, и радоваться повелевается всем добрым людям (ст. 1): «Радуйтесь, праведные, о Господе». Именно этими словами заканчивается предыдущий псалом и ими же начинается этот, ибо все наши религиозные действия должны начинаться и заканчиваться святой удовлетворенностью и ликованием в Боге, как в наилучшем из всех существ и личностей.

(2) Благодарственная хвала – это дыхание и язык святой радости; и это требуется здесь от нас (ст. 2): «Славьте Господа; хорошо отзывайтесь о Нем и воздавайте Ему славу, достойную имени Его».

(3) Религиозные песни – это подходящее выражение благодарственной хвалы; и здесь о них говорится (ст. 3): «Пойте Ему новую песнь, наилучшую, какая у вас есть: не ту, которая изношена от постоянного употребления и избитая, а ту, которая, будучи новой, больше всего побуждает чувства; новую песню о новых милостях по каждому новому поводу, за то сострадание, которое обновляется каждое утро». Исполнявшаяся в то время музыка, тоже назначалась Давидом и представляла собой храмовые песни, чтобы их легче было петь; об этом также говорится здесь (ст. 2): «Пойте Ему на десятиструнной псалтири». В этих словах [1] представлено правило для исполнения этой обязанности: «Пойте Ему стройно, с восклицанием; пусть в прославлении участвуют и сердце, и разум; пусть это совершается разумно, с чистыми помыслами, с чувствами и горячим сердцем».

[2] Приводится хороший повод исполнять этот долг: «Правым прилично славословить». Тем самым мы угождаем Богу, так как одеяния хвалы придают больше привлекательности народу Божьему и становятся превосходным украшением нашего исповедания. Правыми становятся те, которым Господь дал честь воздавать Себе почести. Правые славят Его приличным образом, ибо славят своими сердцами, то есть хвалят своей славой, в то время как хвала лицемеров является неуклюжей и неприятной, как притча в устах глупцов (Прит 26:7). II. Высокие мысли о Боге и Его безграничных совершенствах, которые имеет псалмопевец (ст. 4,5). Бог являет себя нам (1) в Своем слове, в которое вкладывает все божественное откровение: все то, что Он в различные времена и различным образом сообщал сынам человеческим — всем тем, которые правы. В нем нет ничего плохого; его заповеди абсолютно соответствуют принципам справедливости и вечным истинам о добре и зле. Все Его обетования мудры, благи и абсолютно верны. В его угрозах нет беззакония, и даже они предопределены для нашего блага, чтобы отпугнуть нас от зла. Слово Господне право, и поэтому все отклонения от него – ошибки, а следовательно, мы на верном пути, если соответствуем ему.

(2) В Своих делах, которые верны и соответствуют Его советам, и названы истинными писаниями (Дан 10:21). Копии во всех делах Божьих абсолютно соответствуют великому оригиналу, а план, заложенный в Вечном Разуме, не изменился ни на йоту. В Своих делах Бог явил нам,

[1] что Он Бог неизменной справедливости: «Он любит правду и суд». В каждом вынесенном Им приговоре присутствует лишь правда, а в его исполнении – суд. Он никогда не совершал и не мог причинить зла ни одному творению, а всегда готов возместить ущерб тем, кому причинили зло, — и делает это с удовольствием. Он любит праведных людей. Он Сам – Господь праведный и поэтому любит праведность.

[2] Что Он Бог неисчерпаемого изобилия: «…милости Господней полна земля», то есть ее примеров и доказательств. Благоприятное влияние, которое земля принимает свыше, и плоды, которые благодаря ему она производит, обеспечение, предоставленное и для людей, и для тварей, общие благословения, которые получают все народы земли, — четко заявляют о том, что милости Господней полна земля. При этом не исключаются самые темные и холодные, самые жаркие, сухие и необитаемые части земли. Какая жалость, что земля, которая так полна Господней милости, так бедна на хвалу Ему, и что среди огромного количества людей, которые живут благодаря Его щедрости, лишь некоторые живут для Его славы!

III. Убеждение в том, что он находился во всемогущей власти Бога, засвидетельствованной при сотворении мира. Мы «верим в Бога» и поэтому славим Его как «Отца Всемогущего, Творца неба и земли». Именно так здесь нас учат славить Его. Обратите внимание,

1. Как Бог сотворил этот мир и дал жизнь всему живому.

