12 глава

Этой главой мудрый и раскаявшийся проповедник заканчивает свою проповедь, показывая, что является не только хорошим оратором, но и хорошим проповедником, так как его слова откладывают сильное впечатление; он хотел, чтобы они обладали силой и долго воздействовали на слушателей. В этой главе содержится (I) увещевание юношам вовремя становиться религиозными, а не откладывать это важное решение на старость (ст. 1), которое усилено описанием бедствий, сопутствующих преклонному возрасту (ст. 1-5), и великой перемены, которую приносит с собой смерть (ст. 6,7).

(II) Повторение великой истины о суетности мира, которую он решил доказать с помощью этого рассуждения (ст. 8).

(III) Подтверждение и похвальные отзывы о том, что написано в этой и других его книгах, заслуживающих должного размышления и высокой оценки, а также призыв ко всем истинно религиозным людям задуматься о грядущем суде (ст. 13,14).

Стихи 1-7. Здесь представлен:

I. Призыв к молодежи подумать о Боге и своем долге перед Ним, пока они еще молоды: «Помни Создателя твоего в дни юности твоей».

1. Царственный проповедник применяет свою проповедь, чтобы показать суетность мира и всего, что в нем. «Вы, молодежь, льстите себе ожиданием великих благ от этого мира, но поверьте тем, кто испытал его: он не дает основательного удовлетворения душе. Поэтому помните Создателя своего, чтобы не обманываться суетностью мира и слишком не тревожиться из-за него; остерегайтесь зла, сопутствующего суетности творения».

2. Это является царственным медицинским противоядием против определенных юношеских болезней, против любви к веселью и потаканию чувственным наслаждениям, против суетности, которой подвержены детство и юность. Чтобы предотвратить и исцелиться от этого, помни Создателя твоего. В этих стихах (1) нам настоятельно рекомендуется великая обязанность: помнить Бога, как своего Создателя; не только помнить, что Бог – наш Создатель, что Он сотворил нас, а не мы себя, и поэтому Он по праву является нашим Господом и владельцем, но и посвятить себя Ему; это вытекает из размышления о том, что Он – наш Создатель, и поэтому мы должны воздавать Ему славу и исполнять долг, как перед своим Творцом. Помни Создателей твоих (слово стоит во множественном числе, как и в Книге Иова 35:10: «…где Бог, Творец мой?»), ибо Бог сказал: «Сотворим человека», имея в виду Отца, Сына и Святого Духа.

(2) Говорится о благоприятном времени для исполнения этого долга: в дни юности твоей, в дни выбора твоего (в некоторых переводах), во дни, когда тебе предоставлен выбор. «С самого начала своих дней помни Того, кто дал тебе жизнь, и продолжай жить соответственно этому хорошему началу. Думай о Нем, когда ты молод, и храни Его в разуме на протяжении всей юности; никогда не забывай о Нем. Тем самым предпринимай меры предосторожности против искушений юности и используй ее преимущества».

II. Основание, усиливающее это повеление: «Доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «Нет мне удовольствия в них!»»

1. Делай это не откладывая, (1) пока не пришли болезнь и смерть. Делай это, пока живешь, ибо будет слишком поздно, когда смерть перенесет тебя из этого периода испытаний и стажировки в период воздаяния и расплаты». Дни болезни и смерти – тяжелые дни, они ужасны для природы человека и несомненно являются тяжелыми для тех, кто забыл своего Создателя. Эти тяжелые дни придут рано или поздно; они еще не пришли, ибо Бог долготерпит нас, давая время покаяться. Продолжительность жизни – это откладывание смерти, и пока жизнь продолжается, а смерть откладывается, мы должны сделать приготовления и изменить особенность смерти, чтобы умереть благополучно.

