Введение

Мы все еще находимся среди блаженных мужей и слуг Соломона, которые всегда предстоят пред ним и слышат мудрость его. Из всех изречений мудрости наилучшими являются те, которые произнесены незамедлительно под воздействием божественного вдохновения; в этой книге они переданы нам, чтобы люди могли не только услышать, а затем забыть или изложить их ошибочно, а прочитать, оценить, обдумать и постоянно хранить их в памяти; они изложены на бумаге, чтобы из-за постоянного повторения не потеряли своей красоты. Описание отступничества Соломона от Бога в конце его правления (3Цар.11:1) является трагической частью его истории. Мы предполагаем, что его Притчи были написаны в молодости, в наилучший период его жизни, когда он хранил свою непорочность, а Книга Екклесиаста – когда он состарился (ибо из-за тягот и угасания, связанного с возрастом, он говорит с чувством, гл.12) и благодатью Бога исцелился от отступничества. В первой книге он изложил свои наблюдения, а в этой описывает свой жизненный опыт; это слова мудрости, накопленные за многие годы. Название книги и автор упоминаются в первом стихе, поэтому здесь мы только обратим внимание на следующее:

I. Это проповедь, проповедь в печати; содержание ее таково (Еккл.1:2): «Суета сует, – все суета»; это также и доктрина. Эта истина доказана с помощью многих пространных аргументов и детальных заключений; книга также отвечает на различные возражения, а в заключение она увещевает нас использовать и применить эти знания, чтобы помнить своего Творца, бояться Его и хранить Его заповеди. Конечно, в этой книге много неясных мест, трудных для понимания, и некоторые из них люди порочного ума превращают к собственной своей погибели, не умея определить разницу между аргументами Соломона и возражениями атеистов и эпикурейцев. Но здесь содержится достаточное количество простых и четких утверждений, чтобы убедить нас (если мы принимаем уверения) в суетности этого мира и его полной неспособности сделать нас счастливыми, чтобы убедить нас в порочности греха и его несомненной склонности делать человека несчастным, в том, что мудро быть религиозным, что твердое утешение и удовлетворение можно обрести, исполняя свой долг перед Богом и человеком. Это должно быть целью каждой проповеди, и хорошей считается та, с помощью которой эти цели в какой-либо степени достигаются.

II. Это проповедь-покаяние, как некоторые псалмы Давида; это проповедь-отречение, в которой проповедник со скорбью оплакивает собственную глупость и ошибки, совершенные в то время, когда надеялся обрести удовлетворение в благах этого мира и даже в запретных чувственных наслаждениях, которые сейчас считает более горькими, чем смерть. Его падение – доказательство слабости человеческой природы. Да не хвалится мудрый мудростью своею и не говорит: «Я никогда не буду настолько глуп, чтобы делать то и то…», раз Соломон, мудрейший человек, поступил так глупо; и да не хвалится богатый богатством своим, раз богатство Соломона явилось для него сетью и причинило ему больше вреда, чем бедность – Иову. Его исцеление – доказательство силы Божьей благодати, которая привела к Богу человека, находившегося так далеко от Него; это также доказательство богатства Божьей милости, которая приняла его, несмотря на многие отягчающие обстоятельства его греха, соответственно данному Давиду обетованию о том, что, если его дети будут творить беззаконие, то будут наказаны, но не отвергнуты и лишены наследства (2Цар.7:14,15). Поэтому пусть тот, кто думает, что стоит, боится упасть; и пусть упавший поторопится подняться и не отчаивается получить помощь и быть вновь принятым ею.

III. Это практическая, полезная проповедь. Покаявшись, Соломон, как и его отец, принимает решение учить тех, кто оставил путь Божий (Пс.50:15), чтобы остерегались скал, которые оказались смертельными для него самого; и это были плоды, достойные покаяния. Фундаментальная ошибка сынов человеческих, которая приводит к отступничеству от Бога, совпадает с ошибкой их первых родителей, стремившихся стать богами, вкусив то, что кажется хорошим для пищи, приятно для глаз и желанно, чтобы сделать человека мудрым. Цель этой книги – показать, что это великое заблуждение, и наше счастье не в том, чтобы стать как боги, иметь и делать все, что хотим, а в том, чтобы иметь своим Господом того, кто сотворил нас. Нравственные философы много спорили о человеческом счастье или об основном благе. По этому поводу существует много мнений, но в этой книге Соломон разрешает этот вопрос и утверждает, что страх перед Богом и исполнение Его заповедей – главное для человека. Он испытал удовлетворение, которое могли дать богатства этого мира и чувственные наслаждения, но в конце провозглашает, что все это суета и томление; в то же время многие не примут его слово, а будут проводить такие же опасные эксперименты, и это окажется для них смертельным. Он

(1) показывает суетность вещей, к которым люди чаще всего стремятся, чтобы обрести счастье, – образованность, политика, чувственные удовольствия, слава, сила, богатство и большое состояние. А затем он

(2) предписывает средства против раздражения духа, сопровождающего их. Хотя мы не можем избавить их от суетности, но можем избавить себя от беспокойства, которое они несут с собой, не привязываясь к ним, наслаждаясь удобствами, но не строя на них свои надежды, а в каждом событии покоряясь воле Божьей; особенно мы должны вспоминать о Боге во дни нашей юности, пребывать в страхе Божьем и служить на протяжении всей жизни, взирая на грядущий суд.