(1) С какой легкостью все было сотворено Словом Господа и духом уст Его. Христос – это Слово, Дух – это дыхание, поэтому Бог Отец сотворил этот мир, а также управляет им и искупляет его с помощью Сына и Духа. Ибо Он сказал, — и сделалось (ст. 9), этого было достаточно, не нужно было ничего добавлять. Когда человек говорит и действует, то он совершает два действия, но не так Бог. Словом и Духом Божьим так же, как и мир, был сотворен человек – этот маленький мир. Бог сказал: «Сотворим человека» и вдунул в лице его дыхание жизни. Словом и Духом построена Церковь, этот новый мир, а благодать, совершая работу в душе, делает нового человека, новое творение. Чего же не может сделать та сила, которая Словом сотворила мир!

(2) Как действенно был сотворен мир. Он повелел, — и явилось. Все, что Бог совершает, имеет цель; Он делает, и оно стоит крепко. Все, что делает Бог, пребывает вовек (Еккл 3:14). Благодаря этому повелению по определениям Божьим все стоит доныне (Пс 118:91).

2. Что Он сотворил. Господь сотворил все; но здесь обращается внимание на (1) небеса и все воинство их (ст. 6): видимые небеса, солнце, луну, звезды и все воинство их.

(2) На воды и их богатства (ст. 7). Вначале земля была покрыта водой и, будучи тяжелой, должна была бы осесть и погрузиться под ее тяжестью. Но для того, чтобы с самого начала показать, что Бог природы не связан естественными законами природы и обычными действиями Своей силы, Он, произнеся Слово, собрал, будто груды, морские воды, чтобы могла показаться сухая земля. Он не оставил их лежащими в грудах, а положил бездны в хранилищах: не только в углублениях, которые служили ложами для морей, где за ними можно было наблюдать с песчаных берегов, словно в сокровищнице, но и сокрыл в тайных пещерах, где они оказались спрятанными от глаз всего живого, хранил их для того дня, когда источники с огромной глубины открылись. И сейчас они все еще находятся в хранилищах; и лишь великий Хозяин дома знает, как лучше их использовать.

3. Какой вывод можно сделать из этого (ст. 8): «Да боится Господа вся земля, да трепещут пред Ним все, то есть пусть все дети человеческие поклоняются и воздают Ему славу (Пс 94:5,6). Вечное Евангелие объясняет, почему мы должны поклоняться Богу: так как Он сотворил небеса, землю и море (Отк 14:6,7). Давайте же все будем бояться Его, то есть бояться Его гнева и недовольства, опасаться, чтобы не стать Его врагом и не выступить против Него. Давайте бояться обидеть Того, Кто имеет подобную силу, и не сомневаться, что Он держит всю силу в Своей руке. Очень опасно быть в состоянии войны с Тем, за Кем стоит все воинство небесное и Кто имеет в хранилищах бездны морские. Поэтому мудро поступает тот, кто стремится быть с Ним в мире (см. Иер 5:22).

IV. Удовлетворение, которое он имел благодаря всемогуществу и владычеству Бога (ст. 10,11). Он управляет всеми сообществами людей и вопреки их желанию заставляет служить Своим целям. Приди и увидь глазом веры Бога на престоле, который (1) расстраивает замыслы Своих врагов: «Господь разрушает советы язычников»; все, что они замышляют против Него и Его царства, оказывается тщетным (Пс 2:1);

планы Ахитофела оказались безрассудством, а заговор Амана был разрушен. Даже если план хорошо разработан, а надежды возносятся высоко, но Бог говорит, что он не устоит и не свершится, — то все будет безрезультатно.

(2) Исполняет Свои собственные повеления: «Совет же Господень стоит вовек. Он неизменен, ибо Он тверд; и кто отклонит Его?» Люди могут противостать его исполнению, но никакая сотворенная сила не сможет ни в коей мере воспрепятствовать этому. На протяжении всех веков Бог никогда не менял Свои мерки; но в каждом событии, даже в тех, которые казались нам самыми удивительными, исполнялся вечный совет Бога, и никто не мог помешать его исполнению в нужное время. С каким же удовольствием, воспевая эти слова, мы можем славить Бога! Какое утешение во все времена может нам дать мысль о том, что Бог управляет миром, который Он сотворил Своей безграничной мудростью до нашего рождения и будет управлять им, когда мы умолкнем во прахе!

Стихи 12-22. В этих стихах нас учат воздавать славу Богу I. За Его общее провидение, направленное ко всем сынам человеческим. Хотя Господь снабдил человека пониманием и свободной волей, но себе Он оставил управление им и теми способностями, посредством которых Он сам может управлять.