(2) Пока не пришла старость, которая, если не помешает смерть, обязательно придет, и настанут годы, о которых ты будешь говорить: «Нет мне удовольствия в них!» Тогда нам станут чужды удовольствия и чувственные наслаждения, как Верзеллию (2Цар 19:35), тогда мы будем обременены телесными слабостями, старостью и слепотой, или старостью и хромотой; тогда мы будем для всех бесполезны, и самая лучшая пора их — труд и болезнь; тогда мы либо расстанемся со своими близкими и нашими старыми друзьями, либо будем страдать от них, видя, что они устали от нас; тогда мы будем чувствовать, как постепенно умираем. Эти годы наступают, когда все оказывается суетой: оставшиеся месяцы – месяцы суеты, и в них не будет удовольствия, кроме воспоминаний о хорошей жизни на земле и ожидания лучшей жизни на небесах.

2. Эти два аргумента он подробно излагает в следующих стихах, меняя лишь порядок, и показывает:

(1) Как много бедствий сопутствует старости; если мы доживем до нее, то в своих днях не будем иметь удовольствия. Это является добрым основанием, почему мы должны вернуться к Богу и восстановить мир с Ним во дни юности своей, а не откладывать на старость, ибо нет никакой заслуги в том, чтобы оставить греховные удовольствия, когда они уже оставили нас, или вернуться к Богу, когда к этому вынудила нужда. Величайшая нелепость и невообразимая неблагодарность – отдать наилучшее дьяволу, а отруби, отходы и осадок – Богу. Это называется приносить в жертву украденное, хромое и больное; кроме того, так как старость обременена слабостями, то величайшее вообразимое безрассудство – откладывать на это время самую важную и необходимую работу, которая требует наилучших сил, когда наши способности в расцвете; особенно глупо усложнять эту работу длительным пребыванием во грехе, так как это накапливает чувство вины в совести, еще сильнее обременяет старость и делает ее тяжелее. Если беды, связанные с возрастом, являются именно такими, как здесь описано, тогда мы нуждаемся в том, что могло бы нас подкрепить и утешить, и ничто не может быть более эффективным в этом плане, чем свидетельство нашей совести в том, что мы в должное время помнили о Создателе своем и не пренебрегали воспоминанием о Нем. Как мы можем ожидать, что Бог поможет нам в старости, если не служим Ему в молодости? (см. Пс 70:17,18).

[1] Угасание и слабости старости в этих стихах элегантно описаны фигуральными выражениями, которые сейчас представляют трудность для тех, кто не знаком с общими фразами, метафорами и языком, использовавшимися во времена Соломона; но основная цель проста – показать, сколько неудобств доставляют дни старости.

(а) Тогда солнце и его свет, луна и звезды, заимствующие от него свет, померкнут. Для стариков они выглядят тусклыми из-за угасания их зрения; внешний вид звезд омрачен, а красота и сияние солнца потускнели. Их интеллектуальная сила и способности, являющиеся светом в душе, ослаблены; их разум и память подводят их; их способность схватывать не так стремительна, а фантазия не так энергична, как раньше. Дни их веселья закончились (слово «свет» часто обозначает радость и процветание);

они не получают удовольствия от общения днем или от отдыха ночью, ибо солнце и луна померкли для них.

(б) Тогда найдут новые тучи вслед за дождем; подобным образом при дождливой погоде как только одно облако уносится ветром, на смену ему приходит другое. Так происходит у пожилых людей: как только они освобождаются от одной боли или недомогания, их охватывает другое, поэтому их душевное расстройство похоже на непрестанную капель в дождливый день. В этом мире конец одной беды означает начало другой, а бездна призывает бездну. Старики часто плачут и похожи на проливной дождь, после которого облака, питающие дух, вновь возвращаются; таким образом они пребывают в постоянной печали и при этом тело словно тает.

(в) Тогда стерегущие дом задрожат. Тогда при каждом внезапном приближении и опасности голова, которая подобна сторожевой башне, зашатается, а руки, готовые защищать тело, затрясутся и станут немощными. Энергия жизнерадостности, которая ранее использовалась для самозащиты, окажется несостоятельной и не сможет исполнять свою роль; пожилые люди часто огорчаются и падают духом.

