70 глава

Давид сочинил этот псалом в преклонном возрасте, что следует из некоторых его отрывков, и поэтому многие считают, что он был написан во время восстания Авессалома, так как это была самая большая беда его последних лет. Возможно, к этому его побудил бунт Савея или какие-то другие беды, обрушившиеся на него в этот период жизни, о которых было предсказано словами пророка, что меч не отступит от его дома. Но псалмопевец не уточняет причину, побудившую его написать этот псалом, так как хотел, чтобы он использовался Божьим народом в страданиях, в особенности теми, кто находится в преклонных годах, ибо этот псалом более других подходит для учеников Иисуса Христа в преклонных годах.

(I) Давид начинает псалом молитвой в вере, умоляя Бога, чтобы Он спас его (ст. 2,4), не оставил (ст. 9), не был далеко от него (ст. 12) и чтобы его враги были постыжены (ст. 14). Он говорит о своем уповании на Бога (ст. 1,3,5,7), о предыдущем опыте, когда Бог помогал ему (ст. 6), о злобности своих врагов (ст. 10,11).

(II) Он заканчивает псалом хвалой с верой (ст. 14 и т.д.). Никогда еще его надежда не была такой утвержденной (ст. 16,18,20,21). Никогда еще радость и благодарение так не переполняли его (ст. 15,19,22-24). Он пребывает в порыве радостной хвалы, и, воспевая этот псалом, мы также должны ободрять свою веру в Бога, а наши сердца должны возноситься, благословляя Его святое имя.

Стихи 1-13. В этих стихах Давид молится о том, чтобы впредь он не пребывал в замешательстве, а его враги были заведены в тупик.

I. Он молится, чтобы ему не пришлось стыдиться своего упования на Бога и чтобы он не разочаровывался в своих ожиданиях. С подобным прошением каждый истинный верующий может смело приступать к престолу благодати, ибо Бог никогда не разочарует надежду, которую Он сам выращивал. Здесь обратите внимание:

1. Как Давид исповедует свою уверенность в Боге и с каким удовольствием и благодарностью он много раз исповедует свое упование, подтверждая его перед Господом и рассказывая Ему о нем. Мы славим Бога и таким образом угождаем Ему, рассказывая (если, конечно, это истина), насколько полно Ему доверяем (ст. 1): «На Тебя и только на Тебя, Господи, уповаю. Что бы ни делали другие, а я выбираю своей помощью Бога Иакова». Тот, кто абсолютно удовлетворен вседостаточностью Бога, истиной Его обетований и уповает на них, веруя, что они усовершенствуют его, кто готов добровольно трудиться и страдать, терять и рисковать ради Него, может с уверенностью сказать: «На Тебя, Господи, уповаю». Тот, кто имеет дело с Богом, должен уповать на Него; если же мы стыдимся своих отношений с Богом, то это признак того, что мы не уповаем на Него. «…Твердыня моя и крепость моя — Ты» (ст. 3);

и вновь: «Ты твердая моя надежда» (ст. 7), то есть «я лечу к Тебе и уверен, что под Твоей защитой обрету безопасность. Если Ты укроешь меня, то никто не сможет причинить мне вред, ибо Ты — надежда моя, Господи Боже, упование мое (ст. 5): то есть в Своем слове Ты предложил себя мне в качестве должного объекта моей надежды и упования. Я уповал на тебя и никогда не пожалел об этом».

