95 глава

Этот псалом является частью другого, который был передан в руки Асафа и его братьев (1Пар 16:7), откуда следует, что его сочинил Давид и он посвящен внесению ковчега в город Давида. Неясно, то ли тот длинный псалом был сочинен вначале, а этот был позднее написан на его основании, то ли этот был сочинен раньше и позаимствован для того. Ясно одно: хотя псалом исполнялся при перенесении ковчега, он подразумевал более поздние события – царство Христа, — и был предназначен для празднования славы этого царства, в особенности вхождения в него язычников. Здесь нам представлен (I) призыв ко всем народам прославить Бога, поклониться Ему и воздать Ему славу, как великому и чудесному Богу (ст. 1-9).

(II) Обращение ко всем народам, возвещающее о том, что Бог управляет всей вселенной и судит все народы, и это должно быть поводом для нашей радости (ст. 10-13). При пении этого псалма наши сердца должны наполниться великими и светлыми мыслями о славе Божьей и благодати Евангелия. Мы должны испытывать полное удовлетворение полновластным владычеством Христа и с нетерпением ожидать грядущего суда.

Стихи 1-9. Лучше всего эти стихи могут быть истолкованы благочестивыми и благоговейными чувствами нашей души, направленными к Богу, вместе с высоким почитанием Его величия и необыкновенных превосходств. Они энергично призывают нас прославить Бога. А выражения, приведенные и повторяемые в них, должны соответствующим эхом отозваться в наших благодарных сердцах.

I. От нас требуется, чтобы мы почтили Бога:

1. Песнями (ст. 1,2). Три раза псалмопевец призывает нас воспеть Господу, воспеть Отцу, Сыну и Святому Духу, как это было вначале, при общем ликовании утренних звезд, происходит сейчас в воинствующей Церкви и будет вовеки совершаться в ликующей Церкви. У нас есть основания часто славить Бога, и мы нуждаемся в частом напоминании и побуждении к этому долгу. «Пойте Господу, то есть благословляйте имя Его, говорите о Нем хорошо, чтобы побудить других думать о Нем так же».

(1) Воспойте песнь новую — чудесную песнь, результат новых чувств, облаченных в новые выражения. Когда мы хотим выразить свое пренебрежение, то называем это «старой песней», так как новизна песни подразумевает что-то поразительное. Новая песнь – это песнь о новом благоволении, о сострадании, которое обновляется каждое утро. Новая песнь – это песнь Нового завета, песнь, восхваляющая Новый завет и его драгоценные привилегии. Новая песнь – это песнь, которая всегда будет новой, которая никогда не состарится и не исчезнет и не станет устаревшей или несвоевременной.

(2) Пусть вся земля воспоет эту песнь, а не только евреи, которым до нынешнего момента было поручено служение Богу и которые не могли петь песнь Господню в чужой земле (и для чужих). Воспойте Господу, вся земля, все искупленные от земли, которые научились и поют песнь новую (Отк 14:3). Это пророчество о призыве язычников, и эта новая песнь будет вложена в уста всей земли. У них будет основание воспеть ее, и они будут призваны к этому.

(3) Пусть темой этой песни будет спасение Его – великое спасение, совершенное нашим Господом Иисусом; оно должно воссиять как причина нашей радости и хвалы.

(4) Пусть эта песнь поется постоянно – не только в назначенные дни торжественных праздников, а изо дня в день; эта тема никогда не иссякнет. Пусть изо дня в день произносятся слова о том, что под влиянием евангельских поклонений мы можем каждый день демонстрировать евангельское обращение.

2. Проповедями (ст. 3): «Возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его».

(1) Этот стих говорит о спасении Христа как о чуде, с помощью которого слава Бога ярко воссияла. Демонстрируя спасение, мы возвещаем славу Бога, которая сияет в лице Христа.

(2) Как в наше время небесное блаженство, так спасение во времена Ветхого Завета было славой, которая откроется. Но при полноте времени оно было возвещено и полностью раскрыто даже для младенцев, хотя ранее пророки и цари желали его увидеть, но не могли.

(3) То, что было раскрыто, было возвещено лишь иудеям, а сейчас – язычникам и всем племенам; народы, долгое время пребывавшие во тьме, теперь увидели великий свет. Поручение апостолам проповедовать Евангелие каждой твари было взято отсюда: «Возвещайте в народах славу Его».

3. Религиозными служениями (ст. 7-9). Хотя каждый народ, боявшийся Бога и поступавший праведно, был допущен к Нему, в то же время до сих пор учрежденные постановления принадлежали лишь еврейской религии, а во времена Евангелия племена и народы будут приглашены и допущены к служению Богу: они будут приняты с такой же радостью, что и сейчас евреи. Языческий двор больше не будет расположен снаружи, а станет общим с израильским. Данные стихи призывают всю землю бояться Господа и поклоняться в соответствии с Его повелением. На всяком месте будут приносить фимиам имени Его (Мал 1:11; Зах 14:17; Ис 66:23). Безусловно, это было унижением для евреев, но в то же время в значительной степени возносило славу Бога и даровало блаженство человечеству. Обратите внимание, как здесь описано действие поклонения Богу.