(г) Тогда согнутся мужи силы; ноги и бедра, которые раньше поддерживали тело и носили его вес, начнут сгибаться и не смогут служить для передвижения, как раньше, так как быстро устают. Старики, которые в свое время были сильными мужами, становятся слабыми и сгорбленными с возрастом (Зах 8:4). Бог не к быстроте ног человеческих благоволит (Пс 146:10), ибо их сила скоро угаснет, а в Господе Иегове вечная сила (англ.пер.);

Он имеет вечную мышцу.

(д) Тогда перестанут молотить мелющие, потому что их немного; зубы, с помощью которых мы перемалываем пищу, готовя ее для переваривания, перестают выполнять свою роль, потому что их немного осталось. Они разрушились и сгнили, и, возможно, были удалены, так как болели. Некоторые старики теряют все свои зубы, а некоторые лишь немного; и эта слабость является более значительной, так как пища, плохо пережеванная из-за недостатка зубов, плохо переваривается и оказывает такое же влияние, как и другие расстройства, связанные с возрастом.

(е) Тогда помрачатся смотрящие в окно; глаза станут тусклыми, как у Исаака (Быт 27:1) и Ахии (3Цар 14:4). Моисей был редким примером человека, дожившего до 120 лет и имевшего хорошее зрение, но обычно с возрастом зрение угасает, как и остальные способности, и великая милость оказана тем, кто помогает природе очками. Мы должны правильно пользоваться зрением, пока имеем его, так как свет глаз может угаснуть раньше, чем свет жизни.

(ж) Тогда запираться будут двери на улицу. Старики останутся дома и не будут стремиться выйти за его пределы, чтобы поразвлечься. Уста, двери рта, будут закрыты при еде, так как зубы будут отсутствовать, и замолкнет звук жернова, и поэтому они не будут господствовать над своим ртом, как раньше; они не смогут переварить пищу и поэтому совсем немного зерна приносят на жернова.

(з) Старики будут вставать по крику петуха. Их сон не будет крепким, как у молодых, а каждая мелочь будет нарушать его, даже щебетание птицы; они не могут спать из-за кашля и поэтому встают с криком петуха, как только тело пробуждается; или они склонны к ревности, трепету и полны беспокойств, что нарушает их сон и заставляет вставать рано; или же они подвержены суевериям и встают рано из страха с пением птиц (англ.пер.), как вороны или совы, чьи предсказания считаются зловещими.

(и) Вместе со всем этим замолкнут дщери пения. У них не будет ни голоса, ни слуха; они сами не смогут ни петь, ни получать удовольствие (как Соломон во дни юности своей) от певцов и певиц, разных музыкальных инструментов (Еккл 2:8). Пожилым людям трудно слышать, и они неспособны различать голоса и звуки.

(к) Высоты будут им страшны; они будут бояться подняться на вершину любого места, так как из-за отдышки не смогут достичь ее, либо не осмелятся на рискованное предприятие из-за головокружения или слабости в ногах, либо напугают себя воображением, что расположенное высоко упадет на них. Их будут ожидать на дороге ужасы; они не смогут ни ехать верхом, ни идти с прежней смелостью, а будут бояться всего, что встретится им на пути, чтобы это не погубило их.

(л) Зацветет миндаль. Волосы стариков станут белыми, и поэтому их головы будут напоминать миндальное дерево в цветении. Миндальное дерево цветет раньше всех других деревьев. И поэтому соответственным образом показывает, с какой торопливостью старость покоряет человека; она разбивает их ожидания и приходит раньше, чем они надеялись. В разных местах появляются седые волосы, но они не осознают этого.

(м) Отяжелеет кузнечик и рассыплется каперс. Пожилые люди ничего не могут вынести, любая мелочь тяжело влияет на них – и на разум, и на тело; она угнетает и губит их. Возможно, кузнечики представляли собой пищу, которую разыскивали из-за легкой перевариваемости (пищей Иоанна Крестителя была саранча), но даже они представляли тяжесть для желудка старого человека, и поэтому его желания исчезали (англ.пер.), у него не было аппетита, и желания жен он не уважит, как было с царем (Дан 11:37). Старые люди становятся невнимательными и безразличными, и чувственные наслаждения становятся для них неинтересными и безжизненными.