2. Как его предыдущий опыт поддерживал и ободрял его упование (ст. 5,6): «Господи Боже, упование мое от юности моей. С того момента, как я начал различать правую и левую руки, я доверился Тебе, и увидел, что это разумно, так как на Тебе утверждался я от утробы – Ты поддерживал меня от утробы (англ.пер., KJV)». С того момента, как он мог использовать свой разум, он стал уповать на милость Божью, ибо с того момента, как стал разумным существом, он стал памятником Божьей милости. Обратите внимание: размышления о милостивой заботе, которую проявляет к нам божественное провидение при рождении и во времена младенчества, должны побуждать нас с раннего возраста к благочестию и постоянному поклонению Богу. Тот, кто был нашей помощью от рождения, должен быть нашим упованием от юности. Если мы получаем так много милости от Бога до того, как смогли совершать для него какое-либо служение, то не должны терять время, когда уже можем служить Ему. И здесь приходит мысль, как подкрепление для псалмопевца в его огорченном состоянии: Бог не только дал ему жизнь и существование, выведя из утробы матери в этот мир, не только после этого обеспечивал всем необходимым, чтобы он не умер и не отдал свой дух, выйдя их утробы, но Он сразу же сделал его членом Своей семьи: «Ты тот, кто принял меня из утробы моей матери в руки Своей благодати, под тень Своих крыльев, и включил в узы завета. Ты взял меня в Свою Церковь как сына рабыни Твоей, рожденного в Твоем доме (Пс 115:7), и поэтому (1) у меня есть повод надеяться, что Ты защитишь меня. Ты поддерживал меня до нынешнего момента и не позволишь сейчас мне пасть. Ты, сотворивший меня, не оставишь дело рук Своих; Ты, помогавший мне, когда я ничего не мог сделать, не откажешься от меня сейчас, когда я так же беспомощен, как и в тот раз».

(2) «Я принял решение продолжать поклоняться Тебе — Тебе хвала моя не престанет, то есть каждый день я буду прославлять тебя и использовать для этого любую возможность». 3.О чем он просит Бога с упованием.

(1) Чтобы ему никогда не пришлось стыдиться своего упования (ст. 1), чтобы он не разочаровался в ожидаемой милости и таким образом не постыдился своих ожиданий. Такими же словами мы все можем молиться, прося у Бога, чтобы наше упование не стало причиной стыда. Надежда на славу Бога не постыжает.

(2) Чтобы Бог избавил его из рук врагов (ст. 2): «По правде Твоей избавь меня. Так как Ты являешься праведным Судьей мира, вступающимся за дело обиженных и наказывающим обидчиков, пошли мне облегчение (Бог при искушении даст и облегчение, 1Кор 10:13). Приклони ухо Свое к моим молитвам и в ответ на них избавь меня от моих бед (ст. 4). Избавь меня от руки тех, кто готов разорвать меня на кусочки». Молясь об избавлении, Давид говорит [1] об ободрении в своих ожиданиях, которое Бог дал ему: «Ты заповедал спасти меня (ст. 3), то есть пообещал спасти меня». Божьим обетованиям присуща такая эффективность, что их часто произносят как повеления. Да будет свет. И стал свет. Бог произнес – и все свершилось.

[2] О характере своих врагов. Они являются нечестивыми, беззаконниками и притеснителями; и выступить против таких людей — дело чести для Бога (ст. 4), ибо Он свят, праведен и благ.

[3] О многих глазах, направленных на него (ст. 7): «Для многих я был как бы дивом; всем интересно, чем завершатся такие необычные бедствия, которые обрушились на меня, и такое необычное упование на Бога, которое я исповедовал». Или: «На меня смотрят, как на чудовище, отовсюду прогоняемое, и поэтому я погибну, если Бог не будет моим прибежищем. Люди отказываются от меня, но не Бог».

(3) Чтобы в Боге он всегда мог найти покой и безопасность (ст. 3): «Будь мне твердым прибежищем, куда я всегда мог бы укрываться». Тот, кто в Боге чувствует себя как дома, кто живет в общении с Ним и в уповании на Него, кто всегда укрывается в Нем верой и молитвой, направив на Него свои глаза, может с уверенностью говорить, что в Господе он имеет твердое прибежище, которое никогда не подведет и не будет разрушено никакой атакующей силой. Такие верующие приглашаются к Нему постоянно, во всех случаях, и их не укоряют за то, что они приходят слишком часто.