(1) Мы должны воздать Господу, но не так, словно Он нуждается в чем-то или может получить от нас или какого-то другого творения то, что раньше Ему не принадлежало, тем более Он не получит никакой выгоды. Мы в своих наилучших чувствах, с восхищением во время служения возвращаем Ему то, что раньше получили от Него, и делаем это добровольно, как поступаем, даря подарок, ибо Бог любит доброхотно дающего. Это наш долг, наша дань — то, что мы должны уплатить. В противном случае долг будет востребован; в то же время если он приносится из святой любви, то Богу угодно принять его как подарок.

(2) Мы должны признавать Бога всемогущим Господом и соответственно проявлять к Нему уважение (ст. 7): «…воздайте Господу славу и честь; славу и силу (в некоторых переводах)». Являясь Царем, Он облачен в одежду славы и препоясан силой, и поэтому мы должны приписывать Ему эти атрибуты. Твое есть Царство, а следовательно, и сила, и слава. «Воздайте Господу славу – не себе и не какому-то другому творению».

(3) Мы должны воздать Господу славу имени Его, с помощью которого Ему угодно было явить себя сынам человеческим. Именно это должно быть нашей целью во всех действиях религиозного поклонения. Мы должны стремиться почтить Бога, отплатить Ему уважением, как наилучшему из существ и источнику нашего существования.

(4) Мы должны нести дары и идти во дворы Его. Прежде всего мы должны принести себя — приношение язычников (Рим 15:16). Мы должны непрестанно приносить Богу жертву хвалы (Евр 13:15), часто являться перед Богом во время публичного поклонения и никогда не приходить к Нему с пустыми руками.

(5) Мы должны поклоняться Ему во благолепии святости на торжественных собраниях, где религиозно соблюдаются божественные постановления, красотой которых является их святость, то есть их подчинение правилу. Мы должны поклоняться Ему святыми сердцами, освященными благодатью Бога, посвященными славе Божьей и очищенными от осквернений греха.

(6) Мы должны трепетать пред лицом Его. Все действия поклонения должны совершаться из принципа страха Божьего со святым почтением и благоговением.

II. Кроме призывов прославить Бога и воздать Ему славу эти стихи также говорят о Нем чудесные вещи, побуждающие к прославлению и дающие тему для хвалы: «Велик Господь и достохвален» (ст. 4). Он страшен, велик и достоин хвалы для всех приходящих к Нему, страшен и ужасен для всех Своих противников. Даже новая песнь возвещает Бога великим и благим, так как Его милость – это Его слава; и когда вечное Евангелие проповедуется, то звучат слова: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу» (Отк 14:6,7).

1. Он велик в Своем владычестве над всеми, кто притворяется богами. Никто не осмеливается соперничать с Ним, так как страшен Он паче всех богов, всех владык, которые часто после смерти возводятся в ранг божества, и иногда даже при жизни им поклоняются, как второстепенным богам. Или, скорее, страшнее всех идолов – богов народов (ст. 5). Эти стихи призывают всю землю воспеть новую песнь, но для этого люди должны быть убеждены, что Господь Иегова, чью честь они должны воспевать, является единственным живым и истинным Богом, бесконечно выше всяких соперников и притворщиков. Он велик, а они маленькие; Он – все, а они – ничто (слово, использованное для идолов, подчеркивает это значение, так как мы знаем, что идол в мире ничто, 1Кор 8:4).

2. Он велик в Своих правах даже на самые благородные части сотворения, так как Он их создал и от Него они получили свое существование: «Господь небеса сотворил и все их воинство; они — дело Его перстов» (Пс 8:3), так красиво и искусно они сделаны. Боги других народов были сотворены и являются творением их фантазии, а наш Бог – Творец солнца, луны и звезд – тех небесных светил, которых они считают богами и которым поклоняются.

3. Он велик в проявлении Своей славы и в вышнем, и в нижнем мире – и среди Своих ангелов на небесах, и среди Своих святых на земле (ст. 6): «Слава и величие пред лицем Его, в Его непосредственном присутствии на небесах, где ангелы покрывают свои лица, не в состоянии вынести ослепительное сияние Его славы». Сила и великолепие во святилище Его, и в вышнем, и в нижнем. В Боге присутствует и привлекающее, и пугающее. Если мы посетим Его во святилище, то увидим Его красоту, ибо Бог есть любовь, и испытаем Его силу, ибо Бог – наша скала. Поэтому давайте выступать в Его силе, облаченные в Его красоту.

Стихи 10-13. В этих стихах дается наставление тем, кто должен проповедовать Евангелие народам, о чем проповедовать, или же предлагается совет принявшим Евангелие относительно того, как преподнести его своим соседям и что сказать язычникам. Эти стихи также являются блистательным пророчеством об утверждении царства Христа на руинах дьявольского царства, которое началось сразу же после Его вознесения и будет продолжаться, пока не свершится тайна Божья.