[2] Возможно, Соломон написал эти слова, когда сам состарился и мог с чувством говорить о слабостях, сопутствующих старости, которые, возможно, особенно сильно воздействовали на него из-за потакания собственным чувственным наслаждениям. Некоторые люди лучше других справляются с возрастными трудностями, но так или иначе старость будет тяжелыми днями, в которых мало удовольствия. Поэтому нужно не забывать воздавать почести и славу старикам, чтобы это в какой-то мере уравновесило их скорби, и ничего не делать такого, что еще больше огорчало их. Все это вместе является хорошим основанием, почему мы должны помнить Создателя в дни юности своей: чтобы Он мог с благоволением вспомнить о нас, когда придут тяжелые дни и Его утешение могло бы быть радостью для нашей души, когда чувственные наслаждения прошли.

(2) Он показывает, какую огромную перемену произведет в нас смерть, которая положит конец периоду страданий, сопутствующих старческому возрасту. Ничто другое не избавит нас от них и не исцелит. «Поэтому помни Создателя твоего в дни юности твоей, так как тебя ожидает смерть и, возможно, уже находится очень близко; смерть – очень серьезная вещь, и ты должен с особой ревностью и усердием готовиться к ней».

[1] Смерть утвердит нас в неизменном состоянии, ибо после нее отходит человек в вечный дом свой, а все слабости и возрастные трудности являются ее предвестниками, приближающими нас к этой пугающей перемене. После смерти человек покидает этот мир, все его радости и наслаждения. Он уходит в лучший мир, по сравнению с его нынешним состоянием. Он отходит в дом свой, ибо здесь является странником и пилигримом; душа и тело отправляются туда, откуда пришли (ст. 7). Человек отходит в место своего покоя, где он должен поселиться. Он отходит в дом свой, в дом мира своего (у некоторых), ибо этот мир ему не принадлежит. Он отходит в вечный дом свой, ибо дней, когда он будет лежать в могиле, будет много. Он отправляется в вечный дом свой, откуда не только никогда не вернется в этот мир, но где ему придется пребывать вечно. То, что после смерти мы вернемся домой, должно побудить нас желать умереть; и почему мы не должны стремиться попасть в дом своего Отца? То, что после смерти мы отправимся в свой вечный дом – в свое вечное жилище, должно побудить готовиться к смерти.

[2] Смерть будет поводом для скорби у наших друзей, которые любят нас. Когда отходит человек в вечный дом свой, то готовы окружить его плакальщицы – настоящие плакальщицы и те, кто сейчас находится с нами, которые будут отличаться своим поведением, – плакальщицы, нанятые для церемонии, чтобы рыдать о мертвых, выразить и вызвать реальную скорбь. Когда мы умираем, то не только перебираемся в печальный дом, ожидающий нас, но и оставляем после себя скорбящий дом. Слезы – это дань, воздаваемая мертвым, и это, среди прочих обстоятельств, также делает смерть серьезным процессом. Но мы напрасно ходим в дом плача и видим плакальщиц на улице, если это не побуждает нас быть серьезными и благочестивыми плакальщиками в уединении.

[3] Смерть растворит природную оболочку и разрушит земной дом этой скинии, что довольно поэтично описано (ст. 6). Тогда серебряная цепочка, скреплявшая чудесным образом душу и тело, порвется, и священный узел развяжется, а старые друзья будут вынуждены расстаться; тогда золотой сосуд, хранивший в себе воду жизни для нас, разобьется; тогда кувшин, который мы использовали, чтобы набирать воду и иметь возможность постоянно поддерживать жизнь, борясь с ее угасанием, разобьется у источника и не сможет больше черпать воду; а колесо (это все инструменты, служащие для добывания и раздачи пищи) обрушится и уже не сможет нести свое служение. Тело станет похоже на часы, в которых выскочила пружинка: движение всех колесиков остановится, и они замрут; механизм развалится на части; сердце перестанет биться, а кровь – циркулировать. Некоторые считают, что здесь говорится об украшениях и утвари, необходимой человеку в жизни; после смерти богатым людям придется оставить свою одежду, мебель, серебро и золото, а бедным людям – их земные кувшины; у черпающих воду обрушится колесо.

