56 глава

Этот псалом очень похож на предыдущий. Он был написан в подобной ситуации, когда Давид оказался в беде и испытал искушение ко греху, и начинается такими же словами: «Помилуй меня, Боже». Метод изложения тот же.

(I) Давид начинает псалом молитвой и жалобой, в то же время имея некую уверенность в неотложности своей просьбы (ст. 2-7).

(II) Он заканчивает псалом радостью и хвалой (ст. 8-12). Поэтому, воспевая этот псалом, мы можем получить ободрение и наставление в том, как должны возносить Богу свои прошения и благодарения.

Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.

Стихи 2-7. Заглавие этого псалма содержит в себе одно новое слово: Аl-taschith — не погуби. Одни предполагают, что эти слова подразумевают некую известную мелодию, для которой был сочинен этот псалом, другие – что здесь имеется в виду тема псалма «Не погуби», то есть Давид не допустил убийства Саула, когда, встретив его в пещере, имел явную возможность лишить его жизни, а также не позволил слугам сделать это. «Нет, — говорит Давид, — не убивайте его» (1Цар 24:4,6). Или, скорее, эти слова могли означать: «Господи, не допусти, чтобы Саул убил Давида». Бог допустил, чтобы Саул его преследовал, но ограничивал царя, говоря: «Не погуби». Таким же образом Он разрешил сатане поразить Иова, сказав: «Только жизнь его сохрани». Давид не должен был погибнуть, ибо в нем благословение (Ис 65:8);

Христос – наилучшее благословение. Находясь в пещере и подвергаясь неотвратимой опасности, Давид рассказывает о чувствах своего сердца по отношению к Богу. Счастливы те люди, которые, находясь в опасности, имеют подобные мысли!

I. Он поддерживает себя верой и упованием на Бога, молясь Ему (ст. 2,3). Оказавшись в окружении врагов, Давид взирает на Бога и обращается к Нему с соответствующей молитвой: «Помилуй меня, Боже!» Эти слова он повторяет, и это не напрасное повторение: «Помилуй меня». Такими же словами молился мытарь (Лук 18:13). Жаль, что некоторые, вместо того чтобы искренне взывать к Богу: «Боже, будь милостив к нам» или «Господи, помилуй нас», используют их в незначительных ситуациях для выражения удивления, изумления, раздражения, когда не думают ни о Боге, ни о Его милости. Здесь Давид молится с величайшим благоговением: «Помилуй меня, Боже! Взгляни на меня с состраданием и искупи Своей любовью и жалостью». Чтобы заслужить милость Господа, Он исповедует:

1. Что уповает лишь на Бога: «…ибо на Тебя уповает душа моя…» (ст. 2). Он не только исповедует свое доверие Богу, но его душа действительно полагается лишь на Бога; она искренне благоговеет перед Ним и посвящает себя Ему, испытывая полный покой и удовлетворенность. Псалмопевец приходит к Богу и у подножия Его престола благодати смиренно исповедует свое упование на Него: «…в тени крыл Твоих я укроюсь, как птенцы, которые находят прибежище под крыльями своей матери, когда хищные птицы нападают на них, доколе не пройдут беды».

(1) Давид уверен, что в должное время все закончится хорошо и его беды пройдут, что буря прекратится. Non si male nunc et olim sic erit – хотя сейчас я бедствую, но так будет не всегда. Так же наш Господь Иисус утешал себя в страданиях: «Ибо то, что о Мне, приходит к концу» (Лук 22:37).

(2) Давид был абсолютно спокоен, находясь в трудное время под божественной защитой.

[1] Он утешал себя осознанием благости, присущей природе Бога, благодаря которой Он сострадал Своему народу и защищал его, как птица инстинктивно защищает своих птенцов. Бог летит на крыльях, чтобы помочь Своему народу, что означает быстрое избавление (Пс 17:11). Он прячет их под Свои крылья, где даже во время бедствия им будет тепло и они восстановят свои силы (см. Мат 23:37).

[2] Давид утешал себя обетованием Слова и заветом благодати. Эти слова могут подразумевать распростертые крылья херувимов, между которыми, как говорит Писание, обитал Бог (Пс 79:2) и откуда изрекал Свои пророчества. «Я полечу к Богу благодати, и Его обетование будет моим прибежищем и надежным удостоверением того, что я благополучно пройду через трудности». Бог Своим обетованием предлагает себя нам и желает, чтобы мы уповали на Него, а мы своей верой должны принять Его и довериться Ему.

2. Что все его желания направлены к Богу (ст. 3): «Воззову к Богу Всевышнему, умоляя о помощи и облегчении. Ко Всевышнему вознесу я душу свою и настоятельно помолюсь Богу, благодетельствующему мне». Обратите внимание:

(1) во всем, что обрушивается на нас, мы должны видеть руку Божью; Он совершает все происходящее; в этих событиях совершается Его воля и исполняется Писание.

(2) В итоге окажется, что все, совершаемое Господом для Своего народа, делалось для его блага. Хотя Он – Бог Всевышний, но снисходит так низко и заботится, чтобы все содействовало для их блага.