I. «Скажите народам: Господь царствует!» Господь Христос царствует – тот Царь, которого Бог посадил на Своей святой горе Сион. Посмотрите, как об этом впервые было возвещено язычникам через Петра (Деян 10:42). Некоторые древние теологи превратно истолковывают это место, и эта ошибка постепенно вкралась в текст. «Господь царствует с древа», — так понимают это место мученик Юстин, Остин и другие, подразумевая крест, находясь на котором Иисус получил табличку с надписью «Царь иудейский». Именно потому, что Он был послушен до смерти, и смерти крестной, Бог превознес Его и дал Ему имя превыше всех имен и престол выше всех престолов. Некоторые из язычников своевременно пришли, чтобы спросить о Том, кто был рожден Царем иудеев (Мат 2:2). Поэтому теперь давайте расскажем им, что Он пришел и Его царство утвердилось.

II. Давайте расскажем, что правление Христа будет счастливым устройством мира: «…тверда вселенная, не поколеблется». Будет утвержден естественный мир. Своей устойчивостью и стабильностью этот мир будет обязан ходатайству Христа. Грех поколебал ее и сейчас все еще угрожает, но Христос, наш Искупитель, поддерживает все и сохраняет природный ход вещей. Будет утвержден мир человеческий, и он будет сохранен, пока все, принадлежащие избирательной благодати, не будут призваны, несмотря на виновный раздражающий мир. Принятая христианская религия утвердит государства и царства и сохранит добрый порядок среди людей. «Церковь в мире утвердится, — читают в некоторых переводах, -не поколеблется, ибо она построена на скале, и врата ада не одолеют ее». Это то царство, которое не поколеблется.

III. Расскажите им, что правление Христа будет неоспоримым и праведным: «Он будет судить народы по правде (ст. 10), судить вселенную по правде, и народы — по истине Своей (ст. 13)». Суд здесь подразумевает управление, и хотя значение этого выражения можно расширить и понимать как общий суд над миром в последний день, который будет праведен (Деян 17:31), тем не менее он ссылается более прямо на первое пришествие Христа и утверждение в мире Его царства через Евангелие. Он сам говорит: «…на суд пришел Я в мир сей» (Иоан. 9:39 12:31) — и заявляет, что весь суд отдан Ему (Иоан 5:22,27). Его правление и суд в правде и истине подчеркивают, (1) что все законы и постановления Его царства будут согласовываться с правилами и принципами вечной истины и справедливости, то есть с добродетелью и чистотой божественной природы и воли.

(2) Что вся администрация Его управления будет справедливой и верной, и она будет соответствовать Его словам.

(3) Что Он будет царствовать в сердцах и совести людей повелевающей силой истины и Духа праведности и усыновления. Когда Пилат спрашивает нашего Спасителя: «Ты Царь?», то Он отвечает: «Я на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Иоан 18:37), так как Он царствует истиной и повелевает волей человека, правильно информируя его суждения.

IV. Скажите им, что Его пришествие близко, что этот Царь, этот Судья стоит у дверей, ибо идет, ибо идет. Енох, седьмой от Адама, сказал: «…се, идет Господь» (Иуда 14). Между этим событием и Его первым пришествием произошло много изменений, но в то же время Он пришел в утвержденное время; и таким же верным будет Его второе пришествие, хотя уже прошло много времени с того момента, когда было сказано: «Се, грядет с облаками…» (Отк 1:7), а Он еще не пришел (см. 2Пет 3:4 и т.д.)

V. Призовите их возрадоваться тем почестям и великому доверию, которые оказаны Мессии (ст. 11,12): «Да веселятся небеса и да торжествует земля; да радуется поле… и да ликуют все дерева дубравные». В этих стихах применяется поэтический прием, а значение данных стихов таково:

(1) дни царствования Мессии будут веселыми, и пока будет установлено Его правление и царствовать Его благодать, им будет сопутствовать радость. У нас есть повод радоваться тому месту и той душе, куда впущен Христос. Пример и того, и другого вы найдете в книге Деяния 8. Когда Самария приняла Евангелие, то была радость великая в том городе (ст. 8), а когда евнух был крещен, то он продолжал путь, радуясь (ст. 39).

(2) Обязанность каждого из нас — ожидать и приветствовать второе пришествие Христа и утверждение Его царства, ибо хотя Он придет, чтобы завоевать и завоевателем, в то же время Его пришествие будет мирным. «Осанна! благословен Грядущий», и вновь: «Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида!» (Мар 11:9,10). Не только торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет, а возрадуйтесь все.

(3) Все сотворенное будет иметь повод возрадоваться утверждению царства Христа – даже моря и поля, ибо как грехом первого Адама тварь покорилась суете, так и благодаря благодати второго Адама раньше или позже, тем или другим образом тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим 8:20,21).

(4) Прежде всего будут веселиться небеса, так как бывает радость у Ангелов Божи-их, ибо когда Единородный пришел в мир, они воспели Ему свои гимны и воздали хвалу (Лук 2:14).

(5) Бог милостиво примет святую радость и хвалу всех искренних доброжелателей царства Христа, хотя их возможности так несовершенны. Море может лишь шуметь; и я не знаю, как могут ликовать деревья дубравные, но Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, и понимает сокрушенный и наислабейший язык.