[4] Смерть разложит нас на первоначальные субстанции (ст. 7). Человек – необычное творение: это луч небес, объединенный с комом земли; после смерти они разделятся, и каждая составляющая отправится туда, откуда пришла.

Во-первых, тело, комок глины, возвратится в землю. Оно сделано из земли; таким было тело Адама, и мы сделаны из того же праха; это глиняный дом. После смерти прах возвращается в землю и спустя какое-то время растворяется в ней, его нельзя будет отличить от обычной земли, в соответствии с приговором (Быт 3:19): «…прах ты, и поэтому в прах возвратишься». Поэтому давайте не потакать желаниям тела и не лелеять его (оно вскоре станет пищей для червей), чтобы не царствовал грех в смертном нашем теле, ибо наши тела смертны (Рим 6:12).

Во-вторых, душа, луч света, возвращается к Богу, который, создав человека из праха земного, вдунул в лице его дыхание жизни, сделав его душой живой (Быт 2:7), и сформировал дух внутри каждого человека. Когда огонь пожирает лес, то языки пламени возносят вверх, а пепел возвращается в землю, откуда выросли деревья. Душа не умирает вместе с телом; она избавлена от власти преисподней (Пс 48:16);

она может существовать без него и в состоянии отделения от него будет светить ярче, как свеча, вынутая из фонаря. Она переместится в мир духов, которому принадлежит. Она отправится к Богу как к Судье, которому нужно дать отчет о себе и затем поселиться либо в темнице с духами (1Пет 3:19), либо с духами в раю (Лук 23:43), соответственно тому, что ты делал в теле. Это делает смерть ужасной для нечестивцев, чьи души отправляются к Богу как к Мстителю, и приятной для благочестивых, чьи души идут к Богу как к Отцу, в руки которого они радостно отдают себя через Посредника, из-за которого грешники вполне справедливо боятся даже думать о том, что придется идти к Богу.

Стихи 8-12. В этих стихах Соломон приближается к завершению, но не желает расстаться, не достигнув своей цели и не убедив своих слушателей и читателей искать удовлетворенности лишь в Боге и исполнении своего долга перед Ним, чего они никогда не найдут в творении.

I. Он повторяет основную мысль (ст. 8), (1) так как полностью продемонстрировал ее истинность и хорошо выполнил свою задачу, поставленную в этой проповеди, на протяжении которой держался близко к основной теме, а его доводы и примеры служили его цели.

(2) Так как желает внушить ее и себе, и другим, иметь ее всегда под рукой и использовать во всех ситуациях. Мы видим, что эта истина каждый день подтверждается; поэтому давайте каждый день ею пользоваться: «Суета сует, все – суета!»

II. Он рекомендует для нашего серьезного размышления то, что было им написано под божественным водительством и вдохновением. Слова этой книги истинны и заслуживают быть принятыми, ибо:

1. Это слова человека обращенного, раскаявшегося, который мог говорить о суетности мира и безрассудстве тех, кто возлагает на него большие надежды, полагаясь на собственный опыт, за который пришлось дорого заплатить. Он был Coheleth, человек, вернувшийся после долгих блужданий домой, к Богу, которому противился. «Суета сует», — сказал раскаявшийся грешник. Все настоящие раскаявшиеся грешники убеждены в суетности мира, ибо увидели, что ничто не может облегчить бремя их греха, на которое они жалуются.

2. Это слова человека мудрого, который мудрее всех других, наделенного необычной степенью мудрости, известного своей мудростью среди соседей, старавшихся услышать его мудрость. Поэтому он был компетентным судьей в этом вопросе – не только мудрым правителем, но и мудрым проповедником, а проповедникам необходима мудрость, чтобы завоевывать души.