(1) Его око наблюдает за всеми детьми человеческими и даже за их сердцами. Даже побуждения их душ, о которых кроме них самих никто не знает, Он знает лучше их самих (ст. 13,14). Хотя место пребывания славы Божьей находится высоко на небесах, в то же время оттуда Он обозревает не только всю землю, но и особым образом следит за всеми обитателями земли. Он не только смотрит, но и пристально следит за ними. Он призирает на всех (такое слово используется здесь), то есть смотрит так внимательно, что ни малейшая мысль не ускользает от Его внимания. Атеисты считают, что, так как Он живет высоко на небесах, Он не может и не хочет обращать внимание на то, что происходит здесь, в этом нижнем мире. Но оттуда, как бы высоко ни было это место, Господь видит всех нас, и все люди и вещи обнажены и открыты перед Ним.

(2) В Своей руке Он держит и их сердца, и их времена: «Он создал сердца всех их. Вначале Бог сотворил их, а затем, дав им жизнь, сформировал дух каждого человека внутри них». Поэтому Его и называют Отцом духов, и это является хорошим аргументом, доказывающим, что Он совершенно знает их. Так часовщик, создавший часы, может рассчитать в них каждую шестеренку. Давид использует этот аргумент, применяя его к себе (Пс 138:1,14). Бог продолжает формировать сердца людей, поворачивает их, как реки воды, в ту сторону, куда Ему угодно, чтобы они служили Его целям, затемняет или просветляет разум людей, ожесточает или склоняет их волю в соответствии с тем, как Ему угодно их использовать. Тот, Кто создает сердца людей, делает их похожими. Хотя сердца, как и лица, сильно отличаются и существует их такое разнообразие, что как нет двух лиц с абсолютно похожими чертами, так нет и двух сердец, имеющих одинаковый характер, но в то же время они так похожи, что в чем-то все лица и все сердца идентичны, как в воде лицо – к лицу (Прит 27:19). «Он создал их сердца вместе» (как читают это место некоторые) подобно шестеренкам часов: хотя и различной формы, размеров и движений, но когда они собраны вместе, то служат одной цели. Так же и сердца людей и их расположение: как бы они ни отличались одно от другого и ни противоречили друг другу, в то же время ими управляют так, чтобы они служили единственной божественной цели.

(3) Все сердца открыты для суда Божьего, ибо Господь вникает во все дела их: не только знает их, а взвешивает, чтобы потом воздать каждому по делам рук его в тот же день в этом мире, и на суде до самой вечности.

(4) Все сотворенные силы зависят от Него; без Него они не пользуются авторитетом и не могут ничего сделать (ст. 16,17). К великой чести Бога служит то, что не только никакая противостоящая сила не может победить Его, но и то, что всякая сила зависит от Него и от Него черпает свое могущество.

[1] Без Бога могущество царя ничего не стоит. Ни один царь не является священным благодаря своим царским правам или власти, врученной ему, ибо власти подобного типа предопределяются Богом и являются такими, какими Он сделал их, и не более. Давид был царем и мужем войны от юности своей, хотя в то же время признавал Бога своим единственным Защитником и Спасителем.

[2] Без Бога армия не имеет силы. Множество воинства не защитит тех, под чьим командованием они находятся, пока Бог не повелит им. Великая армия не может быть уверенной в победе, ибо, если Богу угодно, один воин сможет разогнать тысячу.

[3] Без Бога сила великана – ничто. Исполина, каким был Голиаф, не защитит великая сила, если его день подошел к концу. Ни крепость и активность его тела, ни отвага и решительность его характера не будут служить ему дольше, чем Богу будет угодно давать ему успех. Пусть же ни один муж сильный не хвалится своею силою, а пусть каждый укрепляет себя в Господе, Боге нашем, чтобы идти вперед и возрастать в Его силе.

[4] Без Бога сила коня – ничто (ст. 17): «Ненадежен конь для спасения». Во время войны кони так высоко ценились и от них так много зависело, что Бог запретил царям Израиля умножать себе коней (Втор 17:16), чтобы евреи не испытывали искушения надеяться на них и таким образом их упование на Него уменьшилось бы. Давид подрезал сухожилия у коней сирийцев (2Цар 8:4), здесь он подрезает сухожилия у всех коней этого мира, провозглашая лошадь бесполезной для спасения в день битвы. Если военная лошадь неуправляема и плохо выполняет команды, она может подвергнуть наездника большим опасностям, вместо того, чтобы уносить его от них. Если лошадь под воином убьют, то, вместо того, чтобы спасти его жизнь, она может стать причиной его гибели. Поэтому мы должны стараться обрести уверенность в Божьем благоволении к нам, и тогда сможем быть уверены, что Его сила выступает за нас, и не бояться, кто бы ни выступал против.