(3) Это объясняет, почему во всех стесненных обстоятельствах и трудностях мы должны взывать к Нему, и не просто молиться, а молиться настойчиво.

3. Что он ожидает помощи лишь от Бога (ст. 4): «Он пошлет с небес и спасет меня». Тот, кто сделал Бога своим единственным прибежищем и летит к Нему верой и молитвой, может быть уверен, что обретет спасение в определенное Богом время и Им установленным образом. В этих стихах обратите внимание:

(1) откуда он ожидает спасения – с небес. Здесь, на земле, куда бы он ни посмотрел, нет прибежища, и помощи неоткуда прийти, поэтому псалмопевец смотрит на небеса. Тот, кто возносит свое сердце к небесам, оттуда может ожидать всех благ.

(2) Какого спасения он ожидает. Он верит, что Бог спасет и спасет от упреков ищущего поглотить его (английский перевод, KJV), который стремится погубить его и в трудное время делает все возможное, чтобы досадить ему. В русской Библии этот стих переведен так: «Он пошлет с небес и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня, то есть Бог разрушит замыслы, направленные против меня, и таким образом избавит меня».

(3) Кому он приписывает свое спасение: «Пошлет Бог милость Свою и истину Свою». Бог сам по себе благ и верен каждому Своему произнесенному слову, и Он проявляет эти Свои качества, избавляя Свой народ. Лишь привилегии Его милости и истины могут сделать нас счастливыми (Пс 24:10).

II. Он описывает могущество и злобность своих врагов (ст. 5): «Душа моя среди львов». Саул и его воины были настолько жестокими и яростными по отношению к Давиду, что в обществе таких людей, которые постоянно рычали на него и были готовы наброситься, он чувствовал себя, словно во львином рву. Они разжигали раздоры и дышали пламенем; они изменяли обычный порядок хода вещей и разжигали друг в друге ненависть к Давиду, будучи сами воспаляемы от геенны (Иак 3:6). Они были сынами человеческими, от которых можно было бы ожидать разумных действий и человеческого сострадания, но на самом деле это хищники в человеческом облике. Их зубы, которыми они скрежетали на него и которыми надеялись разорвать его на кусочки и сожрать, — копья и стрелы, готовые для зла и убийства, а их язык, которым они проклинали и порочили его репутацию, — острый меч, готовый убивать (см. Пс 41:11). Злобный язык – опасное оружие, которым пособники сатаны сражаются против народа Божьего. Давид описывает их злые замыслы против него (ст. 7) и их исход: «Приготовили сеть ногам моим, чтобы схватить меня и не дать возможности убежать; выкопали предо мною яму, чтобы я, не зная о ней, упал в нее вниз головой». Обратите внимание на тактику врагов Церкви, посмотрите на усилия, которые они прилагают, чтобы совершить зло. Но давайте также посмотрим, что из этого выходит.

1. Несомненно, они доставляют беспокойство Давиду, и он говорит: «…душа моя поникла». Все это огорчало его, и он грустил, размышляя о своих недоброжелателях.

2. Но за этим следовала гибель его врагов. Они копали яму для Давида, но сами упали в нее. Зло, задуманное для псалмопевца, обратилось на них самих. Они запутались в своих планах; затем, когда Саул гнался за Давидом, на страну напали филистимляне; более того, в пещере, где Саул надеялся схватить Давида, он сам попал в руки беглеца и был предоставлен его милости.

III. Он молится, чтобы Бог прославил Себя и Свое великое имя (ст. 6): «Что бы ни случилось со мной и моими стремлениями, будь превознесен выше небес, Боже! Да прославят Тебя святые ангелы – обитатели вышнего мира; над всею землею да будет слава Твоя; и пусть все живущие на земле узнают и прославят Тебя». Слава Бога должна быть близка нашим сердцам, и мы должны заботиться о ней больше, чем о собственных интересах. Когда Давид был в отчаянии и немилости, он не молился: «Господи, превознеси меня»; псалмопевец обращался с такими словами: «Господи, превознеси имя Свое». Подобным образом Иисус, Сын Давида, когда Его душа терзалась, молился: «Отче! избавь Меня от часа сего!», но затем Он меняет суть Своей просьбы и вместо нее говорит: «Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое» (Иоан 12:27,28). Или эти слова можно воспринять как предлог, усиливающий его просьбу об избавлении: «Господи, пошли с небес и спаси меня; тем самым Ты прославишь имя Твое, как имя Бога земли и небес». Слава Бога лучше всего ободряет в молитве, и поэтому для нашего утешения, прося об определенных милостях, мы должны прежде всего взирать на нее. Это прошение стоит первым в молитве Господа «Отче наш…», так как оно упорядочивает и направляет все дальнейшие. Отче наш, да славится имя Твое.