(4) Чтобы у него всегда был повод благодарить Бога и он мог постоянно заниматься этим приятным делом (ст. 8): «Да наполнятся уста мои хвалою, как сейчас они наполнены жалобами, и тогда я не постыжусь своей надежды, а мои враги постыдятся своей наглости». Любящие Бога любят славить Его и желают делать это весь день – не только во время утреннего и вечернего поклонения, не только семикратно в день прославлять Его (Пс 118:164), но и весь день, то есть всякий раз к своим словам добавлять то, что могло бы послужить чести и славе Бога. Они принимают решение делать так, пока живут, и надеются в лучшем мире совершать это служение вечно.

(5) Чтобы в этих преклонных летах Бог не пренебрег им (ст. 9): «Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня». Здесь обратите внимание [1] на природное ощущение слабости, присущее его возрасту: «Оскудевает сила моя». Было время, когда его тело было сильным, ум – энергичен, крепкими были зрение, голос, члены. Но, увы, в преклонном возрасте они слабеют. Жизнь продолжается, но сила уходит, вернее, продолжается труд и скорбь (Пс 89:10).

[2] На его благодатное желание, находясь в слабости, постоянно быть в присутствии Божьем: «Не отвергни меня» и затем — «не оставь меня». Эти слова подразумевают, что он считает себя погибшим, если только Бог не вступится за него. Верующий всегда должен бояться, как бы Бог не оставил и не отверг его, особенно в преклонном возрасте, когда силы тают, ибо Бог – сила нашего сердца. Эти слова также означают: у Давида была надежда, что Бог не оставит его. Верные слуги Бога могут быть уверены, что Он не отвергнет их в преклонном возрасте и не оставит, когда их силы угаснут. Он – Господин, который не прогоняет старых слуг. И с этой уверенностью Давид вновь молится (ст. 12): «Боже! не удаляйся от меня; не дай мне почувствовать, что Ты удаляешься, ибо тогда я буду несчастен. Боже мой (который является таковым по завету)! поспеши на помощь мне, чтобы я не погиб до того, как помощь подоспеет».

II. Он молится, чтобы враги были постыжены в своих замыслах против него. Отметьте, (1) что они несправедливо говорили в его адрес (ст. 10,11). Их заговор был коварен и безрассуден; они покушались на его жизнь: «Они подстерегают душу мою (ст. 10) и враждуют против нее (ст. 13)». Их силы и коварство соединились: «Они советуются между собою». Они были очень дерзкими в своем поведении и говорили: «Бог оставил его; преследуйте и схватите его». Здесь их предположения абсолютно лживы, так как основываются на мысли, что раз хороший человек попал в беду, долго пребывает в ней и избавление не приходит к нему, то это значит, что Бог оставил его и больше не желает его знать. Господь не оставляет всех, кто считает себя таковыми, или о ком другие так думают, а так как их предпосылки были ложью, то и их выводы были варварскими. Они говорили: «Раз Бог оставил его, то преследуйте и схватите его; не сомневайтесь, а сделайте его своей добычей». Это называется «умножать страдания уязвленных Богом» (Пс 68:27). Они хотели лишить Давида мужества так же, как Сеннахирим старался запугать Езекию, предположив, что Бог стал его врагом и сражается против него. Да разве я без воли Господней пошел на землю сию, чтобы разорить ее (Ис 36:10)? Правда, что если Бог оставил человека, то больше некому его освободить, и поэтому его не должен оскорблять тот, кто осознает, что сам заслуживает того, чтобы Бог навсегда оставил его. Поэтому не радуйся ради меня, неприятельница моя! хотя я упал, но встану. Тот, кто оставил на мгновение, соберет нас вечной милостью.

(2) О чем он вполне справедливо молился, побуждаемый духом пророчества, а не духом страсти (ст. 13): «Да постыдятся и исчезнут враждующие против души моей. Если они не постыдятся благодаря покаянию и не спасутся, то пусть постыдятся вечным бесчестием и погибнут». Бог обратит в стыд славу тех людей, которые обращают в стыд славу Бога и Его народа.