II. Мы должны воздавать Богу славу за Его особую благодать. Признавая Божьи провидения, псалмопевец провозглашает, что блаженны те, которые имеют Иегову своим Богом, управляющим миром и имеющим все необходимое, чтобы помочь им в трудные времена, в то время как несчастливы те, которые имеют Ваала и других богов, не способных ни услышать, ни помочь, так как сами являются бесчувственными и беспомощными (ст. 12): «Блажен народ, у которого Господь есть Бог: Израиль, который знает истинного Бога и вступил в завет с Ним, а также все другие народы, которые имеют Бога своим Господом и принадлежат Ему, ибо все они, к какой бы нации ни принадлежали, являются духовным потомством Авраама».

(1) Их мудрость проявилась в том, что они избрали Господа своим Богом и направляют свое почитание и уважение в нужное место, где они не будут напрасными.

(2) Их блаженство заключается в том, что они являются народом, которого Бог избрал себе в наследие, который Ему нравится и которого Он уважает, который Он защищает и о котором заботится, который Он взращивает и улучшает, как поступает человек по отношению к своему наследию (Втор 32:9). А теперь, воздавая почести божественной благодати, давайте отметим [1] заботу Бога о Своем народе (ст. 18,19). Он внимательно наблюдает за всеми сынами человеческими, но Его око благоволения и удовлетворенности находится над теми, кто боится Его. Он смотрит на них с наслаждением, как отец — на своих детей, как жених – на свою невесту (Ис 62:5). В то время как зависящий от своего могущества и армий, от колесниц и лошадей, погибает, разочаровавшись в своих ожиданиях, народ Божий, находящийся под Его защитой, пребывает в безопасности, ибо Господь избавит их души от смерти, когда между ними останется лишь шаг. Если же Он не избавит тело от временной смерти, то избавит душу от духовной и вечной смерти. Их души, чтобы ни случилось, будут жить и славить Его, то ли в этом мире, то ли в лучшем. Они будут получать пополнение от Его изобилия и ни в чем не будут нуждаться. Он во время голода пропитает их; когда другие будут умирать от нужды, они будут жить, в чем проявляется отличительная милость. Когда видимые средства терпят неудачу, Бог находит тот или иной способ, чтобы подкрепить их. Он не говорит, что даст изобилие (и нет повода ни желать, ни ожидать этого), но Он поддержит их жизнь. Они не умрут с голоду; и когда разрушительные суды останутся позади, им окажется великое благоволение, ибо оно обладает поразительным действием и возлагает на нас определенные обязательства, так как жизнь дана нам, чтобы стать жертвой. Тот, кто имеет Господа Своим Богом, увидит, что Бог является его помощью и щитом (ст. 20). Он поможет им в трудностях; они получат помощь и не смотря на трудности, и через них. Он спасет их от опасности, и поэтому им не будет нанесен существенный ущерб.

[2] Уважение, которое оказывает Ему народ Божий и о котором мы должны размышлять.

(а) Мы должны уповать на Бога. Мы должны внимательно следить за движением Его провидений, приноравливаться к ним и терпеливо ожидать их исхода. Наши души должны уповать на Него (ст. 20). Мы должны не только словом и устами исповедовать свою веру в Бога — это отношение должно быть внутренним и искренним — мы должны тайно и молчаливо приходить к Нему.

(б) Мы должны полагаться на Бога, уповать на Его милость, на благость Его природы, хотя и не имеем точного обетования, на которое могли бы положиться. Тот, кто боится Бога и Его гнева, должен уповать на Него и Его милость, ибо тогда мы не убегаем от Бога, а летим к Нему. Подобное благочестивое расположение не только сосуществует, но и содействует одно другому: святой страх перед Богом и надежда на Его милость. Это и называется упованием на святое имя Его (ст. 21);

все, посредством чего Он явил себя нам, служит для нашего ободрения служить ему.

(в) Мы должны веселиться о Боге (ст. 21). Тот по-настоящему не покоится в Нем или не знает о неизреченных преимуществах поступающих так, кто не радуется в Боге в любое время. Ибо уповающие на Него надеются обрести вечную полноту радости в Его присутствии.

(г) Мы должны искать Его, чтобы обрести ту милость, на которую уповаем (ст. 22). Наши ожидания от Бога должны не вытеснять, а оживлять и ободрять наши просьбы к Нему; Его нужно искать ради того, что Он пообещал нам, и поэтому псалом заканчивается краткой, но всеобъемлющей молитвой: «Да будет милость Твоя, Господи, над нами; чтобы мы всегда имели ее привилегии и утешения, но не в зависимости от того, что мы заслужили от Тебя, а в зависимости от того, как мы уповаем на Тебя, то есть соответственно обетованию, которое Ты дал нам в Слове Своем о вере и благодати и взращиваешь в нас посредством Своего Духа». Если, воспевая эти стихи, мы демонстрируем свое упование на Бога и позволяем нашим желаниям лететь к Нему, то тем самым в своих сердцах мы слагаем мелодию Господу.