3. Он сделал своим основным занятием – творить добро и правильно использовать мудрость. Так как он был мудр и знал, что имеет ее не для себя и не от себя, он учил еще народ знанию, которое нашел полезным для себя, надеясь, что оно таким же окажется для них. Правителям выгодно иметь свой народ хорошо наставленным в религии; для них самих не унижение учить его доброму разумению о Господе, а их долг – ободрять тех, чье служение заключается в том, чтобы учить их, и говорить им по сердцу (2Пар 30:22). Обычные люди не должны оставаться в пренебрежении со стороны самых мудрых и великих, как недостойные и неспособные к знанию; даже хорошо наученные испытывают нужду учиться еще, чтобы возрастать в познании.

4. Он прилагал много усилий, чтобы сделать добро, желая научить народ знанию. Он не отправлял людей, всучив им первое, что попалось под руку, так как они ниже его по развитию, а он – очень мудрый муж, но задумывался о ценности душ, которым проповедовал, и важности темы, о которой проповедовал. Он исследовал то, что читал и слышал от других, чтобы, накапливая ценности, вынести из сокровищницы своей новое и старое. Он испытал то, о чем говорил и что написал, отобрал самую суть; все, что он делал, было детально обдумано.

(1) Он выбрал самый результативный способ проповедования: с помощью притчей или коротких фраз, так как их было легче понять и запомнить, чем длинные и вымученные тексты.

(2) Он не довольствовался несколькими притчами или мудрыми высказываниями, которые вновь и вновь повторял, а вооружил себя многими притчами, большим количеством важных размышлений, чтобы было что сказать по любому поводу.

(3) Он не только делился с ними очевидными и банальными наблюдениями, а приискивал нечто поразительное и необычное; он раскапывал залежи познания, а не просто хватал то, что лежало на поверхности.

(4) Он не делился своими наблюдениями беспорядочно, когда они приходили на ум, а систематизировал их и составил в определенном порядке, чтобы их мудрость проявилась во всей силе и сиянии.

5. Он облачал свои мысли в такие фразы, которые казались ему самыми приятными: «Старался Екклесиаст приискивать изящные изречения», слова восхищения (ст. 10);

он беспокоился, чтобы хорошее содержание не было испорчено плохим стилем, непривлекательностью и несовместимостью выражений. Служители должны учиться использовать не длинные и красивые слова, а изящные изречения, которые могут понравиться людям и послужить для их блага и назидания (1Кор 10:33). Чтобы завоевать души, необходимо придумать, как на них воздействовать словами, сказанными прилично.

6. То, что он написал для нашего наставления, обладает неоспоримой достоверностью, и мы можем положиться на его слова: слова истины написаны им верно и искренно, соответственно действительному мнению автора, а слова истины реально представляют вещи в их истинном свете. Кто руководствуется этими словами, тот никогда не собьется с пути. Какую пользу принесли бы нам изящные изречения, если не были бы словами истины? Большинству нравятся льстивые и заискивающие речи, а не слова истины, направляющие их (Ис 30:10), но для тех, кто знает себя и свою личную выгоду, слова истины всегда будут изящными изречениями.

7. То, что он и другие святые мужи написали, всегда будет очень полезно и выгодно для нас, особенно если эти истины привьются к нам благодаря толкованию (ст. 11). Обратите внимание:

(1) мы извлечем двойную выгоду из божественных истин, если будем правильно применять их; они полезны для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Они полезны,

[1] чтобы побудить нас к исполнению долга. Они подобны посоху для вола, который пашет: он подталкивает, когда тот медлит, и заставляет его идти быстрее, чтобы лучше совершать свою работу. Истины Бога проникают людям в сердце (Деян 2:37), побуждая их задуматься о себе, когда они заняты пустяками и становятся беспечными, проявляя больше энергии в своей работе. Раз наши добрые привязанности склонны охладевать и становиться безжизненными, то мы нуждаемся в этом посохе.