Стихи 14-24. В этих стихах Давид пребывает в порыве радости и хвалы, которые исходят от его веры и надежды на Бога. В ст.14 происходит замечательная перемена в его голосе, его страхи умолкают, надежда укрепляется, а молитва превращается в благодарение. «Пусть враги говорят все что угодно, желая довести меня до отчаяния, а я всегда буду уповать на Тебя, надеяться во всех обстоятельствах, в самые облачные и мрачные дни. Я буду жить надеждой и надеяться до конца». Раз мы надеемся на Того, кто никогда не подведет нас, то пусть наша надежда на Него не подведет нас, и тогда мы прославим Его еще больше. «Чем больше они оскорбляют меня, тем крепче я прилепляюсь к Тебе; я буду умножать всякую хвалу Тебе, буду славить Тебя больше, чем прежде». Чем дольше мы живем, тем лучше должны уметь прославлять Бога и больше времени посвящать этому служению. «А я буду превыше всего умножать всякую хвалу Тебе, которую я вознес до сего времени, ибо я слишком мало славил Тебя». Даже после того, как мы сказали все, что было в наших силах, к славе Божьей, остается много, что можно было бы добавить. Эта тема никогда не истощится, и поэтому мы не должны утомляться от прославления. А теперь обратите внимание:

I. Как сердце Давида утверждается в вере и надежде; и очень хорошо, когда оно утверждается подобным образом. Отметьте:

1. На что он уповает (ст. 16).

(1) На силу Бога: «Войду в размышление о силах Господа Бога, я не буду сидеть в отчаянии, а заставлю себя действовать и бороться; я выступлю против врагов, но не своей силой, а силой Божьей, заявляя о своей полной неспособности и уповая лишь на Него как вседо-статочную силу. Я облачусь в силу Его провидения и Его благодати». Мы должны помнить о делах Божьих, совершенных Его силой, взирая на то, что Он вырабатывает в нас и желание, и возможность совершить дело.

(2) На обетование Божье: «…воспомяну правду Твою, то есть верность каждому произнесенному Тобой слову, справедливость Твоего руководства и милость к Своему народу, уповающему на Тебя. Я упоминаю об этом, молясь о Твоей милости». Вполне уместно отнести эти слова к праведности Христа, которую называли правдой Божией через веру, о которой свидетельствуют закон и пророки. Для получения помощи мы должны полагаться на силу Бога, а чтобы быть принятыми, – на праведность Христа. Только у Господа я имею правду и силу (Ис 45:24).

2. На что он надеется.

(1) Что Бог не оставит его в преклонном возрасте, а будет относиться к нему так же, как и раньше (ст. 17,18). Здесь отметьте,

[1] что Бог совершил для него, когда он был молод: «Ты наставлял меня от юности моей». Давид считает себя обязанным благодарить Бога за хорошее образование и правильные наставления родителей, когда он был молод, как за великую милость. Великое счастье – быть наставленным о Боге с юности, с самого детства знать священное Писание; и за это мы все должны благословлять Бога.

[2] Что Давид совершал для Бога в зрелом возрасте – он возвещал чудеса Божьи. Тот, кто не имел много благ в молодые годы, повзрослев, должен творить добро и продолжать говорить о том, что получено. Мы должны признавать, что все дела Божьей милости, проявленные к нам, являются чудесными, восхищаясь тем, что Он так много делает для нас, которые не заслужили этой милости; и поэтому мы должны возвещать о них к славе Бога и для блага других.

[3] Чего он хочет от Бога сейчас, в преклонном возрасте: «Сейчас, когда я умираю для этого мира и тороплюсь в другой, до старости, и до седины не оставь меня, Боже!» Именно этого он ревностно желает и с уверенностью надеется. Тот, кто был наставлен о Боге от юности своей и основным делом своей жизни сделал прославление Его, может быть уверен, что Господь не оставит его, когда он состарится и поседеет. Бог не оставит его без помощи и утешения, а сделает мрачные дни его старости наилучшими днями, и у такого человека будет повод сказать, что он насладился ими.