Стихи 8-12. Как необычно в данных стихах меняется настрой! Молитвы и жалобы Давида благодаря живой действующей вере внезапно превращаются в хвалу и благодарение. Его вретище снимается, он препоясывается весельем, и его «аллилуйя» такие же страстные, как и «осанна». Мы еще больше полюбим молитву, зная, что рано или поздно она превратится в хвалу. Обратите внимание:

I. Как Давид готовит себя к прославлению (ст. 8): «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое. Мое сердце, которое раньше было поникшим (ст. 7), вознеслось. Сердце мое твердо (1) благодаря Божьим провидениям, оно готово для каждого события, уповая на Господа» (Пс 111:7; Ис 26:3). Готово сердце мое, и я ни на что не взираю (Деян 20:24). Если благодаря благодати Божьей наш дух обрел покой, то у нас есть повод благодарить Его.

(2) Благодаря поклонению Богу: «Готово сердце мое, Боже, чтобы петь и славить». Это означает, что главную роль во всех действиях поклонения играет сердце. В религии лишь то достигает своей цели, что совершается с сердцем. Сердце должно быть готово для совершения этой обязанности, то есть иметь определенный настрой, оно должно быть сконцентрировано на исполнении этого долга, чтобы вы служили Господу без развлечения.

II. Как он побуждает себя к прославлению (ст. 9): «Воспрянь, слава моя, то есть мой язык (наш язык является нашей славой лишь в том случае, когда он прославляет Бога) или моя душа, которая прежде всего должна пробудиться, так как скучные и сонные поклонения не могут быть приятны для Бога». Мы должны побуждать себя и своего внутреннего человека славить Бога. Эта жертва должна загораться святым огнем и возноситься святым пламенем. В гимнах хвалы язык Давида будет вести это служение, а псалтирь и гусли будут следовать за ним. «Я встану рано» – эти слова означают не только то, что псалмопевец будет жив, что он не будет сонным и беспечным при поклонении. Тем самым Давид говорит: «Я буду особенно энергичен как человек, только что пробужденный после восстанавливающего сна». Для совершения этого долга он обещает встать рано утром, чтобы начать день с Богом и Его милостями. Когда Бог приходит к нам со Своим благоволением, мы должны выходить Ему навстречу с хвалой.

III. Какое удовольствие он получает от прославления и (я бы сказал) как он гордится этой обязанностью. Он не только не стыдится ее и своего упования на Бога, но и решает славить Его между народами и воспевать среди племен (ст. 10). Это подразумевает, (1) что его собственное сердце, прославляя Бога, подверглось огромному влиянию и обрело благодать, что от его священных песен зазвенит земля и все обратят внимание, насколько он считает себя обязанным милости Божьей.

(2) Его желание, чтобы другие присоединились к его прославлению. Он будет возносить хвалу Божью среди племен, чтобы знания о Боге, о страхе перед Ним и Его любви распространялись повсюду, и по всей земле люди увидели его спасение. Когда Давид был вынужден бежать в языческие страны, он не только не поклонялся их богам, но и открыто признавал свое благоговение перед Богом Израиля. Он повсюду брал с собой свою религию, старался другим привить любовь к ней и после себя оставить ее приятное благоухание. О Давиде, чьи псалмы исполняются во всех церквах и будут исполняться до конца времен, можно сказать, что он и сейчас славит Господа между народами и воспевает Ему среди племен, ибо все благочестивые люди используют его слова для прославления Бога. Таким же образом святой Иоанн в своих писаниях был призван пророчествовать о народах и племенах (Отк 10:11).

IV. Каким образом он обеспечивает себя темой для хвалы (ст. 11). То, что было сущностью его надежды и утешения (Бог послал Свою милость и истину, ст.4), теперь становится сущностью его благодарения: «Ибо до небес велика милость Твоя, которую невозможно постичь и выразить, и до облаков истина Твоя, которую невозможно раскрыть, ибо разве может глаз увидеть то, что сокрыто в облаках?» Божья милость и истина достигают небес, так как они приведут на небеса тех, кто там складывает свои богатства и на них же строит свои надежды. Божья милость и истина прославляются до небес, то есть всеми яркими и благословенными обитателями верхнего мира, которые постоянно превозносят Бога Всевышнего, пока Давид на земле прилагает усилия, чтобы прославить его среди всех народов (ст. 10).

V. В конце он предоставляет Богу прославить Его собственное имя (ст. 12): «Будь превознесен выше небес, Боже!» Те же слова, использованные в стихе 6 для подведения итога своей молитвы, здесь он использует (и это не напрасное повторение), чтобы подвести итог своему прославлению: «Господи, я желаю превознести имя Твое, я хочу, чтобы все творения превознесли его, — но что могут сделать даже наилучшие из нас? Возьми это дело в Свои руки, Господи, сделай это сам. Будь превознесен выше небес, Боже! В славословии Твоей ликующей Церкви Ты превозносишься до небес, а в хвале Твоей воинствующей Церкви Твоя слава сияет по всей земле. Но Ты превыше всех благословений и хвалы (Неем 9:5), и поэтому будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя. Отче наш, да святится имя Твое. Ты прославил и еще прославь».