[2] Чтобы побудить нас быть постоянными в исполнении долга. Для тех, кто блуждает и непостоянен, они подобны гвоздям, прикрепляющим их к тому, что хорошо. Они как иглы для тех, кто медлителен и повернул обратно, и как гвозди для тех, у кого отсутствует система и он сбивается с пути; они предназначены, чтобы утвердить сердце и укрепиться в добрых решениях, чтобы мы не были равнодушны к своему долгу и не бросали его, а все хорошее в нас было укреплено, как гвоздь в твердом месте (Ис 22:23).

(2) Чтобы получить эту выгоду, божественные истины передаются нам двумя путями.

[1] С помощью Писания, как твердого правила, и слов мудрых, то есть пророков, названных мужами мудрыми (Мат 23:34). Эти истины представлены в белом и черном цвете, чтобы мы могли обращаться к ним в любое время и использовать их как иглы и гвозди. С их помощью мы можем учиться; пусть с остротой и силой коснутся души, пусть оставленное ими впечатление будет глубоким и длительным и сделает нас мудрыми ко спасению.

[2] С помощью служения. Чтобы сделать слова мудрых более полезными для нас, указано, что они должны произноситься и внушаться составителями их (главенствующими в собраниях, англ.пер.). Торжественные собрания для религиозного поклонения являются древним божественным постановлением, предназначенным для прославления Бога и назидания Церкви; они не только приносят пользу, но и необходимы именно для этой цели. На этих собраниях должны присутствовать учителя – служители Христа – председательствующие, чтобы быть устами Бога к народу и устами народа к Богу. Их обязанность – внушать слова мудрых, вбивать их, словно гвозди, в голову; для этого слово Божье послужит молотом (Иер 23:29).

8. То, что написано и рекомендовано нам, имеет божественное происхождение. Хотя эти истины приходят к нам через разные руки (многих мужей мудрых и учителей в собраниях), в то же время они – от единого пастыря, великого Пастыря Израиля, водящего, как овец, Иосифа (Пс 79:2). Бог является тем единственным Пастырем, чей благой Дух писал Писание и помогает учителям собрания раскрывать и применять писания. Эти слова мудрых – истинные высказывания Бога, которым могут довериться наши души. От этого единого Пастыря все служители могут принять, что им говорить и излагать в свете написанного слова.

9. Если мы будем использовать священные богодухновенные писания, то они достаточны, чтобы привести нас на путь истинного счастья, и в стремлении к нему нам не нужно изнурять себя исследованием других писаний (ст. 12): «А сверх того больше ничего не остается сказать, кроме того, что составлять много книг – конца не будет», то есть (1) писать много книг. «Если мною написанное не убедило тебя в суетности мира и необходимости быть религиозным, то как бы много ни написал, я не добился бы этого». Если цель не достигается при использовании тех книг Писания, которыми Бог благословил нас, то она не будет достигнута, если будет написано вдвое больше; более того, если бы мы имели так много книг, что мир не смог бы вместить их (Иоан 21:25), и изучили их, то это лишь смутило бы нас и скорее утомило бы тело, чем принесло пользу для души. Мы имеем столько, сколько Бог считает полезным для нас. Тем более не нужно ожидать, что тот, кто не последовал предостережению этих книг, послушается других. Даже если бы люди написали огромное количество книг, посвященных человеческой жизни, писали, пока сами не устали от занятий, то и тогда они не смогли бы дать лучшие наставления, чем те, которые мы имеем в слове Божьем. Или (2) покупать много книг, делая себя хозяином их и того, что в них, благодаря длительному изучению; но и тогда желание учиться не будет удовлетворено. Несомненно, это будет наилучшим времяпрепровождением и развлечением, какие только способен дать человеку мир; но если эти книги не предостерегут нас от суетности мира и человеческих учений, если среди всего прочего они не убедят нас в их неспособности сделать человека счастливым без истинного благочестия, то, увы! им конца не будет, как и реальной пользы от них. Они утомят тело, но никогда не дадут душе истинного удовлетворения. Великий мистер Селден поддержал эту мысль, признав, что во всех прочитанных им книгах он никогда не мог найти того, чем успокоилась бы его душа, кроме святого Писания, особенно Послания к Тимофею 2:11,12. Поэтому давайте назидаться этими истинами.