[4] Что Давид намеревается совершить для Бога в преклонном возрасте: «Я не только возвещу о силе Твоей роду сему, то есть расскажу о собственном опыте, но и оставлю свои наблюдения записанными для пользы грядущего поколения». Пока мы живем, мы должны прилагать усилия, чтобы прославлять Бога и назидать друг друга, а тот, кто больше других испытал на себе благость Бога, должен делиться своими познаниями для блага своих друзей. Это тот долг, который должны совершать старые ученики Христа по отношению к грядущему поколению – оставить своим потомкам торжественное свидетельство о силе, удовольствии, преимуществах религии и истинности Божьих обетований.

(2) Что Бог оживит его и поднимет из нынешнего униженного и безутешного состояния (ст. 20): «Ты посылал на меня многие и лютые беды (больше, чем на других людей), но и опять оживлял меня». Обратите внимание,

[1] что иногда наилучшие святые и слуги Божьи испытывают многие, и лютые, беды в этом мире.

[2] Во всех бедах святых нужно видеть руку Божью, и это поможет смягчить и уменьшить их. Псалмопевец не говорит: «Ты обременил меня всеми этими бедами», а — «Ты показал мне их» (англ. пер. KJV), как любящий отец показывает розгу своему ребенку, чтобы поддерживать в нем благоговение.

[3] Хотя народ Божий может оказаться в трудном положении, но Господь силен оживить его и поставить на ноги. Они мертвы? Он может вновь оживить их (см. 2Кор 1:9). Они похоронены, как выброшенные из памяти? Он может из бездн земли опять вывести их, может возвеселить самый огорченный дух и ободрить самую угасшую надежду.

[4] Если мы правильно видим руку Божью во всех постигших нас бедах, то можем быть уверены, что в должное время Он избавит нас от них. Наши нынешние многочисленные и жестокие беды не станут препятствием для радостного воскресения из бездн земли, как свидетельствовал наш великий Учитель, на которого ссылается это место Писания. Его Отец показал Ему многочисленные и жестокие беды, но затем оживил и вывел из могилы.

(3) Что Бог не только избавит его от бед, но возвысит его честь и дарует радость больше, чем прежде (ст. 21): «Ты не только восстановишь мое величие, но и возвысишь его; Ты даруешь мне большую часть после этого потрясения; Ты не только утешишь меня, а утешишь со всех сторон, и ни с одной стороны я не увижу ничего мрачного или угрожающего». Отметьте, что иногда Бог посылает бедствия Своему народу, чтобы возвысить его, и их солнце, вышедшее из-за тучи, сияет ярче. И если Он посылает беду, чтобы сделать их более милостивыми, то в конце она несомненно возвеличит и прославит их. И если Он утешит их со всех сторон так же, как и наказывал их, то у них не будет повода жаловаться. Когда наш Господь Иисус был воскрешен и выведен из бездн земли, то Он был возвеличен и вошел в радость, открывшуюся перед Ним.

(4) Что все его враги будут постыжены (ст. 24). Он говорит об этом с большой уверенностью, как о свершившемся событии, и соответственно торжествует по этому поводу: «…постыжены и посрамлены ищущие мне зла». Его возвеличение будет их бесчестьем, а его утешение – их огорчением.

II. Теперь давайте посмотрим, насколько его сердце наполнилось радостью и хвалой, как он радуется и воспевает в надежде, ибо мы спасаемся надеждой.