Стихи 13-14. Великие исследования, которые в этой книге произвел Соломон, сводятся к следующему: «Что хорошо для сынов человеческих и что должны были бы они делать?» (Еккл 2:3). Что представляет собой правильный путь к истинному блаженству и определенные средства для достижения этой великой цели? Он напрасно искал его среди тех вещей, к которым стремится большинство людей, но вот, наконец, нашел с помощью открытия, которое Бог давно сделал для человека (Иов 28:28): усердное благочестие является единственным путем к истинному блаженству. Давайте выслушаем сущность всего, отчет о том, что было велено исследовать, результат усердного изучения; все, что я хочу сказать, заключено в двух словах. Автор не спрашивает: «Вы слышите мои слова?», а предлагает: «Давайте выслушаем их», ибо сами проповедники должны слушать то слово, которое они проповедуют другим, должны слушать его, как от Бога; тот проповедник наполовину, кто учит других, но не себя (Рим 2:21). Всякое слово Бога чисто и ценно, но отдельные слова заслуживают особой отметки, как, например, это; Мазориты писали их с большой буквы, как во Второзаконии 6:4. Сам Соломон ставит nota bene перед этой фразой, требуя к ней внимания: «Выслушаем сущность всего». Здесь обратите внимание:

I. Итог религии. Отложив вопросы, сомнительные для обсуждения, быть религиозным – значит бояться Бога и соблюдать Его заповеди.

1. Корень религии – страх Божий, царствующий в сердце, благоговение перед Его величием, уважение к Его власти и страх перед Его гневом. Бойся Бога, то есть поклоняйся Ему, воздавай Ему славу, достойную Его имени во всех проявлениях истинного поклонения – внутреннего и внешнего (см. Отк 14:7).

2. Принцип религии – это закон Божий, явленный в Писании. Его заповеди должны научить нас бояться Бога (Ис 29:13), поэтому мы должны хранить и тщательно соблюдать их. Где страх Божий царствует в сердце, там будет уважение ко всем Его заповедям и старание соблюдать их. Мы напрасно притворяемся, что боимся Бога, если сознательно не исполняем свой долг перед Ним.

II. Огромная важность этого: потому что в этом все для человека; это его основное дело и в этом заключается его благословение; здесь подведен итог всем нашим обязанностям и в этом находится наше утешение. Это составляет заботу каждого человека и должно быть его основным и длительным беспокойством; это общая забота всех людей, на что они тратят все свое время. Неважно, беден он или богат, занимает важное или ничтожное положение, главное для человека – бояться Бога и делать так, как Он велит.

III. Сильное побуждение к этому (ст. 14). Мы увидим, какие великие последствия для нас имеет то, религиозны ли мы, если задумаемся об отчете, который вскоре нам придется дать о себе Богу; до сего места автор приводит доводы против чувственной и порочной жизни (Еккл 11:9), а здесь – в пользу религиозной жизни: «Всякое дело Бог приведет на суд». Отметьте:

(1) грядет суд, на котором окончательно будет определено вечное положение человека.

(2) Сам Бог, Бог-человек, будет Судьей, но не только потому, что Он имеет право судить, но и потому, что абсолютно соответствует этой роли, являясь безгранично мудрым и справедливым.

(3) Всякое дело тогда Бог приведет на суд, Он вновь призовет его и будет вникать в него. Это будет день, который напомнит обо всем, что было сделано в теле.

(4) Тогда будут решаться важные вопросы о всяком деле: хорошо оно или плохо, соответствовало воле Божьей или противоречило ей.

(5) Даже тайные дела, хорошие и плохие, будут выведены на свет на суде в тот великий день (Рим 2:16);

не останется ни одного сокрытого хорошего или плохого дела, а все будет явлено.

(6) Рассуждения о грядущем суде и о его строгости побуждают нас сейчас быть очень требовательными, ходя перед Богом, чтобы мы могли дать свой отчет с радостью.