1. Он будет говорить о Божьей праведности и Его спасении, как о великих истинах, с которыми хорошо знаком и которые оказали на него великое влияние. Он желал, чтобы благодаря им Бог имел славу, а другие для собственного блага познали их (ст. 15): «Уста мои будут возвещать правду Твою и Твое спасение». И вновь — «язык мой всякий день будет возвещать правду Твою» (ст. 24). Праведность Божья, которая, похоже, особым образом поразила Давида, включает в себя в большой степени добродетельность Его природы, справедливость действий Его провидения, праведные законы, которые Он дал, чтобы управлять нами, праведные обетования, на которые мы можем уповать, и вечную праведность, которую принес Его Сын для нашего оправдания. Здесь Божья правда и спасение поставлены рядом, и пусть никто не разделяет эти понятия и не ожидает обрести спасение без праведности (Пс 49:23). И если они стали объектом наших стремлений, то пусть на протяжении целого дня будут темой для нашего разговора, ибо они никогда не иссякнут.

2. Он будет говорить о них с удивлением и восхищением, как человек, пораженный размерами божественной любви и благодати: их высотой и глубиной, их длиной и широтой: «…ибо я не знаю им числа (ст. 15). Хотя я не могу определить точное количество благоволения, проявленного ко мне, но его много («Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка…» Пс 138:18), более того, зная, что они неисчислимы, я буду продолжать говорить о них, ибо в них я найду новую сущность» (ст. 19). Правда, присутствующая в Боге, очень высока; ради Своего народа Он совершает великие дела; давайте поставим их вместе и скажем: «Кто подобен Тебе?» Поэтому прославление Бога, признание Его совершенств и дел должно быть (1) превыше нашего понимания; они велики и многочисленны, они так велики, что мы не можем постичь их, и так многочисленны, что мы не можем охватить их.

(2) Без проведения каких-либо параллелей. Нет личности, подобной Ему, и нет дел, подобных тем, которые Он совершает: «Боже, кто подобен Тебе?» Нет подобного ни на небе, ни на земле, ни ангела, ни царя. Нет подобного Богу, и мы неправильно славим Его, если не признаем таковым.

3. Он говорит о них с радостью и ликованием (ст. 22,23). Обратите внимание:

(1) Как Давид взирает на Бога, прославляя Его, —

[1] как на верного Бога: «Я буду славить Тебя на псалтири, Твою истину». Бог являет себя через Свое слово, и если мы славим Его и Его истину, то славим Господа. Верой мы запечатляем то, что Бог есть истина, и таким образом славим Его истину.

[2] Как на Бога, вступившего с ним в завет: «Боже, которому я покорился и признал своим». И в своих молитвах, и в своей хвале мы должны взирать на Бога, как на своего Бога, и воздавать Ему славу за нашу часть в Нем и наши взаимоотношения с Ним.

[3] Как на Святого Израилева. Бог Израиля особым образом прославляется Своей святостью среди этого народа и верен завету с ним. Честь Бога заключается в том, что Он свят, а честь Его народа – в том, что Он – Святой Израилев.

(2) Как он будет выражать свою радость и ликование. [1] Своими руками в священной музыке – на псалтири и на гуслях. В этом Давид превосходил многих; наилучшее мастерство должно участвовать в прославлении Бога, чтобы произвести впечатление на других.

[2] Своими устами в священных песнях: «Я буду воспевать Тебя, возвеличивать Твою честь, чтобы Ты принял меня. Радуются уста мои, когда я пою Тебе, зная, что для них не может быть лучшего занятия».

[3] В этом также будет участвовать его сердце: «Радуется и душа моя, которую Ты избавил». Обратите внимание:

во-первых, святая радость является сердцем и жизнью благодарственной хвалы.

Во-вторых, мы не создаем мелодию для Господа, воспевая Ему хвалу, если в этом не участвуют наши сердца. Мои уста будут радоваться, но это ничто; если в этом служении участвуют лишь уста, то как бы хорошо они ни трудились, это напрасный труд в служении Богу. Здесь должна принимать участие душа, и всей своей сущностью мы должны благословлять Его святое имя, или же все это незначительно.

В-третьих, искупленные души должны быть радостными и благодарными. Искупление более всех других дел Божьих должно прославляться в нашей хвале. Поэтому Агнец, который был заклан и искупил нас Богу, заслуживает всех благословений и хвалы.